Структура данных, собранных методом социометрического опроса

4. Бинарные отношения.

5. Социограмма и социометрические индексы.

Методические указания по изучению темы

«Обработка данных в социометрическом исследовании: вычисление
индексов построение социограмм»

К моменту изучения данной темы студенты уже должны быть ознакомлены с методом социометрии, рассматриваемым также и другими дисциплинами. Однако следует подчеркнуть социологическую значимость этого метода: социометрия позволяет изучать отношения в малых группах, которые являются неотъемлемыми элементами общества. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, преломляя их через свою призму. Следует помнить, что термин «социометрия» был предложен Дж. Морено в 30-е годы нашего столетия. Важно знать, что Морено также разработал особую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменений во всей социальной системе.

Необходимо иметь в виду, что в целом социометрические методы направлены на исследование структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений
в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей
в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп, что особенно важно в социальном менеджменте. Важно знать, что, наряду с классическими, существуют новые методики проведения социометрии. Например, «референтометрия» (позволя-
ющая выделять референтные группы, то есть определять для каждого респондента тех членов группы, мнение которых его в наибольшей степени интересует) или методика «выбора в действии» (исследователь получает информацию
о выборах членов группы путем наблюдения в реальной или специально сконструированной им экспериментальной ситуации).

Следует помнить, что социометрическая процедура может проводиться
в двух формах: параметрической (когда число выборов ограничивается) и непараметрической (когда число выборов не ограничено). Также необходимо знать, что простейшими способами количественной обработки являются: табличный (социоматрица), графический (социограмма)и индексологический (персональные и групповые индексы).

Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов - графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков. Анализ социограммы заключается в определении центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок.

Студенты должны знать персональные (П.С.И.) и групповые (Г.С.И.) социометрические индексы. Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов
в группе. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса
i-члена; эмоциональной экспансивности j- члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij -члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i - выбираемый, j - он же выбирающий, ij - совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i -члена группы определяется по формуле: ,

где: С i - социометрический статус i -члена;

R+ и R- - полученные i -членом выборы;

N - число членов группы.

Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j- члена группы высчитывается по формуле ,

где: Ej – эмоциональная экспансивность j -члена;

Rj – сделанные /членом выборы (+, -).

С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются: индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности. Индекс эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле: ,

где: Ag - экспансивность группы;

N - число членов группы;

R j (+,-) - сделанные j -членом выборы.

Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле: ,

где: Gg - взаимность в группе по результатам положительных выборов;

А ij + - число положительных взаимных связей в группе;

N - число членов группы.

В целом, для закрепления знаний, полученных в рамках данной темы
и выработки практических навыков, на практическом занятии студентам предлагается ряд заданий, выполнение которых предполагает: 1) построение социоматриц; 2) построение различных видов социограмм; 3) вычисление социометрических индексов. Помимо осуществления перечисленных выше операций, необходимо обосновать их необходимость и целесообразность в каждом конкретном случае. Кроме того, возможно привлечение студентов к осуществлению самостоятельного исследования с использованием социометрических методик, рассмотренных в рамках лекционного занятия. Необходимо организовать и провести подобное исследование, а также осуществить глубокий анализ данных и сделать основные выводы с выходом на рекомендации.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите следующие понятия: социометрия, социоматрица, социограмма, социометрический индекс.

2. Объясните необходимость применения социометрического метода для изучения социальных процессов и явлений.

3. Покажите динамику изменения внутригрупповых предпочтений, если в группу попадает новый лидер, аутсайдер.

4. Обоснуйте специфику взаимоотношений объект-объект в коэффициентах социометрического анализа.

5. Перечислите основные социометрические индексы и объясните их значения.

6. Определите основные характеристики современных методов социометрии, проанализируйте их преимущества и недостатки.


типовые задания ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Тема Описание задания
Модуль 1. Применение процедур математической статистики в эмпирической социологии. Числовые характеристики выборки
1. Основные принципы измерения в социологии. Типы переменных 1. Подготовить эссе на тему: «Проблемы измерения в социологии» 2. Подготовить сообщение на тему: «Типы переменных в социологическом исследовании».
2. Перекрестная классификация. Графическое представление социологической информации 1. Найти дискретный ряд, который описывает объект исследования (дальше объект). Построить для него гистограмму и кумуляту. 2. Найти непрерывный ряд, который описывает объект. Построить для него гистограмму, полигон и кумуляту. 3. Осуществить визуализацию данных конкретного социологического исследования с помощью таблиц и графиков.
3. Характеристики положения (среднее арифметическое, мода, медиана и др.) Для конкретно заданного дискретного и непрерывного ряда вычислить: - среднее арифметическое (); – моду (Mo); – медиану (Me); –дисперсию ( ²); – среднее квадратичное отклонение (); – коэффициент вариации (V); – асимметрию (As). Проанализировать полученные результаты.
4. Характеристики рассеяния (дисперсия, среднее линейное и квадратическое отклонение, коэффициент вариации)
5. Проверка процедуры первичного измерения на надежность с использованием математических методов Проверить надежность данных, полученных в ходе социологического исследования: 1) путем выявления систематических ошибок; 2) путем проверки шкал на устойчивость. Сделать соответствующие выводы, в том числе и относительно обоснованности процедуры первичного измерения.
Модуль ІІ. Измерение связи между признаками с использованием математических методов
6. Нормальное распределение как модель вариации. Критерии линейной взаимосвязи 1. С помощью критерия Хи-квадрат () определить соответствие заданного эмпирического распределения теоретическому. Сделать соответствующие выводы о вероятности взаимосвязи между признаками. 2. Вычислить Хи-квадрат () для квадратной матрицы. Проанализировать результаты.
7. Статистическая гипотеза. Проверка статистических гипотез при анализе социологических данных 1. Построить корреляционное поле. Сформулировать гипотезу относительно связи между признаками. 2. Сформулировать гипотезу для конкретно заданного случая, осуществить ее проверку с помощью критерия Хи-квадрат ().
8. Меры взаимосвязи для интервального уровня измерения. Корреляционный анализ. Уравнение регрессии Найти коэффициент корреляции (r) между признаками Х и У, составить уравнение регрессии (). Проанализировать полученные результаты и сделать выводы относительно силы и характера связи.
9. Корреляционное отношение. Нелинейная регрессия. Множественная и частная корреляция 1. Определить наличие и силу связи между признаками х и у путем вычисления корреляционного отношения (); 2. Для конкретно заданного примера вычислить стандартизированные коэффициенты регрессии ( и ); 3. Для конкретно заданного примера определить частный коэффициент корреляции (). По каждому из заданий проанализировать полученные результаты в контексте социологической науки, сделать соответствующие выводы.
10. Корреляция рангов: коэффициент Определить уровень согласованности между двумя событиями, вычислив коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs). Сделать советующие выводы.
11. Коэффициент взаимной сопряженности. Некоторые общие принципы интерпретации коэффициентов корреляции 1. Найти трехмерное распределение, которое описывает объект исследования и имеет качественное измерение. 2. Найти коэффициент Пирсона (С) между значениями первого и второго признака заданного примера. Проанализировать полученные результаты.
Модуль ІІI. Математические процедуры в сетевом анализе и анализе социометрических данных
12. Элементы теории графов в сетевом анализе 1. Составить граф, описывающий объект исследования, в котором не менее семи вершин. Проанализировать интенсивность и направленность информационных потоков внутри графа, оценить геометрию графа в целом. 2. Выбрать актуальную проблему, связанную с сетевым планированием, построить граф (один или несколько), на этой основе описать путь разрешения данной проблемы.
13. Обработка данных в социометрическом исследовании: вычисление индексов, построение социограмм 1. Для заданных примеров просчитать персональные и групповые социометрические индексы. Сделать соответствующие выводы. 2. Провести социометрию в конкретной малой социальной группе: построить социоматрицу, социограмму, вычислить необходимые социометрические индексы. Сделать соответствующие выводы с выходом на рекомендации.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ТЕМ ЭССЕ И СООБЩЕНИЙ ПО КУРСУ

1. Зачем социологу математика.

2. Основные виды шкал и типы переменных в социологии.

3. Правила вычисления моды и медианы: разные точки зрения.

4. Необходимость визуализации социологической информации.

5. Правила графической и табличной визуализации результатов социологического исследования.

6. Необходимость определения характеристик положения в выборочном социологическом исследовании.

7. Необходимость определения характеристик рассеяния в выборочном социологическом исследовании.

8. От чего «отклоняется» среднее квадратическое отклонение?

9. Различные интерпретации понятия «надежность».

10. Роль математических методов при проверке процедуры первичного
измерения на надежность.

11. Основные характеристики нормального распределения.

12. Может ли распределение быть «не нормальным»?

13. Понятие корреляции в социологии.

14. Зачем искать связь между признаками?

15. Статистические и нестатистические гипотезы в социологическом
исследовании.

16. Линейная и нелинейная регрессия.

17. Суть вычислительных процедур измерения корреляции при линейной и нелинейной регрессии.

18. Карл Пирсон и его вклад в эмпирическую социологию.

19. «Регрессия», «корреляция», «детерминация», «сопряженность»: определение сущности понятий.

20. Коэффициенты корреляции, используемые при изучении социальных явлений и процессов: история применения.

21. Спирмен Ч. Э. и его вклад в изучение взаимосвязи между признаками.

22. Понятие микросоциологии в работах Дж. Морено.

23. Социометрия как один из способов получения информации о взаимоотношениях в малых группах.

24. «Социономия» и «социометрия» в понимании Дж. Морено.

25. Математические методы изучения отношений в малых группах.

26. Применение тории графов в социологии.

27. Особенности построения и типы графов.

28. Назначение и сущность сетевого анализа.

29. Применение теории графов в сфере социального управления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: