ОК-13 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы

Методические рекомендации к подготовке и оформлению эссе, рефератов. Рекомендуемые темы.

Компетенции ОК-7,13 ПК

ОК-7 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

- знать: основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления.

- уметь: организовать работу малого коллектива, рабочей группы.

- владеть: навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

ОК-13 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы

- знать: основные макроэкономические показатели и принципы их расчета

- уметь: ориентироваться в мировом историческом, процессы и явления, происходящие в обществе

- владеть: экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства.

Эссе - это письменная работа, включающая самостоятельный институциональный анализ темы (кэйса), с использованием базовой и дополнительной специальной литературы и публикаций в журналах, газетах и на сайтах сети Интернет. Термин «эссе» происходит от французского "essai", англ. "essay", "assay" - опыт, проба, попытка, набросок, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Эссе, как правило, выражает индивидуальные мнение и суждения по заявленной проблеме, может стать первым опытом научно-исследовательской работы студента в команде. Поэтому метод групповых эссе в учебном процессе становится актуальным, так как применяется для организации совместной работы студентов над решением поставленной проблемы, а результатом являются: доклады, научные проекты, презентация, тезисы. В ходе написания групповых эссе студенты формируют следующие умения и навыки:

- работать в группе над решением поставленной проблемы находить компромиссы и приобретать навыки совместного использования средств ИКТ (офисные программы, электронная почта, форумы Интернет и пр.) принимать групповое решение;

- участвовать в дискуссии, воспринимать мнение оппонентов; аргументировать и представлять свою точку зрения по решению проблемы.

Цель написания эссе состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые актуальные проблемы. Студент должен четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем письма и устной речи.

Задачи написания эссе:

- проработать одну работу по институциональному анализу (главу или статью авторов «базовых работ», см. список), изложив ее основное содержание в форме тезисов (6-16 стр.), используемых для анализа кэйса;

- самостоятельно выбрать кэйс, отражающий пример или проблему из современной жизни (возможно по материалам любых публикаций), обосновать и проанализировать институциональные подходы решения ситуации. Существуют различные классификации типов эссе, наиболее типичные представлены в таблице 1.

Таблица1- Классификация типов эссе

Типы эссе Отличительные особенности
Описательное Описывается предмет, явление или процесс с выделением существенных признаков, элементов, обеспечивающих их узнавание.
Доказательное Приводятся доказательства исходного тезиса в виде цифр фактов, аргументов и аргументации классиков, современных ученых представленной в первоисточниках
Сбалансированное Рассматриваются две разные стороны одного и того же тезиса и осуществляется поиск истины каждой из сторон.
Сравнительное Представляются альтернативные точки зрения на основе обоснования критериев, характеристики, преимуществ и недостаток того или иного подхода выявления преимущества и недостатков то количественные данные, первоначально оформленные в таблице или графике.
Логическое эссе Устанавливается причинно-следственная цепь тезиса и аргументации, приводящая к заключительной мысли.

Структура и композиционное построение эссе:

1.Титульный лист (приложение 1);

2.Введение 1стр. (понятие, постановка проблемы );

3.Основные положения (тезисы 1-2 стр.) базовой работы;

4.Основная часть- 6-8стр. (суждение, аргументация, решение проблемы);

5.Заключение-1-3стр.(умозаключение, обоснованные выводы);

6.Список использованных источников (первоисточники, периодическая литература, Интернет-ресурсы – около 5-15 источников);

7. Глоссарий (определения терминов, категорий, теорем, законов и теорий, представленных в базовой работе).

Введение состоит из ряда компонентов, связанных логически:

- постановка и обоснование выбора темы, ее актуальности;

- цель и определение задачи по теме эссе и ее связи с базовой работой;

- краткий обзор литературы - краткая характеристика базовой работы и публикаций, отражающих альтернативные или сходные точки зрения, представителей западной, отечественной нео классической и институциональной школ.

Основные положения или тезисы базовой работы – положения (3-4), используемые в авторском анализе в основной части.

Основная часть состоит из параграфов и подразделов содержит кейс и логически стройное изложение автором своего взгляда на проблему кейса;Данная часть предполагает развитие аргументации и последовательность анализа на основе обоснованных имеющихся данных и/или других аргументов и позиций по этому вопросу. В зависимости от постановки проблемы анализ проводится на основе следующих взаимосвязанных категорий: причина - следствие, общее - особенное, форма - содержание, часть - целое, постоянство - изменчивость. В процессе построения эссе необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением только одной главной мысли. Существенное значение имеют подзаголовки, что позволяет выстраивать логическую цепочку, структурировать текст и последовательно раскрывать суть проблемы. Например, при рассмотрении проблемы роли института в развитии экономической системы, следует выстраивать следующую логическую цепочку: институт-определение, функции, типы, соотношение понятий - право-правила-нормы-традиции-этика и культура; формальные и неформальные институты, эффективные и неэффективные институты, институциональные условия функционирования и развития экономики.

В процессе проведенного анализа в качестве аналитического инструмента необходимо использовать графики, диаграммы и таблицы (например, Таблица - Сравнительная характеристика поведения «экономического» и «институционального человека») и выдержки или цитаты (тезис-антитезис) из базовой работы. Основную мысль следует подкрепить весомыми аргументами и конкретными примерами. При проведении сравнительного анализа в таблице необходимо выделить основные критерии сравнения, а при характеристике системы необходимо выделить признаки

Количество параграфов в эссе не регламентируется, обычно можно ограничиться двумя-тремя параграфами.

Заключение - краткие аргументированные выводы, обобщения по теме исследования.

Список использованной литературы следует составлять в алфавитном порядке, включая, в первую очередь, базовую работу, а затем источники, имеющие отношение к рассматриваемой теме: монографии, словари, энциклопедии, статьи в печатных и электронных журналах, Интернет-ресурсы (5-15 наименований).

Список литературы и Интернет-ресурсы должны быть оформлены согласно стандарту (Приложение 1).

Оформление цитат. Цитаты в тексте берутся в кавычки, наряду с указанием автора указывается номер источника, страницы в Вашем списке литературы (желательно, постраничные ссылки). Например [1, с.51] или [1].

Порядок выбора и формулировка темы. Тема эссе формулируется автором самостоятельно. Наименование эссе должно содержать три позиции:

- указание анализируемых институтов (норм; соглашений; контрактов; институциональной среды и других институциональных форм);

- указание кэйса (конкретного предмета или проблемы исследования;

- указание базовой работы, институциональные, теоретические или прикладные положения которой используются в эссе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: