Й вопрос. Латинская Америка в 1945 - середине 1950-х гг

Наиболее развитыми гос-вами Лат. Ам. оставались страны Южного конуса — Аргентина, Уругвай и Чили, раньше др. вступившие на путь бурж.го промышленного прогресса. Это были урбанизированные республики с развитой социальной структурой, многочисленным, хорошо организованным и активным рабочим классом. Аргентина и Уругвай отличались значительным уровнем развития капиталистич. отношений в сельском хозяйстве.

К данной группе относились и крупнейшие по территории и населению республики региона — Бразилия и Мексика. Развитие их в послевоенные десятилетия отличалось динамизмом, что позволило им обогнать Аргентину по общему объему производства, хотя по продукции на душу населения и степени урбанизации Аргентина, Уругвай и Чили оставались впереди. В дальнейшем к группе наиболее развитых государств присоединились Венесуэла и Колумбия — страны Андск. субрегиона.

Вторая группа - три андск. республики — Перу, Эквадор, Боливия, и небольшие государства Центр. Америки. Слабее развита обрабатывающая промышленность, преобладали с-х или добывающая промышленность, заметнее были патриархальные пережитки, хотя эти страны уже прошли опред. путь капиталистич. эволюции. Некот. из них приближались к первой группе (Коста-Рика), др. отставали больше (Никарагуа, Гондурас).

3 группа — более отсталые страны региона — Гаити, Парагвай, ряд мелких территорий Карибск. бассейна (часть карибск. стран - ко 2 группе, например Ямайка, Тринидад и Тобаго; Пуэрто-Рико — к зоне развитого капитализма). В экономике доминировало с-х со значительными докапиталистич. пережитками, отсутствовала зрелая промышленность, была высока неграмотность, нищета и сохранялась патриархальность большей части населения, особенно в Гаити. Страны третьей группы были ближе к афроазиатск. странам колониального и зависимого мира. Их удельный вес в регионе был незначительным.

Наиболее развитые государства Лат. Америки по степени зрелости капитализма и социально-политич. жизни приближались к странам Южной Европы.

нестабильность политич. жизни оставалась хар-рной чертой для большинства республик Южной и Центр. Америки. Важную роль политич. арбитра и гаранта порядка и стабильности приобрела армия. Вооруженные силы оказывали давление на конституционные правительства, вмешивались в политич. борьбу, совершали гос. перевороты, сменяя одно правительство др. или устанавливая военную диктатуру. В странах с устойчивыми конституционными режимами и более развитыми партийно-политич. структурами (Чили, Уругвай, Мексика, Коста-Рика) армия в послевоенное время оставалась в стороне от прямого участия в политике.

2 мир. война привела к резкому сокращению притока промышленных товаров и иностранных капиталов в Лат. Америку, особенно из Европы. Большие масштабы принял начавшийся еще с 30-х гг. процесс «импортзамещающей индустриализации» — замены импорта многих промышленных товаров их производством на месте. В первую очередь получили развитие отрасли легкой, пищевой, нефтедобывающей промышленности. В ве-дущих по уровню экономич. развития странах происходило становление новых отраслей: металлургич., нефтеперерабатывающей, энергетич., химич.. Выпуск промышленной продукции в регионе в 1958 г. превысил довоенный уровень почти в три раза. Вырос удельный вес горожан. В 40-е гг. почти вдвое увеличились ряды промышленных рабочих. Неск. уменьшилась зависимость латиноамериканск. республик от иностранного капитала. Однако «импортзамещающая индустриализация» не смогла создать необходимые условия для самостоят. экономич. развития латиноамериканск. государств.

В рез. народных восстаний с участием демократически настроенных военных в 1944 г. были свергнуты диктатуры в Сальвадоре, Гватемале и Эквадоре. В 1945 г. были восстановлены демократич. свободы в Бразилии и Аргентине. Консервативные диктаторск. режимы сохранились лишь в нескольких небольших, сравнительно отсталых странах (Доминиканск. Республика, Никарагуа).

Большинство стран установило дипломатич. отношения с СССР. Усилились позиции коммунистов в политич. жизни.

В 1947—1948 гг. обстановка меняется в пользу правых сил. Связано с общим поворотом в мировой политике к «холодной войне». США используя экономич. зависимость стран региона, стремились подчинить их своему политич. влиянию, превратить в надежный стратегич. тыл.

2 сентября 1947 г. США и 20 латиноамериканск. республик подписали Межамериканск. договор о взаимопомощи (Договор Puo-дe-Жанейро). первый военно-политич. блок в послевоенном мире. IX Межамериканск. конференция в Боготе (апрель— июнь 1948 г.) завершила создание политич. союза участников Договора Рио-де-Жанейро в виде Организации американск. государств (ОАГ). Целями ОАГ были объявлены поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между участниками, организация совместных действий против агрессии, развитие политич., экономич., социального, научного и культурного сотрудничества. Оформление военно-политич. союза США и стран Лат. Америки на антикоммунистич. основе закрепило главенствующее положение США в Зап. полушарии и создало благоприятные условия для перехода правых сил в наступление по всему континенту. Начались гонения на коммунистов. Компартии оставались легальными лишь в некот. странах, в т. ч. в Мексике и Уругвае. Численность компартий сократилась. Осложнилась обстановка в профсоюзном движении. Межамериканск. региональная организация трудящихся - проводник идей панамериканизма в рабочем движении. В декабре 1954 г. - региональный проф-центр реформистск. направления — Латиноамериканск. профсоюзная христианск. конфедерация, объединившая сторонников католич. социальной доктрины, приверженцев христианск. синдикализма.

Распространение теории «географич. детерминизма». Само географич. положение Лат. Ам. и ее тесная зависимость от США заранее обрекали на неудачу любую попытку противостоять США.

Наступление на права трудящихся вызвало рост забастовок. Движение против вовлечения стран региона в милитаристск. политику США. Активизировались массовые национал-реформистск. партии и движения. Революции в Гватемале, Боливии, Кубе (социалистич.).

14-й вопрос. Латинская Америка в конце 1950-х— 1-Й половине 1970-х гг.

Политика реформ в первой половине 60-х гг. XX столетия. «Доктрина ЭКЛА». Программа «Союз ради прогресса»

Несоответствие социально-экономич. структуры лати­ноамериканск. общества новым условиям мирового разви­тия, побудили промышленную буржуазию и либеральные круги искать более действенные пути модерниза­ции экономики и социальных отношений с помощью реформ.

Теоретич. обоснованием реформистск. политики по­служила «доктрина ЭКЛА», разработанная в 50-е гг. группой латиноамериканск. экономистов и социологов — сотрудни­ков созданной ООН в 1948 г. Экономич. комиссии для Лат. Америки (ЭКЛА).

авторы доктрины считали, что преодолеть хронич. отставание и зависимое состояние страны региона смогут лишь при ускоренной модернизации экономич. и социальной структуры. Прежде всего- аграрная реформа. Большое значение - региональ­ной экономич. интеграции и выработке новых, равно­правных принципов мировой торговли и международных эко­номич. отношений.

«Доктрина ЭКЛА» - теория дecapролъизма, ее сторонники - десаррольистами. Радикальное крыло - акцент на социальные и антиимпериалистич. преоб­разования, правое крыло, - экономич. цели развития.

Президент США Дж. Кеннеди в марте 1961 г. предложил программу «Со­юз ради прогресса», принята 19 латиноамери­канск. государствами на Межамериканск. экономич. конференции в уругвайском городе Пунта-дель-Эсте в августе 1961. В программе нашла отра­жение «доктрина ЭКЛА». Цель -ускорение экономич. и со­циального развития стран ЛА. Рассчитана на 10 лет. Обеспечить ежегодный рост ВНП стран региона не менее чем на 2,5% на душу населения, ускоренную индустриализацию, создание многоотраслевой экономики. Демократизация общественно-политич. жизни, аграрная и налоговая реформы, меры по жилищному стро­ительству, улучшению системы здравоохранения и просвеще­ния, экономич. интеграция региона.

На выполнение программы американск. власти обещали предоставить 20 млрд долларов, в основном в виде гос. кре­дитов США. Латиноамериканск. государства обязались выделить 80 млрд дол­ларов. Помощь предоставлялась конституционным прави­тельствам. Предполагалось, что в ходе осуществления про­граммы произойдет укрепление и дальнейшее развитие инсти­тутов представит. демократии.

«Союз ради прогресса» означал переход США к более гиб­кой политике в Лат. Америке, рассчитанной на союз с широкими слоями местной буржуазии. Предложенные программой мероприятия пропагандировались как «мирная регулируемая революция», способная решить насущные проблемы региона без насильст­венной революции.

С 1961 по 1967 г. США выделили на реализацию програм­мы в виде кредитов, займов и др. форм 7,7 млрд долларов. Создан. в 1959 г. Межамериканск. банк развития (МАБР). В задачи банка - финансирование проектов развития латиноамериканск. региона, содействие привлече­нию иностранных капиталов.

Экономич. помощь шла в осн. на развитие произ­водственной инфраструктуры — строительство портов, желез­ных дорог, автомагистралей, электростанций, систем водо­снабжения. Открыто 186 тыс. школьных помещений и обучено 800 тыс. учителей, построены мед. учреждения. Часть средств была предоставлена в виде продовольственных поставок.

Финансовая поддержка сыграла опред. роль в эко­номич. и социальном прогрессе региона. Но ее объем ока­зался меньше обещанного и, рассредоточенный на 19 стран и на ряд лет, был явно недостаточен для достижения провозгла­шенных целей. В первую очередь помощь предоставлялась странам, наиболее лояльным США.

В рамках «Союза ради прогресса» активизировалась рефор­мистск. деятельность латиноамериканск. правительств. Первостепенная роль- аграрным реформам. В 1961 — 1964 гг. были приняты соответствующие законы в 14 странах. В Мексике, Боливии и Венесуэле аграрные преоб­разования начались раньше. Реформы преду­сматривали наделение крестьян землей путем колонизации неосвоенных гос. и пустующих помещичьих земель, кот. правительство выкупало у помещиков. Крестьяне должны были оплатить полученные участки с рас­срочкой платежей на ряд лет (в Венесуэле земля предоставля­лась бесплатно). Реформы не предполагали коренной ломки сложившейся структуры землевладения и наделения землей основной массы нуждающихся. Их целью было вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых земель, развитие фер­мерск. хозяйства параллельно помещичьему, подрыв моно­полии последнего и ускорение его трансформации в современ­ное крупнокапиталистич. производство

С целью стимулирования экономики проводились налого­вые реформы. Разрабатывались программы территориального и социального развития.

Политика реформ в этот период проводилась в Мексике в более широких масштабах, чем в большинстве др. госу­дарств региона.

Основные тенденции развития стран Лат. Америки во второй половине 60-х гг. XX столетия.

ЭКОНОМИКА В ходе аграрных реформ почти полтора млн. крестьянск. семей получи­ли более 56 млн га земли. В Мексике и Боливии в рез. революционных преобразований с господством традиционного латифундизма было покончено. Преобразования в Колумбии, Эквадоре и Перу имели более ограниченный хар-р. В Бразилии и в Центр. Америке аграрная реформа практически не состоялась. В Аргентине, Уругвае и Парагвае аграрные преобразова­ния вообще не проводились.

Реформы увеличили фермерск. социальную прослойку, содействовали капиталистич. эволюции латифундизма, расширили введенные в оборот земли, способствовали росту потребительск. рынка. началась научно-технич. рево­люция.

в более развитых странах (Аргентина, Чили, Бразилия, Мексика, Уругвай, Венесуэла, Колумбия) форми­руется промышленно-финансовая монополистич. элита. Спецификой ЛА являлось то, что местный капитал развивался в тесной связи с иностранным и часто иг­рал подчиненную роль. Др. особенностью - ак­тивная стимулирующая протекционистск. политика, нали­чие крупных гос. корпораций наряду с частны­ми. Экспансия компаний Бразилии, Аргентины, Мексики, Венесуэлы в соседние страны. Существенную роль на местном потребительском рынке иг­рало мелкое и среднее предпринимательство. Недостаточная материальная и организационно-технич. база местного капитала привела к усилению роли ино­странных корпораций в процессе индустриализации. Ведущую роль в экономич. экспансии стали играть транснаци­ональные корпорации (ТНК), в осн. американск.. Ино­странные капиталы вкладывались в новые отрасли обрабатывающей промышленности — химич., электротехнич., машиностроит., автомо­бильную. Предоставление новых тех­нологий, лицензий, организационных услуг. Программа «Союз ради прогресса» способствовала росту кредитной экс­пансии. В экспорте стран региона удельный вес США. уменьшился.

Городское население увеличилось. Рабочий класс вырос. Увеличилось ко­личество технич. служащих и специалистов.

реформи­стск. политика в рамках программы «Союз ради прогресса» не оправдала первоначальных надежд. «Революции в условиях свободы» не произошло.

СОЦИАЛЬНО_ПОЛИТИЧ. РАЗВИТИЕ военно-диктаторск. режимы установились в Ц. Америке (кроме Коста-Рики) и на большей части территории Южной Америки (Бразилия, Аргентина, Боливия и Парагвай). Воен­но-диктаторск. форма власти была призвана обеспечить ус­ловия для осуществления неоконсервативного варианта мо­дернизации экономики. Хар-р военных режимов Бразилии и Аргентины определялся интересами промышленно-финансовой олигархии, кот. стремилась к модернизации экономики и закреплению своего главенствующего положения путем расширения репрессив­ных функций государства, ужесточения социальной полити­ки, интенсификации труда, привлечения иностранного ка­питала. Бразилия: Гл. целью экономич. политики военной диктату­ры являлось создание максимально благоприятных условий для крупного частного, особенно иностранного, капитала во

имя индустриального и технич. прогресса. Го­сударству отводилась роль крупнейше­го вкладчика капиталов и собственника ряда предприятий. Налоги увеличены. Заработная плата трудя­щихся сократилась. на 40%. В аг­рарной политике усилилось стимулирование экспорта, ускоре­ние капиталистич. эволюции латифундизма и расширение фермерск. прослойки за счет освоения новых земель.

удалось к концу 60-х гг. стабилизировать эко­номику и обеспечить высокие темпы ее развития. Сократилась инфляция, темпы роста ВВП увеличились с 1,5% в 1963 г. до 11,2% в 1968 г.

Во внешней политике военный режим, руководствуясь доктринами «национальной безопасности» и «идеологич. границ», ориентировался на тесный союз с США.

Аргентина: национализм, антикоммунизм, идеи «интеграции» классов, единства нации, консервативный клерикализм. политика «рационализации труда», замораживания заработной платы при росте цен. Безработица. Во внешней политике правительство придерживалось доктрины «идеологич. границ».

В странах с более устойчивыми демократич. тради­циями правящие круги предпочитали либерально-реформист­ск. вариант развития общества с сохранением конститу­ционного правления (Мексика, Чили, Уругвай, Коста-Рика, Венесуэла, Колумбия). Чили: новый закон об аграрной реформе, увеличились расходы на здраво­охранение и народное образование. выросла внешняя задол­женность, безработица, забастовки.

В целом – спад рабочего движения. партизанское движение в Ника­рагуа, Гватемале, Венесуэле, Колумбии, Перу. Левые радикалы стремились связать левонационалистич. концепции с марксизмом и на этой основе выработать ре­волюционную теорию, отвечающую условиям развития лати­ноамериканск. региона. Борьба за социализм. Че Гевара. движение «народной», «мя­тежной церкви».

Страны Лат. Америки в системе межгос. отношений в 60-е гг. XX в. Карибск. ракетный кризис

КУБА Радикализация режима. Правительство искало международной под­держки. Февраль 1960 г. - торговые и экономич. связи с СССР, а май 1960 г. восстановлены и дипломатич. отношения с СССР и с др. соц. странами. Прави­тельство США перешло к экономич. давлению. прекратили поставки нефти, закупки сахара. и начали экон. блокаду. Революция на Кубе. 2 января 1961 г. США разорвали дипломатич. отношения с Кубой. 15 апреля ам. самолеты бомбили остров. В январе 1962 г. Вашингтон добился исключения Кубы из ОАГ. Все страны Лат. Америки (кроме Мексики) по настоянию США разорвали дипломатич. и экономич. отношения с Кубой. Хрущев - размещение на острове советск. ядерных ракет среднего радиуса действия. В сентябре—октябре были установлены 42 такие ракеты. В пределах их досягаемости - жизненно важ­ные центры США. Узнав благодаря воздушной разведке о нали­чии ракет на Кубе, ам. президент Дж. Кеннеди по­требовал немедленного их удаления и объявил о введении с 24 октября 1962 г. «строгого карантина на все виды наступа­т. оружия, перевозимого на Кубу». Вокруг острова в международных водах были сконцентрированы крупные ам. военно-морск. и военно-воздушные силы, кот. получили приказ не допускать к Кубе без досмотра суда др. стран. Это являлось нарушением международного права.

Правительства СССР и Кубы отказались при­знавать «карантин». Возникла опасность прямого военного столкновения двух сверхдер­жав. В полную боевую готов­ность были приведены амери­канск. войска в Европе, 6-й и 7-й флоты США, стратегич. авиация. Аналогичные ме­ры приняли вооруженные силы СССР, Кубы, стран Варшавск. Договора. Возникла угроза мирового ядерного конфликта. Между президентом США и Хрущевым начались переговоры. 28 октября 1962 г. была достигнута договоренность. СССР согласился вывезти ракеты с Кубы, а США — отменить «карантин» и дать обязательство соблюдать неприкосновен­ность границ и территории Кубы. 20 ноября Кеннеди объявил о снятии «карантина». США не прекратили враждебной деятельности, но прямой уг­розы вторжения на остров уже не было.

ДОМИНИКАНСК. РЕСП, Нацио­нал-реформистск. курс вызывал и опасения среди ам. компаний, действовавших в регионе, а также у консерва­тивных сил в самих США. Наметился поворот вправо. В 1963 - военно-диктаторск. режимы в Гватемале, Эквадоре, Доминиканск. Республике и Гондура­се. 1964 – в Боливии, 1966 – в Аргентине. После убийства Дж. Кеннеди в ноябре 1963 г. правительст­во его преемника Л. Джонсона (1963—1969) внесло корректи­вы в осуществление программы «Союз ради прогресса». Лояльные США диктаторск. режимы получили открытую поддержку.

Апрель 1965 – восстание в Дом. Респ против военной хунты. США начали высадку подразделений морск. пехоты в районе Санто-Доминго. Доктрина Джонсона: президент США провозгласил право США на вооруженное вмешательство в любой стране Зап. полушария с целью помешать установлению коммунисти­ч. правительства. Интервенция США в Дом. Респ. Правительства Бразилии, Гондураса, Никарагуа и Параг­вая направили в Дом. Р. воинск. под­разделения 1700 человек. Остальные страны отказались участвовать в этой акции.

Латино­американск. участники ОАГ добивались расширения роли организации в экономич. и социальном развитии реги­она. В 1967 г. нерегулярные межамериканск. конференции были заменены на ежегодные генеральные ассамблеи ОАГ. Срок полномочий генерального секретаря ОАГ сокращался с десяти до пяти лет.

Страны региона поддержали процесс деколонизации. В 1967 г. Латиноамериканск. парламент высказался за ликвидацию остатков колониализма в Западном полушарии. На Женевск. конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 г. делегации стран Лат. Америки сов­местно с делегациями др. развивающихся государств по­требовали ликвидации дискриминационных для них условий международной торговли и внешнеэкономич. связей и высказались за развитие сотрудничества. Латиноамерикан­ск. республики приняли участие в деятельности созданной с этими целями Группы 77-ми, объединившей усилия разви­вающихся стран трех континентов.

Активизировались отношения с западноевропейск. дер­жавами. расширение связей с Советск. Союзом, (Бразилия, Чили и Ко­лумбия).

Февраль 1967 - Договор Тлателблъко о создании безъядер­ной зоны на территории подписавших его стран Лат. Америки и в прилегающем водном пространстве. В 1966 г. Латиноамериканск. парламент осудил испытания ядерного оружия в Тихом океане и потребовал демилитаризации мор­ск. пространства.

Ограниченные итоги реформистск. начинаний 60-х гг., политика диктатур и дальнейшее нарастание многих социаль­ных, экономич. и политич. проблем привели в конце 60-х — первой половине 70-х гг. к очередному подъему борьбы за радикальные перемены. Новым явлением стали военные режимы левонационалисшич. ориентации, пришедшие к власти в рез. переворотов в октябре 1968 г. в Перу и Панаме, в сентябре 1969 г. в Боливии, в 1972 г. в Эквадоре и Гондурасе.

Главным событием периода стала Чилийск. революция 1970—1973 гг.

В некот. странах в эти годы революционные организа­ции продолжали партизанск. борьбу (Никарагуа, Гватема­ла, Сальвадор, Колумбия).

Широкое распространение получили как антиимпериалис­тич., так и антикапиталистич. настроения.

В конце 60-х — середине 70-х гг. были национализированы иностранные компании в добывающей и нефтяной промыш­ленности (Чили, Перу, Венесуэла, Боливия, Гайана, Ямайка, Эквадор).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: