Гарантии трудовых прав

- По окончании срока полномочий парламентариям, работающим на профессиональной основе, выплачивается выходное пособие в размере, установленном для министра Республики Беларусь;

- трудоустройство по окончании срока полномочий на прежнее место работы (кроме членов Правительства и выборной должности в государственных органах) или другой равноценной должности;

- военнослужащие и лица, чья служба регулируется уставами и положениями направляются по окончании срока работы в Парламенте для дальнейшего прохождения службы в ранее занимаемой, равной или высшей должности с их согласия;

- срок парламентских полномочий засчитывается в общий стаж работы, стаж работы по специальности, стаж службы в государственном аппарате, выслугу в звании и т. д.

Неприкосновенность депутата Палаты представителей,
члена Совета Республики

Неприкосновенность парламентариям гарантируется ст. 102 Конституции Республики Беларусь, а также ст. 47 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь». В соответствии с ними, депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении полномочий. Неприкосновенность парламентария распространяется также на его жилое, служебное помещение, личный и служебный транспорт, переписку, средства связи и документы. Парламентарии не могут быть привлечены к ответственности за позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по окончании срока их полномочий. Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении. В период своих полномочий парламентарии могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики не могут быть подвергнуты обыску, личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено действующим законодательством.

Уголовное дело в отношении парламентария может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь и рассматриваться Верховным Судом Республики Беларусь. Вопрос о лишении члена палаты Парламента неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генерального прокурора.

20.11. Основания досрочного прекращения полномочий депутатов
Палаты представителей, членов Совета Республики

Полномочия депутата Палаты представителей, члена Совета Республики досрочно прекращаются:

- в связи с избранием или назначением на должность, занятие которой несовместимо с выполнением полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

- в связи с письменным заявлением о сложении полномочий по состоянию здоровья либо ввиду иных обстоятельств;

- в случае признания судом недееспособным;

- при несогласии депутата в течение трех месяцев перейти на профессиональную основу в Палату представителей;

- в случае признания выборов или полномочий отдельных депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики недействительными;

- в связи со вступившим в законную силу обвинительным приговором Верховного Суда Республики Беларусь;

- в случае утраты гражданства;

- в случае отзыва;

- при досрочном роспуске палаты;

- в случае смерти.

Для депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, осуществляющих полномочия на профессиональной основе, дополнительными основаниями досрочного прекращения полномочий являются:

- непредоставление декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в нее неполных, недостоверных сведений;

- несоблюдение установленных для них ограничений (аналогичны ограничениям для государственных служащих).

Решение о досрочном прекращении парламентарием полномочий оформляется постановлением соответствующей палаты. В случае роспуска соответствующей палаты Парламента, а также смерти парламентария его полномочия прекращаются без принятия решения палатой.

20.12. Основания и порядок отзыва
депутата Палаты представителей, члена Совета Республики

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, не оправдавший оказанного ему доверия, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом обязанностей, нарушении Конституции и законов, актов Президента, совершении действий, дискредитирующих его, может быть отозван. Порядок отзыва определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Вопрос об отзыве депутата может быть возбужден на собрании избирателей округа, которые могут проводиться как по месту жительства, так и в организациях, расположенных в пределах округа. Инициировать созыв собрания имеет право группа избирателей в количестве не менее 150 человек. Инициаторы созыва собрания обращаются к председателю местного Совета, на территории которого планируется провести собрание, с письменным заявлением, а о созыве собрания в организации – к ее администрации. Заявление подписывается всеми инициаторами проведения собрания с указанием мотивов, послуживших основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата. Решение по заявлению принимается в десятидневный срок. Решение об отклонении предложения о проведении собрания может быть в трехдневный срок обжаловано в районный, городской суд, решение которого является окончательным.

Собрание избирателей по месту жительства при возбуждении вопроса об отзыве депутата правомочно, если в нем принимают участие не менее 300 человек. Собрание избирателей в трудовом коллективе организации, насчитывающей не менее 300 человек, правомочно, если в нем принимает участие более половины состава коллектива. Возбуждение вопроса об отзыве депутата может быть осуществлено на общем собрании нескольких меньших коллективов организаций с общей численностью работающих не менее 300 человек. При этом от каждого коллектива должно присутствовать более половины его состава.

На собрании избирателей образуется инициативная группа в количестве не менее 5 человек по сбору подписей в поддержку предложения об отзыве депутата. О проведении собрания избирателей составляется протокол, который подписывается председателем и секретарем собрания. Протокол вместе со списком участников собрания и состава инициативной группы в пятидневный срок представляется в Центральную избирательную комиссию. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в Верховный Суд Республики Беларусь.

