1.Понятие правоведения. Система юридических наук
Правовое обеспечение в проф. деятельности – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.
Система юридических наук
1)Теоретико-исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, римское право)
2)Отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, кголовное право, трудовое право и т. д.)
3)Межотраслевые науки (прокурорский надзор, адвуктура и т. д.)
4)Прикладные юридические науки (криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, юридическая психология)
5)Международно правовые нормы (международно публичное право, международно частное право)
2. Государство: понятие, признаки, функции
Механизм государства – это совокупность государственных органов и организаций, с помощью которых государство выполняет свои функции.
Признаки гос-ва:
- население
-террритория
-система права
-публичная власть
-гос казна
-суверинитет
Виды государственных органов:
1)По принципу федерализма
-федеральные (правительство РФ)
-региональные (правительство Нижегородской обл.)
2)По способу формирования
-первичные (они избираются населением – президент)
-производные (они назначаются – прокуратура)
3)По способу принятия решения
-коллегиальный (решение принимается совместно – гос. дума)
-единоначалие (решение принимает глава органов – министерство)
4)По принципу разделения властей
-законодательные (создают законы – федеральное собрание)
-исполнительные (исполняют законы – правительство)
-судебные (разрешают споры – любой суд)
-иные.
3. Форма государства
Форма государства – это совокупность его внешних признаков.
Форма государства состоит из трех элементов:
|
|
Форма гос. правления | Форма гос. устройства | Гос. полит. режим |
Определяет как формируются высшие органы гос. власти | Определяет из каких частей состоит государство и каков их статус. | Определяет методы и способы осуществления гос. власти |
1.Монархия (абсолютная, ограниченная) 2.Республика (президентская, парламентская, смешанная) | 1.Унитарное 2.Федерация 3.Кондерация | 1.Тоталитарный 2.Авторитарный 3.Демократический 4.Либеральный |
Комментарий:
1)В монархии власть переходит по наследству. В абсолютной монархии вся власть у монарха (Пример: Саудовская Аравия, Катар) В ограниченной монархии, монарх делит власть с другими органами (Пример: Великобритания, Швеция и т. д.) В республике органы власти формируются на определенный срок и несут ответственность перед народом. В президентской республике больше власти у президента, который избирается всенародно. Президент формирует и возглавляет правительство (Пример: США, Мексика и т. д.) В парламентской республики больше власти у парламента, который назначает президента и формирует правительство. Правительство формируется по принципу парламентского большинства. Власть президента формальна (встреча гостей, получение наград и т. д.) Реальной главой гос-ва является глава правительства (как правило это премьер-министр).
2)Унитарное гос-во - это единое неделимое гос-во, составные части которого(Административно - территориальные единицы) обладают низкой степенью самостоятельности, система законодательства и система ОГВ — одноуровневая.(> 90% унитарные)
Федерация — сложное союзное гос-во составные части которого(субъекты федерации) обладают некоторой самостоятельностью в некоторых вопросах.
Присутствуют двухуровневые системы законодательства и ОГВ:
1 уровень - федеральные ОГВ
2 уровень – органы гос. власти субъектов федерации РФ
(РФ состоит из 85 субъектов — республики, области, края, автономные округа, автономная область, города федерального значения)
Конфедерация — союз государств полностью сохранивших свою независимость (СНГ, КША,)
3) Признаки тоталитарного режима
1) Гос-во стремится контролировать все сферы жизни.
2) Единая политика и идеология.
3) Репрессии в отношении инакомыслящих
4) Высокая степень милитаризованности
5) Нарушение прав человека
Виды тоталитаризма
1) Левый — дискриминация происходит по классовому признаку (СССР при Сталине, Северная Корея)
2) Правый — дискриминация происходит по расовому или национальному признаку (Германия при Гитлере)
Авторитарный режим — промежуток между тоталитаризмом и демократией
Свободы больше но её не достаточно.(СССР при Хрущёве, Куба, Китай, Беларусия)
Признаки демократического режима:
1) Выборность высших органов власти, на основе всеобщего избирательного права.
2) Реальное соблюдения прав человека.
3) Подчинение меньшинства большинству, но с учётом интересов меньшинства (США, Франция)
Признаки либерального режима:
1) Провозглашены демократические признаки, но должным образом они не реализуются (провозглашена свобода слова, но есть цензура)
2) Провозглашено политическое многообразия, но нет реальной конкуренции (Россия).
|
|
4. Механизм государства: понятие, структура, виды государственных органов
Механизм гос-ва - совокупность гос. органов и организаций с помощью которых гос-во выполняет свои функции.
Отличие гос. органа от организации в том, что он обладает гос властными полномочиями.
Виды гос. органов:
1) по принципу федерализма
- федеральные(Правительство РФ)
- региональные(Правительство НН и обл.)
2) по способу формирования
- первичный «избираются населением» (Президент)
- производные «назначаются» (Прокуратура)
3) по способу принятия решений
- коллегиальный «решение принимается совместно» (Гос. дума)
- единоначальный «решение принимает глава органа» (Министерство)
4!) по принципу разделения властей
-законодательные «создают законы» (Федеральное собрание)
- исполнительная «исполняют законы» (Правительство)
-судебные «разрешают споры» (суд)
-иные
5. Правовое государство: понятие, признаки. Проблемы формирования правового государства в РФ
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Правовое гос-во — это гос-во соответствующее след признакам:
1) Господство права и верховенство правового закона.(ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.)
2) Равенство всех перед законом и независимым судом.
3) Реальное соблюдение и защита прав человека
4) Взаимная ответственность гос-ва и личности(личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.)
5)Разделение органов власти на законодательную судебную и исполнительную
6) Легитимность власти(признаки легитимности: 1\законность, 2\признаваемость, 3\желательно чтобы она была сформирована демократическим путём)
7) Наличие развитого гражданского общества (Гражданское общество это совокупность свободных и не зависимых от гос-ва людей и объединений, о развитости гражданского общества говорит его способность выражать и отстаивать свои интересы)
8)Правовое гос-во должно быть светским (Гос власть не должна зависеть от религии)
|
|
Ст. 1 Конституции РФ, установила, что РФ это — демократическое федеративное ПРАВОВОЕ государство, с республиканской формой правления, однако существует мнение, что не все признаки правового гос-ва реализованы в РФ.
6. Право: понятие, признаки, функции
Право можно понимать в двух значениях:
1) Субъективное - личная возможность каждого (право на жизнь)
2) Объективное - система общеобязательных формально определённых правил поведения (норм) установленных или санкционированных гос-вом и обеспеченных его силой.
Признаки права:
1)Нормативность — состоит из норм
2) Системность — нормы права должны быть согласованы и не противоречивы.
3)Общая обязательность — обязательны для широкого круга лиц.
4)Формальная определённость — т.е. нормы права закреплены в официальных источниках права и выражены в строго установленных формах (форма закона)
5)Конкретность — смысл норм права должен быть однозначен
6)Стабильность — должно быть устойчиво во времени
7)Динамизм — в случаи необходимости норму права можно изменить
8)Право исходит от гос-ва и им защищается
9)В праве всегда выражена чья-то воля
|
|
ФУНКЦИИ ПРАВА
1)Регулятивная — устанавливается субъективные права и обязанности участников общественных отношений
2)Охранительная — право защищает нарушенные интересы
3)Воспитательные
Методы осуществления функция права:
- Убеждение
- Принуждение
- Поощрение
7. Виды социальных норм. Соотношение права и морали
Соц. нормы — это правила поведения регулирующие общественные отношения.
Виды соц. норм:
1) по содержанию:
- политические.
- экономические
- нормы культуры
- иные нормы (этические, религиозные, и прочие.)
2) по форме выражения:
- формально-определённые (имеют письменную форму выражения «нормы права»)
- формально не определённые(не имеют письменную форму содержат в сознании людей «обычаи»)
3) по способам формирования
- обычаи (правила этическим поведения которое формируется естественно историческим путём в результат многократного повторения наиболее рациональных действий)
- нормы морали (правила поведения которые формируются в обществе естественно историческим, в соответствии с нравственными представления людей)
- нормы общественных организаций «корпоративные нормы» (правила поведения которые создаются общественными организациями в целя регулирования внутри организационных отношений, регулируются уставами организаций)
- нормы права (правила поведения которые устанавливается или санкционированы гос-во в лице компетентных гос. органов)
СООТНОШЕНИЯ НОРМ ПРАВА И НОРМ МОРАЛИ.
