Налоговая система Республики Казахстан

Налоговая система Казахстана еще молода и находится в стадии доработки и совершенствования. Отсутствие в нашей стране налоговых отношений как таковых, стало причиной того, что новая налоговая система разрабатывалась «с нуля».

В мировой практике налогообложения применяются определенные, исторически сложившиеся принципы построения налоговой системы, опираясь на которые можно не только выбрать верное направление в становлении налоговой системы, но и оценить действующую в республике систему налогов и механизмов налогообложения.

В 1991 году правовой основой налоговой системы Республики Казахстан являлся Закон «О налоговой системе в республике Казахстан» от 25 декабря 1991 года, который определял порядок взимания налогов, сборов и пошлин, зачисления их в бюджеты различного уровня, а также права и обязанности плательщиков. В последующие годы были приняты и другие законы, регулирующие взаимоотношения между государством и хозяйствующими субъектами.

Оценку системы налогов можно вести в четырех основных аспектах: финансовом, экономическом, социальном и организационном.

Финансовый или фискальный аспект характеризует систему с точки зрения удовлетворения потребностей бюджета в денежных средствах.

Экономический аспект отвечает на вопрос о мере влияния налогов на развитие производства, стимулирование предпринимательской деятельности.

Социальный аспект определяет степени справедливости обложения различных слоев населения и его социальных групп.

Организационный аспект связан с механизмом налогообложения, его внешними организационно-техническими формами, управляемостью системы.

Кроме вышеуказанных аспектов для оценки качества налоговой системы Казахстана могут использоваться и требования, применяемые в мировой практике для построения оптимальной налоговой системы.

Основными их них являются:

1. Простота и понятность налоговой системы

2. Распределение налогового бремени

3. Соблюдение принципа нейтральности

4. Соблюдение принципа равенства и справедливости налогообложения

5. Использование налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста

6. Минимизация издержек, связанных с управлением системой и соблюдением налогового законодательства.

Основоположником теории налогообложения А. Смитом были определены 4 принципа налогообложения:

1. Справедливость – всеобщность обложения и равное изъятие налогов с граждан

2. Определенность – сумма, время уплаты налогов должны быть изложены

3. Удобность - налог должен взиматься в удобное время для налогоплательщика

4. Экономия – рационализация системы налогообложения.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под налогами

2. Экономическая сущность налогов

3. Суть реальных налогов

4. В чем состоят организационные признаки налогов

5. Каковы элементы налогов

6. Что понимается под налоговой ставкой

7. Виды налоговых ставок

8. Как классифицируются налоги по платежеспособности

9. Как делятся налоги в зависимости от использования

10. Что понимается под налоговым механизмом

11. Перечислите элементы налогового механизма

12. Перечислите общегосударственные налоги

13. Какие налоги относятся к местным налогам

14. Какие функции выполняют налоги

15. Что понимается под налоговой системой

16. Какие существуют оценки системы налогов

17. Каковы требования построения оптимальной налоговой системы




double arrow
Сейчас читают про: