План изучения темы:
2.1 Классификация волокон, идущих на изготовление пряжи и тканей.
2.2 Производство тканей. Прядение. Ткачество.
2.3 Виды тканей.
2.4 Методика ознакомления учащихся с видами волокнистых материалов и тканей. Опыты по выявлению свойств тканей. Работа с коллекцией образцов волокнистых материалов и тканей на уроках трудового обучения.
Вопросы для самоконтроля:
1. На какие группы делятся волокна, идущие на изготовление пряжи и тканей [1, с.37; 10, с.4]?
2. Охарактеризуйте натуральные растительные и животные волокна [1, с.38-41; 10, с.4-8].
3. Охарактеризуйте химические и смешанные волокна [1, с.41-42; 10, с.8-9].
4. Что входит в понятие «текстильная промышленность»? Опишите процессы прядения и ткачества. Какие бывают виды ткацких переплетений нитей в тканях [1, с.43-47]?
5. По каким признакам могут классифицироваться ткани и различные текстильные изделия [1, с.48-49]?
6. С какими видами тканей знакомятся младшие школьники по классам [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]?
При ответе используйте данные таблицы 2.
|
|
7. Какова роль опытов при работе с текстильными материалами [1, с.11; 12, с.41-42]?
8. Как может быть организована работа по созданию и использованию коллекции образцов волокнистых материалов и тканей на уроках трудового обучения[12, с.43-44, 49-50]?
Задания:
1. Составьте блок-схемы, отражающие классификации видов тканей и текстильных изделий по различным основаниям.
2. Изготовьте универсальную коллекцию образцов тканей и текстильных материалов, с которыми знакомятся младшие школьники в 1-4 классах [1, с.70-72; 10, с.15].
3. На основе анализа содержания учебной программы по трудовому обучению, учебников для 1-4 классов заполните таблицу 2 «Ознакомление с тканями и текстильными материалами в 1-4 классах (опыты и наблюдения)»:
Таблица 2