Составляющие рынка труда

Объект и субъекты - основные составляющие рынка труда.

Объектом рынка труда является труд.

Субъектами выступают: работодатели, безработные, наемные работники, самостоятельно занятые работники. Главными составляющими рынка труда являются предложение труда и спрос на него.

Предложение на рынке труда представлено определенными группами трудоспособных людей: теми, кто не имеет работы, но хочет ее найти и ищет; теми, кто имеет работу, но не удовлетворен ею и подыскивает себе другое место работы; теми, кто имеет работу, но предполагает, что может в ближайшем будущем ее потерять, и поэтому на всякий случай ищет другое место работы.

Спрос на рынке труда представляют работодатели. Спрос характеризует потребность в труде, т.е. отражает, какое количество рабочих готовы нанять производители в определенный момент при заданном уровне заработной платы. Значит, спрос может отражать число вакансий.

Спрос и предложение в своем единстве определяют ёмкость рынка труда, т.е. она обусловлена, с одной стороны, количеством вакансий, а с другой — количеством лиц, занятых поиском работы.

Виды рынка труда.

На любом рынке действуют продавцы и покупатели, и в этом отношении рынок труда не является исключением, т.е. он состоит из всех продающих и покупающих труд. Если продавцы и покупатели ищут друг друга по всей стране, то такой рынок называется национальным рынком труда.

Если же продавцы и покупатели ищут друг друга лишь на определенной территории, то такой рынок называется местным.

Когда же отношения в сфере найма строятся внутри предприятия, фирмы, такой рынок принято считать внутренним рынком труда.

Рынок труда можно рассматривать широко — это совокупный рынок, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общую потребность экономики в труде).

В узком смысле рынок труда — это текущий рынок, составляющий часть совокупного рынка и определяющийся количеством вакансий и лиц, занятых поиском работы.

Текущий рынок подразделяется на две части:

1) открытый, на котором предложение охватывает людей, ищущих работу, в том числе, нуждающихся в переориентации, подготовке и переподготовке, а спрос характеризуется вакантными местами;

2) скрытый, включающий лиц, которые формально заняты в хозяйстве, но без ущерба для производства могут быть высвобождены.

Оба этих рынка имеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную (незарегистрированную) части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: