Из всего сказанного понятно, что особенностью этногенетических и культурогенетических проблем Кавказского региона является их сложный, комплексный характер. История и культура каждого этноса развертывается сложными и противоречивыми способами. Ни одна народность (протоэтнос), понятно, не может являться чем-то застывшим на вечные времена. В ходе своего развития она вступает в контакты с другими народами, происходит интеграционные и ассимиляционные, различающиеся, как правило, по степени интенсивности процессы, разнообразные мирные экономические связи, торговые отношения, языковые обмены, заимствования культурных достижений, межэтнические браки, нередко уступающие место военным столкновениям и конфликтам. Яркие примеры в этом плане можно наблююдать в этнической истории и культурогенезе Северного Кавказа, где в разные временные отрезки (исторические эпохи) соотношения субстратных и суперстратных элементов в процессах становления того или иного этноса были различными, а включение в местную среду многочисленных внешних «генетических импульсов» выражалось в самых разнообразных формах. В конечном итоге Северо-Кавказский культурно-исторический регион обрел мозаичность как в языковом, этническом, культурном, так и антропологическом отношениях. Так, в регионе проживают народы со значительным кавказским субстратом (подслоем) и с ярко выраженным тюркским или иранским суперстратом или наслоением (карачаевцы, балкарцы, кумыки, осетины). В то же время здесь проживают и адыги (адыгейцы, кабардинцы, черкесы) - сугубо автохтонный народ с довольно прочной кавказской субстратной основой.
|
|
Северный Кавказ действительно являет собой исторический коридор, по которому постоянно двигались или частично оседали многочисленные этносы, смешивались культуры самого разного происхождения. Но Северный Кавказ всегда сохранял и сохраняет свое своеобразие как особое историко-культурное пространство именно благодаря чрезвычайной живучести и устойчивости древнейшей коренной культуры, истоки которой следует искать в общекавказском автохтонном субстрате - в древних культурах эпохи камня, бронзы и раннего железа. Многие признаки этой коренной древней культуры пережили тысячелетия и века, дошли до современности. Это относится прежде всего к культуре автохтонов‚ в силу исторических обстоятельств перешедших к иранским и тюркским языкам (осетины, карачаевцы, балкарцы и кумыки).
Таким образом, культурная мозаика Северо-Кавказского региона при всей ее сложности ни в коей мере не является лишь совместным бытованием (сосуществованием) культур - их общность обусловлена исторически и генетически, очевидна во всех формах проявления, особенно в мифологии и обычаях, в музыкальной и хореографической культуре, в культуре одежды и быта. В этом контексте в кавказоведении все большее внимание привлекает идея кавказской цивилизации, становление основных черт которой относят к раннему средневековью. Средние века в процессах кавказского культурогенеза ознаменовались еще одним важным обстоятельством - соприкосновением русской и кавказских этнических культур.
|
|
B заключение - несколько замечаний методологического порядка. Дело в том, что изучение этногенетических процессов, a в связи c этим упор на факторы дифференциации этносов и культур, еще c 80-x годов минувшего века стало предметом особой заботы историографии и этнологии в регионах. B последнее время, понятно, не без основания ставится вопрос o преодолении крайних форм этноцентризма; он ставится на как общероссийской арене [31], так и в научных сообществах регионов, Северо-Кавказского в том числе [32]. Метологицеский этноцентризм обоснованно критикуется и в том плане, что он игнорирует культурно-интеграционные процессы, которые в Кавказском регионе всегда имели весьма значимый характер. Данная монография в некотором смысле является иллюстрацией этих процессов.