Бородин Александр порфирьевич

1833 – 1887

Русский композитор, учёный-химик, педагог, общественный деятель.

Родился Бородин в Петербурге. Он был внебрачным сыном грузинского князя Луки Гедионова. Фамилию и отчество мальчик получил от крепостного камердинера князя – Порфирия Бородина, сыном которого он официально числился. Князь мало общался с сыном, но все же обеспечил ему разностороннее домашнее, в том числе и музыкальное, образование. Первым учителем Бородина был флейтист из военного оркестра. Некоторое время мальчик брал уроки на фортепиано, а играть на виолончели выучился самостоятельно.

В 17 лет Бородин поступил в Медико-хирургическую академию, а по окончании ее в 1856 г. был отправлен за границу, в Гейдельбергский университет. В 1862 г. Бородин вернулся в Петербург и был приглашен на должность профессора в свою академию (в 1877 г. он стал академиком, заведующим кафедрой химии). Жизнь Бородина была чрезвычайно насыщенной: лекции, работа в лаборатории, научные доклады, заседания в различных общественных организациях (в частности, Бородин был одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов). Формированию передовых общественных взглядов способствовала дружба с прогрессивными учёными – Д. Менделеевым, И. Сеченовым, Н. Зиминым (педагог Бородина), а также изучение литературных статей В. Белинского и А. Герцена.

Подружившись в 1862 г. с М. Балакиревым и войдя в созданный им кружок «Могучая кучка», Бородин обрёл единомышленни-

ков. В общем русле их исканий композитор нашёл свой собственный путь. Его влекли «дела давно минувших дней»: величественные, богатырские образы русских былин и сказаний, героические эпизоды прошлого. Основой его оперы «Князь Игорь» стал замечательный памятник древнерусской культуры XII в. «Слово о полку Игореве». Не случайно опера посвящена памяти Глинки: вслед за глинкинским «Русланом и Людмилой» Бородин создал высочайший образец русской эпической оперы, утверждающей величие и славу Русского государства. С Глинкой Бородина роднит и другое: удивительная цельность мировосприятия; сам характер его музыки, в которой с такой же, как у Глинки, естественностью соединились эпическое и лирическое, национальное и чужеземное.

В 1877 г. у Бородина установились тесные дружеские отношения с Ф. Листом, высоко ценившим его творчество. В последние годы жизни он совершил несколько поездок в Бельгию для участия в концертах русской музыки, где исполнялись и его произведения. Из-за огромной занятости создание большинства произведений длилось очень долго, а некоторые из них остались незавершёнными и были закончены после смерти композитора его друзьями – Н. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым («Князь Игорь» в

1890 г., 3-я симфония в 1887 г.).

Бородин оставил шедевры во многих областях музыкального искусства. Помимо оперы его перу принадлежат также два прекрасных струнных квартета, симфоническая картина «В Средней Азии», 16 разнообразных по содержанию романсов – настоящих жемчужин русской вокальной лирики. В симфониях, особенно во второй, названной В. Стасовым «Богатырской», со всей полнотой раскрылся дар Бородина-симфониста, воплотившего в музыке лучшие черты национального русского характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: