Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:
— организационный период (1 этап); 3—4 дня
— основной период (2 этап), 16—18 дней
— итоговый период (заключительный, 3 этап), 2—3 дня
Психолого-педагогические условия развития временного детского коллектива:
• Установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование нравственного климата во временном коллективе;
• Продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление временным детским коллективом;
• Единые педагогические требования;
• Разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, трудовая, творческая);
• Создание ситуации значимости и успеха для каждого члена временного детского коллектива.
• Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизни отряда, лагеря.
Приемы создания детского коллектива:
|
|
1. Знакомство. Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение.
2. Формальное создание группы. Название отряда, эмблема, девиз, выбор командира и пр.
3. Осознание принадлежности к группе (отряду). Место отряда (уголок), атрибутика, традиции, сигнал сбора, тайный знак, пароль, песня, правила.
4. Сплочение и развитие коллектива. Игры на сплочение, доверие; совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории); участие в КТД (коллективное творческое дело); Соревнование с другими отрядами; обсуждение жизни отряда (огоньки, сборы)
- лидерство в ВДК; понятие, деловое и эмоциональное лидерство; развитие лидерства в ВДК, работа вожатого с лидерами;сплоченность малой группы;