Сходства:
1\ являются соц. нормами
2\ направлены на упорядочение общественных отношений
3\ базируются на справедливости как высшим нравственным принципом
Отличия:
Нормы права | Нормы морали |
1) Появляются одновременно с гос-вом 2) Устанавливаются (санкционированы) гос-вом 3) Регулируют широкий круг общественных отношений 4)Содержатся в оф. источниках права 5) Детализированные правила поведения | 1)Возникают естественно исторически до гос-ва и не зависимо от него 2)Формируются людьми 3) Регулирую наиболее важные общественные отношения которые поддаются нравственной оценке 4) В сознании людей 5)Наиболее общие принципы поведения, которые не имеют высокой степени детализации |
8. Формы (источники) права: понятие, виды
Источник права — внешняя форма выражения нормы права.
Виды источников:
· Религиозный текст (применяются в некоторых мусульманских странах)
· Правовые доктрины(позиция учёных юристов по каким либо вопросам правоприменительной практики /применялись в царской России)
· Правовой обычай(Обычай становится правовым если на него есть ссылка в законе/В кодексе торгового мореплавания указано: Погрузка и разгрузка судов, осуществляется в порядке ОБЫЧНО принятом в конкретном порту)
· Общепризнанные нормы и принципы международного права(Всеобщая декларация прав человека)
· Нормативный договор (Соглашение в котором содержатся нормы права/Международный договор, федеративный договор, коллективный договор)
· Правовой прецедент (Решение принятое по конкретному юридическому делу которое становится образцом(шаблоном) для решения подобных дел в будущем/В РФ не применяется, используется в странах с англо-саксонской правовой системой. Виды: судебный и административный
+прецедента: 1)Соблюдение принципа равенства,2) Система права становится богаче,
-прецедента: 1)Ошибка совершённая один раз будет повторяться,)
· Нормативный правовой акт-НПА(Юридический документ устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.) Виды нпа:
1. закон
2. подзаконный акт
Закон — это НПА принятый законодательным органом или народом на референдуме, и обладающей высшей юридической силой
Виды законов
1. Конституция (основной закон, гос-ва)
2. Закон о поправке к Конституции
3. Федеральный конституционный закон «ФКЗ»(Дополняет конституцию)
4. Федеральный закон «ФЗ» (обычный закон)
5. Закон субъекта РФ
Подзаконный акт - нпа принятый на основе законов и им не противоречащий.
1. Укза
2. Постановление
3. Распоряжение
4. Приказы
5. Инструкции
9. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц
Нормативный правовой акт -НПА (Юридический документ устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.)
ДЕЙСТИВЯ ВО ВРЕМЕНИ ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
НПА вступает в силу:
А) С момента принятии
Б) С момента подписания
Г) С момента опубликования
В) Через определённое время А, Б или Г
Д) С момента специально указанного в акте
НПА прекращает действия:
А\ С момента отмены
Б\ С момента замены
В\ С момента указанного в акте
НПА бывают с обратной и без обратной силы
Обратная сила НПА состоит том, что он своим действием распространяется на те события, которые произошли до его вступления в силу.
Правила обратной силы - по общему правилу НПА обратной силой не обладают (исключение обладает, если нпа смягчает или отменяет ответственность).
НПА В ПРОСТРАНСТВЕ
Нпа бывают:
· общефедеральные
· субъектов РФ(Законодательство Н.Обл.)
· местные(Городецкого р-на)
· для определённых территорий(Север крайний)
ДЕЙСТВИЯ НПА ПО КРУГУ ЛИЦ
НПА бывают:
1. Для всех лиц
2. Для определённого круга лиц
10. Правотворчество: понятие, принципы, виды. Стадии законотворческого процесса в РФ
Правотворчество - деятельность по созданию норм права.
Принципы правотворчества
· Законность — норма права создаются специально уполномоченными на то субъектами и в строго установленном порядке
· Демократизм — народ должен учувствовать правотворчестве или оказывать на него воздействие
· Профессионализм
· Своевременность
· Исполнимость — при создании норм права необходимо учитывать возможность их реализации
Виды правотворчества:
1. Народное правотворчество (на референдуме)
2. Правотворчество органов власти и должностных лиц (в зависимости от юридической силы правотворчество может быть двух видов:
-позаконное нормотворчество
- законотворчество
СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЕЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РФ
Процедура создания федерального закона
1. законодательная инициатива
Субъектами законодательной инициативы являются
а\ президент
б\ депутаты
в\члены совета федерации
г\ правительство
д\верховный и конституционный суды
е\законодательные органы субъектов РФ
2. принятие закона в гос думе в 3-х чтениях
1 чт.- принятие концепции закона
2 чт.- принятие поправок и дополнений
3 чт.- принятие закона в целом
Что бы закон был принят нужно набрать больше 50% и один голос от общего числа (450).
3. Одобрение закона советом федерации
Для одобрения нужно набрать большинство, если совет федерации запрещает закон (Накладывает вето), то Гос Дума может преодолеть вето набрав 2/3 голосов при повторном голосовании
4. Президент подписывает и обнародует закон, а если президент накладывает вето то его можно преодолеть набрав 2/3 от общего числа депутатов Г,Д, и членов С,Ф,= 2/3ГД+2/3СФ
Особенности создания федерального конституционного закона
1. В ГД нужно набрать 2/3
2. В СФ ¾
3. Президент не обладает правом Вето
11. Система права: понятие, структура. Характеристика основных отраслей российского права
Внутренне строение права
Элементы системы:
Минимальный элемент норма права-> объединяются в институты-> отрасли-> все вместе единая система права
Норма права — это общеобязательное формально-опредёлённое поведение, установленное и секционированное гос-вом или обеспеченное его силой
Виды норм права:
1. Разрешающее
2. Запрещающее
3. Обязывающее
4. Рекомендательная
НП состоит из 3 элементов
Гипотеза | Диспозиция | Санкция |
(при каких условиях норма начинает реализоваться) | (в чём конкретно состоит реализация норм) | (определяет наказание за нарушение норм) |
Человек вошёл в автобус | Обязан оплатить проезд | Штраф |
Если | То | Иначе |
· Институт права — это совокупность норм права регулирующий какой либо вопрос жизни общества
Например: институт президентства — это совокупность норм определяющих порядок избрания президента, его полномочия и порядок отставки
· Отрасль — это совокупность норм права регулирующих какую либо группу однородных общественных отношений
Критерий деления норм права на отрасли:
1. Предмет правового регулирования — это общественные отношения подлежащие регулированию
2. Метод правового регулирования — это приёмы и способы регулирования
Виды методов:
1. Императивный — указании даётся в жёсткой без альтернативной форме
2. Диспозитивный — участникам отношений даётся возможность самостоятельно выбрать условиях
Виды отраслей:
По степени участия органов власти
1. публичные — участие органов власти обязательно
2. частные — участие органов власти не обязательно
По характеру:
1. материальные - непосредственно регулируют общественные отношения
2. процессуальные — устанавливают порядок реализации норм материальных отраслей
Краткая характеристика основных отраслей права РФ.
1. Конституционное — устанавливает и регулирует:
· основы гос и общественного строя
· правовой статус личности
· форму гос. устройства
· системы органов публичной власти
2. Гражданское право — регулирует имущественные и некоторые связанные с ними не имущественные отношения (договоры, сделки, наследство.)
3. Уголовное право — определяет какие деяния являются преступлением и какие за них наказания
4. Административное право — регулирует отношения в сфере исполнительной власти и вопросы административной ответственности
5. Муниципальное право — регулирует отношения в сфере местного самоуправления
6. Трудовое право — регулируют отношения между работником и работодателем
7. Семейное право
8. Земельное право
9. Финансовое право
10. Лесное право
11. Морское право
12. ИТД
uПроцессуальные:
1. Уголовно-процессуальное право
2. Гражданско-процессуальное право
3. Арбитражно-процессуальное право