Если инициативная группа зарегистрирована Центральной комиссией, ее члены начинают сбор подписей избирателей, на что отводится 45 дней. Предложение о возбуждении вопроса об отзыве депутата должно поддержать не менее 20% граждан, проживающих на территории округа.

Заполненные подписные листы не позднее чем на следующий день после окончания срока, отведенного на сбор подписей, представляются соответственно председателю Минского городского Совета, районного (городского) Совета депутатов, которые организуют проверку достоверности подписей избирателей. По окончании проверки председатели соответствующих Советов депутатов составляют протоколы о результатах сбора подписей и передают его в Центральную комиссию, которая (при установлении отсутствия нарушений законодательства в ходе проводимых мероприятий по инициированию отзыва) принимает решение о назначении голосования об отзыве депутата. Решение об отказе о назначении голосования может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь.

Голосование об отзыве депутата и подведение его итогов осуществляется в таком же порядке, как и при избрании депутата.

Инициировать возбуждение вопроса об отзыве члена Совета Республики, избранного от области, г. Минска могут:

- президиум районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов и районный, городской исполком, выдвигавшие кандидата в члены Совета Республики, – перед президиумом областного Совета депутатов и областным исполнительным комитетом;

- не менее 10 депутатов Минского городского Совета – перед президиумом Минского городского Совета депутатов и Минским городским исполнительным комитетом.

- Президиум областного, Минского городского Совета депутатов и областной, Минский городской исполком обязаны в пятидневный срок уведомить члена Совета Республики об инициировании в отношении него вопроса об отзыве с указанием мотивов и даты рассмотрения данного вопроса на их заседаниях. Протокол заседания президиума соответствующего Совета депутатов и исполкома направляется вместе с иными материалами в Центральную комиссию для заключения о соблюдении требований законодательства при инициировании возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики. При отсутствии нарушения законодательства Центральная комиссия утверждает соответствующее заключение и передает его в президиум областного, Минского городского Совета депутатов и областной, Минский городской исполком, которые в пятидневный срок назначают дату проведения своего заседания для рассмотрения предложения о возбуждении вопроса об отзыве члена Совета Республики. Голосование об отзыве члена Совета Республики, избранного от области, г. Минска, назначается не ранее одного месяца и не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении голосования. Решение об отказе в назначении голосования об отзыве члена Совета Республики в трехдневный срок может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь.

Порядок проведения заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по вопросу отзыва члена Совета Республики и подведения итогов голосования тот же, что и при избрании члена Совета Республики.

Порядок отзыва члена Совета Республики, назначенного Президентом Республики Беларусь, устанавливается Президентом.

Контрольные вопросы

1. Каким образом формируется Национальное собрание Республики Беларусь?

2. Какова структура палат Национального собрания?

3. Каково предназначение постоянных комиссий палат Национального собрания?

4. Назовите компетенцию палат Национального собрания.

5. Назовите основные организационно-правовые формы работы Национального собрания.

6. Кто обладает правом законодательной инициативы?

7. В каких случаях Национальное собрание не может быть распущено досрочно?

8. Почему парламентарий считается полномочным представителем народа в органах государственной власти?

9. Какими правами обладает парламентарий на сессии палаты?

10. Назовите обязанности парламентариев.

11. Что понимается под запросом парламентария?

12. В чем состоит суть неприкосновенности парламентария?

13. В каких случаях полномочия парламентария прекращаются досрочно?

14. Каков порядок отзыва парламентария?

Тема 21. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и иные органы исполнительной власти

Основные понятия: Совет Министров; Правительство; состав Совета Министров; аппарат Совета Министров; компетенция Совета Министров; Премьер-министр; члены Совета Министров; отставка Совета Министров.

21.1. Состав, порядок формирования и структура Совета Министров
Республики Беларусь

Конституционно-правовой статус Совета Министров Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Совете Министров Республики Беларусь» от 23 июля 2008 г.

Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Совет Министров по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.

В состав Совета Министров входят по должности: Премьер-министр Республики Беларусь, заместители, в т. ч. первый заместитель Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов, Руководитель Аппарата Правительства, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания. В случае двукратного отказа Палаты представителей в даче согласия на назначение Премьер-министра Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов, заместители Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета государственной безопасности, Председателя Государственного пограничного комитета, Председателя Государственного таможенного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь; заместители иных министров – Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: