Мусоргский модест петрович

1839 – 1881 Один из самобытнейших композиторов XIX в.

Раннее детство Мусоргского прошло в родном селе Карево Псковской губернии. Систематического музыкального образования он не получил. По семейной традиции он окончил школу гвардейских подпрапорщиков (1856) и затем недолгое время служил

офицером лейб-гвардии Преображенского полка. Однако обучение в гвардейской школе сочеталось с любительскими занятиями музыкой. Под руководством известного пианиста А. Герке Мусоргский вскоре стал превосходным исполнителем.

В конце 1850-х гг. жизнь Мусоргского решительно изменилась: он познакомился с А. Даргомыжским и М. Балакиревым, а позже и с другими членами Могучей кучки. Осознав композиторское призвание, он решил оставить военное поприще. Наиболее полно талант композитора раскрылся в операх. Монументальные новаторские музыкальные драмы «Борис Годунов» (по Пушкину) и «Хованщина» – вершины его творчества. В этих произведениях, как и в комической опере «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю), главное действующее лицо – народ. Гениальный мастер музыкальных характеристик, Мусоргский создал живые, сочные образы людей разных сословий, показав человеческую личность во всём многообразии и сложности её духовного мира. Композитор стремился, чтобы в его произведениях «действующие лица говорили на сцене, как говорят живые люди…». Не случайно особенностью его музыкального языка является отказ от сложившихся форм, синтез песенного начала с речевым.

Достиг этого Мусоргский не только в операх, но и в сольной вокальной музыке – песнях на сюжеты из крестьянской жизни, драматических балладах, сатирических зарисовках. Прежде всего, это такие шедевры, как «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Семинарист», «Раёк», «Спесь», «Песня о блохе» и др. К лучшим сочинениям Мусоргского относятся также вокальный цикл «Детская», фантазия для оркестра «Ночь на Лысой горе», гениальный цикл «Картинки с выставки» для фортепиано.

В повседневной жизни Мусоргскому часто приходилось испытывать острую материальную нужду и поэтому пришлось неоднократно поступать на государственную службу (чиновником Инженерного, Лесного департаментов и Государственного контроля). Последние годы жизни были наиболее тяжелыми для композитора. Неожиданно скончался близкий друг Мусоргского архитектор и художник В. Гартман, другой его друг, В. Стасов, надолго уехал. Неожиданный удар нанес один из близких товарищей по Балакиревскому кружку – Ц. Кюи, написавший резко критическую рецен-

зию на постановку «Бориса Годунова». Неслучайно поэтому в позднем творчестве Мусоргского преобладают трагические образы (вокальные циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти»).

Единственными радостными событиями последних лет стала концертная поездка на Украину и в Крым с певицей Д. Леоновой, а также работа аккомпаниатором в открытых ею в 1880 г. Музыкальных классах.

В своём творчестве, проникнутом глубокой народностью и реализмом, Мусоргский был последовательным, ярким, смелым выразителем революционно-демократических идей 60-х гг. XIX в. Новаторство Мусоргского не было оценено современниками. Непривычные для их слуха выразительнейшие звукосочетания, нетрадиционные формы и приёмы оркестровки делали его стиль труднодоступным даже для друзей-музыкантов. Лишь в XX в. было осознано национальное и всемирное значение творчества Мусоргского, открывшего новые пути развития русского музыкального искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: