Римский-корсаков николай андреевич

1844 – 1908

Русский композитор, педагог, дирижёр, музыкально-общест- венный деятель.

Родился в г. Тихвине Новгородской губернии. Музыкальные способности будущего композитора развивались достаточно рано: с шести лет начинаются уроки фортепиано, с девяти – первые попытки сочинять. Однако по семейной традиции в 12 лет он поступает в петербургский Морской кадетский корпус, по окончании которого совершает учебное кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы (1862–65).

Сблизившись с Балакиревым, молодой офицер входит в кружок «Могучая кучка», овладевает основами композиторского мастерства. Конец 60 – начало 70-х гг. были для Римского-Корсакова годами творческого подъема, тесного дружеского общения с единомышленниками: А. Даргомыжским, молодыми балакиревцами, сестрами Пургольд – певицей Александрой и пианисткой Надеждой (которая вскоре становится женой композитора).

В 1871 г. композитор был приглашён в Петербургскую консерваторию, профессором которой состоял до конца жизни (среди его учеников – А. Лядов, А. Глазунов, И. Стравинский, С. Прокофьев и др.). Много сил он отдал завершению произведений А. Бородина, М. Мусоргского, А. Даргомыжского, а также собиранию и обработке народных песен. В течение ряда лет РимскийКорсаков был инспектором военных оркестров флота, помощником управляющего Придворной певческой капеллой, директором Бесплатной музыкальной школы. В 1880-е гг. он возглавлял Беляевский кружок, а в 1907 г. дирижировал концертами русской музыки в Париже.

Римский-Корсаков – создатель 15 опер. В них отразились его увлечённость русской сказочностью, народно-мифологической фантастикой, древнеславянской обрядовостью («Снегурочка», 1881; «Садко», 1896). В операх воплощены также исторические образы, сцены реальной народной жизни («Псковитянка», 1873; «Царская невеста», 1898; «Сказание о невидимом граде Китеже», 1904). В атмосфере революционно-освободительных настроений начала XX в. оперы-сказки Римского-Корсакова приобретают новую идейную направленность. В них явственно звучит ирония в изображении незадачливого царя («Сказка о царе Салтане», 1900), острая сатира на самодержавие («Золотой петушок», 1907), политическая аллегория («Кащей Бессмертный», 1902). В 1905 г. Римский-Корсаков выступил на стороне революционно настроенных студентов, за что был исключён из состава профессоров. Возвращение его в консерваторию явилось крупной победой демократических сил.

Римский-Корсаков – также автор 3 симфоний и нескольких симфонических произведений (в том числе «Испанское каприччио», сюита «Шехеразада»), 3 кантат, камерно-инструментальных сочинений, 79 романсов. Испытав воздействие прогрессивных идей своего времени, он выразил в музыке веру в торжество добра и красоты, веру в великую созидательную силу русского народного искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: