Художественная культура

Предмет «Художественная культура» представляет собой заключительный этап единой системы художественно-эстетического развития учащихся общеобразовательной школы с 1 по 11 класс («Музыкальное искусство» – 1-8 классы, «Изобразительное искусство» – 1-7 классы) и направлен на постоянное, последовательное обогащение учащихся знаниями закономерностей развития искусства, где важнейшие явления жизни предстают перед школьниками в его ярких образах, позволяет успешно решать образовательные и воспитательные задачи.

Актуальность этого образовательного предмета состоит в том, что анализ развития культуры есть одним из важных вопросов исследования исторического процесса в целом, закономерностей культурного развития общества.

Задания для проведения аттестации составлены с учетом охвата основных разделов и тем школьного курса по художественной культуре, целью которого является художественно-эстетическое развитие личности и формирование комплекса ключевых, предметных и межпредметных компетенций. Выполнение заданий позволяет определить уровень усвоения учениками государственного стандарта и действующих учебных программ по предмету.

Выполнение всего комплекса заданий позволяет определить уровень усвоения учениками действующей учебной программы по «Художественной культуре».

Содержание заданий в билетах составлено с учетом проведения экзамена как в устной, так и в письменной форме. Поэтому они структурированы из заданий различного типа и уровня сложности, что позволит более полно оценить выполнение их учениками.

Каждый из 25 билетов состоит из трех заданий. Первое и второе – предусматривают проверку общей ориентации учащихся в явлениях художественной культуры, языковых и жанрово-стилевых особенностях различных видов искусства, а также уровень проявления художественного мышления – умение анализировать, сопоставлять, искать аналогии и тому подобное. Третье – направлено на проверку умения применять на практике полученные знания.

В задания билетов включены:

1. Теоретический вопрос, предусматривающий проверку знаний учащихся отдельных художественных фактов, общую ориентацию в явлениях художественной культуры, мышления и деятельности репродуктивного характера.

2. Второе задание также теоретического характера, но основано на визуальном ряде и направлено на:

а) выявление уровня знаний и умений учащихся сравнивать, систематизировать и обобщать факты и явления художественной культуры;

б) проверку умения анализировать и интерпретировать произведения искусства, применять объяснения и примеры как проявление ключевых и предметных компетенций;

в) определение самостоятельности художественного мышления и деятельности конструктивного характера.

Выполнение задания даст представление об: а) уровне умения учащихся устанавливать соответствия между художественным образом произведения и его содержанием, принадлежности к определенному виду, жанру, стилю или направлению искусства; б) осознании учениками художественно-языковых средств, основных понятий и терминов, которые направлены на проверку умений учащихся воспринимать и понимать художественные произведения; в) уровне знаний основной художественной терминологии как проявления художественного мышления и деятельности реконструктивного характера.

3. Третье задание творческого характера и направлено на проверку навыков учащихся практически применять приобретенные художественные знания и умения в жизненных ситуациях. В третий вопрос включены задания, направленные на проверку:

а) сформированности художественного мышления учащихся и деятельности творческого характера;

б) комплекса ключевых, предметных и межпредметных компетенций, а именно: умение учеников устанавливать взаимосвязи между видами искусства и между художественными и жизненными явлениями; оценки проявления самостоятельного художественного мышления и деятельности творческого типа (создание визуального образа);

в) активности художественно-творческого воображения, использование оригинальных ассоциаций, параллелей, аналогий и способности к практическому применению приобретенных художественных знаний через деятельность творческого характера (создание визуального образа).

Оценивая ответы одиннадцатиклассников на задания экзаменационных билетов, необходимо обратить внимание на то, что ученики должны уметь:

· определять хронологические границы и последовательность возникновения художественных стилей;

· выделять сущностные признаки стилей и направлений художественной культуры, видов и жанров искусства;

· использовать иллюстративный материал как источник информации при характеристике стилей, видов и жанров искусства;

· давать характеристику культурным явлениям, оперируя конкретными примерами;

· формулировать эмоционально-ценностную оценку культурных явлений и деятельности выдающихся представителей искусства;

· сопоставлять и сравнивать культурные явления;

· синтезировать усвоенную информацию;

· анализировать и обобщать;

· формулировать выводы и обобщения;

· давать определения понятий.

При оценке ответов учащихся учитывается: понимание учениками заданий билетов и соответствие содержания ответа на поставленный вопрос; применения учащимися при ответах на вопрос необходимого иллюстративного материала и фрагментов музыкальных произведений, точность в изложении фактического материала; основательность суждений, убедительность и аргументированность выводов; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать культурные явления разных эпох и конкретные художественные шедевры; использование необходимых искусствоведческих терминов и понятий (в рамках программы); композиционное построение ответов; ясность и точность изложения, речевую грамотность.

С целью качественной подготовки к ответу школьников необходимо обеспечить иллюстративным материалом (CD, репродукции, фотоматериалы, записи музыкальных произведений и т.д.).

На выполнение государственной итоговой аттестации (письменная форма) отводится 2 академических часа (90 минут) - время на вступительную беседу и инструктаж не учитывается.

Рекомендуем обратить внимание на критерии оценивания ответов на экзамене.

Оценка по 5-балльной шкале Критерии оценивания ответов на экзамене
Оценка «5» Ученик (ца): - имеет глубокие знания по художественной культуре; - способен систематизировать, обобщать, воспринимать и интерпретировать интегрированные художественно-культурные явления на основе взаимодействия различных видов искусств; - широко применять ассоциативные связи между художественными произведениями и жизненными явлениями. Ученик (ца): - осознанно использует специальную терминологию в размышлениях, выводах и обобщениях относительно художественных образов; - демонстрирует высокую культуру речи; - имеет собственные суждения о произведениях классического и современного искусства; - предлагает нетипичные, интересные варианты интерпретации художественно- культурных явлений; - проявляет высокий уровень художественно-творческого мышления, миропонимания и мировосприятия; - самостоятельно творчески использует полученные знания, умения в художественной деятельности; - демонстрирует личное, толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культу­ру как неотъемлемую составляющую мировой культуры.
Оценка «4» Ученик (ца): - демонстрирует достаточный уровень усвоения тематического материала, но знания недостаточно устойчивы; - при интерпретации художественных произведений допускает незначительные терминологические ошибки, требующие уточнения или корректировки; - демонстрирует стандартное мышление; - не достаточно полно характеризует художественно-образное содержание произведений разных видов искусства; - проявляет недостаточную речевую культуру при оформлении собственных размышлений о явлениях искусства; - не всегда может самостоятельно систематизировать и обобщить тематический материал; - самостоятельная художественно-творческая деятельность на достаточном уровне.
Оценка «3» Ученик (ца): - демонстрирует слабые знания и понимание основных тематических положений; - может воспринимать и интерпретировать только определенную часть тематического художественного материала; - выявляет слабые знания специальной терминологии; - имеет недостаточно развитое художественное мышление; - не всегда последовательно и логично характеризует отдельные произведения искусства, ответы требуют уточнений и дополнительных вопросов; - не умеет самостоятельно анализировать культурно-художественные явления, делать сравнения, выводы; - недостаточно умеет воспринимать, интерпретировать художественные произведения, которые требуют абстрактного мышления; - словарный запас беден; - творческое самовыражение на удовлетворительном уровне.
Оценка «2» Ученик (ца): - воспринимает и интерпретирует отдельные художественно-культурные явления; - знает только незначительную часть тематического материала; - демонстрирует ограниченный словарный запас, излагает свои мысли, мнения на элементарном уровне; - выявляет терминологическую безграмотность; - творческое художественное самовыражение на неудовлетворительном уровне.
Оценка «1» Ученик (ца): - воспринимает тематический материал на частичном уровне; - однозначно характеризует произведения искусства; - демонстрирует слабо сформированное художественное мышление; - имеет элементарный словарный запас; - художественно-практические навыки деятельности отсутствуют.

При оценке результатов экзаменационной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории художественной культуры, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы.

К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.

Задания для экзаменационных билетов на базовом и профильном уровнях составляются учителем и рассматриваются на заседании МО учителей предметов художественно-эстетического цикла и утверждаются руководителем образовательного учреждения. Предлагаем примерные задания базового уровня, разработанные учителем художественной культуры Новоамвросиевской школы Минасян Н.Г., к.п.н. (Приложение № 1)

Для составления заданий профильного уровня рекомендуем учитывать особенность художественно-эстетического профиля и непосредственную связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. Поэтому контрольная работа должна предусматривать более высокие требования к уровню знаний учащихся, развитию у них художественных умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Рекомендуем добавить дополнительный теоретический вопрос по усмотрению учителя (в рамках программного материала). На выполнение государственной итоговой аттестации на профильном уровне (письменная форма) отводится 3 академических часа (135 минут) - время на вступительную беседу и инструктаж не учитывается.

Приложение № 1. Ориентировочные билеты для государственной итоговой аттестации по художественной культуре (Составила Минасян Н.Г., учитель художественной культуры Новоамвросиевской ОШ І – ІІІ ст. кандидат педагогических наук)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: