Полномочия избирательных комиссий

Полномочия Центральной избирательной комиссии:

- организует проведение выборов, контролирует на территории Республики Беларусь соблюдение законов о выборах, дает разъяснения избирательного законодательства;

- осуществляет руководство нижестоящими избирательными комиссиями;

- образует избирательные округа по выборам депутатов Палаты представителей;

- регистрирует инициативные группы по выдвижению кандидатов в Президенты;

- подводит итоги выборов;

- выдает Президенту Республики Беларусь и членам Совета Республики удостоверения об их избрании;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Полномочия областных, Минской городской комиссий по выборам Президента, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, по проведению голосования об отзыве депутата:

- организуют проведение выборов на своей территории;

- руководят деятельностью нижестоящих комиссий;

- рассматривают жалобы на действия нижестоящих комиссий;

- образуют избирательные округа по выборам в местные Советы депутатов;

- подводят итоги выборов в местные Советы депутатов;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Полномочия окружных избирательных комиссий:

- организуют проведение выборов на территории округа;

- руководят деятельностью участковых комиссий;

- регистрируют инициативные группы граждан по сбору подписей избирателей в поддержку лиц, предлагаемых для выдвижения кандидатами в депутаты, выдают удостоверения;

- регистрируют кандидатов в депутаты;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Полномочия участковых избирательных комиссий:

- уточняют и подписывают списки граждан, имеющих право участвовать в выборах по участку для голосования;

- обеспечивают реализацию права досрочного голосования, голосования по месту нахождения избирателей;

- организуют голосование в день выборов;

- проводят подсчет голосов и устанавливают результаты голосования по участку;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

16.2.3. Выдвижение и регистрация кандидатов
в Президенты Республики Беларусь, в депутаты

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 000 подписей избирателей.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит:

1. Политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за 6 месяцев до назначения выборов. Партия может выдвинуть только одного кандидата от округа.

2. Трудовым коллективам:

выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей осуществляется на собраниях трудовых коллективов,насчитывающих не менее 300 человек работающих. Возможно также выдвижение от нескольких коллективов, суммарная численность работников которых насчитывает более 300 человек;

в депутаты областного Совета депутатов – трудовым коллективом предприятия, расположенным на территории области с численностью не менее 150 человек;

в депутаты районного, городского (города областного подчинения) – не менее 75 работающих;

в депутаты городского (города районного подчинения), поселкового и сельского Советов депутатов – не менее 20 работающих.

3. Группе избирателей путем сбора подписей. Количество членов инициативной группы по сбору подписей для выдвижения кандидата в депутаты Палаты представителей – не менее 10 человек, которым необходимо собрать не менее 1000 подписей.

Количество членов инициативной группы по сбору подписей для выдвижения кандидатов в депутаты местных Советов составляет от 3 до 10 человек, которым необходимо собрать:

в областной, Минский городской Советы депутатов – не менее 150 подписей;

в районный, городской (города областного подчинения) Советы депутатов – не менее 75 подписей;

в городской (города районного подчинения), поселковый, сельский Советы депутатов – не менее 20 подписей.

Регистрация кандидатов в Президенты осуществляется Центральной комиссией, а кандидатов в депутаты – соответствующей окружной, территориальной комиссией.

Отказ Центральной комиссии зарегистрировать лицо, выдвинутое кандидатом в Президенты Республики Беларусь, может быть в 3-дневный срок обжалован в Верховный Суд, который рассматривает жалобу в 3-дневный срок.

Отказ в регистрации кандидата в депутаты Палаты представителей может быть обжалован в 3-дневный срок в Центральную комиссию. Решение данной комиссии в 3-дневный срок может быть обжаловано в Верховный Суд.

Отказ в регистрации кандидата в депутаты местного Совета может быть обжалован в 3-дневный срок в вышестоящую избирательную комиссию. Решение вышестоящей территориальной избирательной комиссии в тот же срок может быть обжаловано соответственно в районный (городской), областной суд, который рассматривает жалобу в 3-дневный срок. Решение суда является окончательным.

Гарантии деятельности кандидатов в Президенты Республики Беларусь,депутаты

Равенство прав и обязанностей всех кандидатов в Президенты, в депутаты. Оно включает в себя также запрет пользоваться преимуществами должностного положения в интересах избрания.

Право кандидатов выступать на собраниях, пользоваться СМИ, получать информацию.

Возможность иметь доверенных лиц. Кандидат в Президенты Республики Беларусь – до 30, в депутаты Палаты представителей – до 15, в депутаты местного совета – до 5.

Право на освобождение от исполнения производственных обязанностей без сохранения зарплаты для участия в предвыборных мероприятиях, которое распространяется и на доверенных лиц. Для кандидатов на это же время может предоставляться очередной отпуск.

Кандидат в Президенты, депутаты не может быть направлен с момента его регистрации до дня выборов в длительную командировку, призван на военную службу, на военные сборы.

16.2.4. Предвыборная агитация, агитация по референдуму,
отзыву депутата, члена Совета Республики

Правом на проведение предвыборной агитации обладают граждане Республики Беларусь, политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы, доверенные лица кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, инициативные группы. При этом допускается агитация: как за, так и против кандидата; за предложение по проведению референдума и принятие вынесенного на него вопроса либо против проведения референдума и принятия вынесенного на него вопроса; за или против отзыва депутата.

Избирательным кодексом установлены основные формы проведения предвыборной агитации:

проведение встреч с избирателями на собраниях или в другой удобной для избирателей форме;

изготовление плакатов, призывов, заявлений, надписей, фотоматериалов.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей могут использовать средства своих избирательных фондов, состоящих из собственных средств, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц на предвыборную агитацию, включая оплату эфирного времени и печатной площади в средствах массовой информации, аренду зданий и помещений, оплату агитационных печатных материалов, консультационных и агитационных услуг.

Агитация в день голосования не допускается. В течение последних 10 дней до выборов, референдума не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, референдумом, прогнозом их результатов.

Агитационные предвыборные материалы не должны содержать пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты.

Кандидаты в Президенты, в депутаты, их доверенные лица, организации и лица, агитирующие за избрание кандидатов, за или против вопросов, вынесенных на референдум, не вправе раздавать гражданам денежные подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять любые услуги и товары, кроме агитационных печатных материалов.

При нарушении требований проведения предвыборной агитации, агитации по референдуму соответствующие комиссии принимают меры по их пресечению, вплоть до отмены решений о регистрации кандидата.

16.2.5. Порядок голосования при проведении выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, референдума, отзыва депутатов

Голосование проводится в день выборов с 8.00 до 20.00 в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования. Перед началом голосования ящики проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой комиссии в присутствии не менее двух третей состава комиссии.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. При заполнении бюллетеня не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Однако избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов в Президенты, в депутаты, их доверенных лиц, наблюдателей и представителей СМИ.

Избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, вправе не ранее чем за 5 дней до выборов проголосовать, опустив бюллетень в специальный ящик для голосования. Официального подтверждения причин невозможности прийти на участок для голосования в день выборов, референдума не требуется.

В случае, когда избиратель, участник референдума по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не может явиться на избирательный участок, он вправе устно или письменно обратиться в участковую избирательную комиссию с просьбой доставить переносной ящик для голосования по месту его нахождения. Голосование в этом случае с помощью переносных ящиков организуется не менее чем двумя членами участковой комиссии.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума проводится членами участковой комиссии без перерыва до получения результатов голосования. Результаты подсчета заносятся в протокол, копия которого вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном комиссией.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в депутаты местного Совета депутатов считаются избранными при наличии следующих условий:

- если выборы состоялись (в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь; избирателей округа, внесенных в списки для голосования. Выборы депутатов местных Советов считаются состоявшимися при любой явке избирателей);

- если за кандидата проголосовало более половины граждан Республики, избирателей округа, принявших участие в голосовании (для избрания депутата местного Совета достаточно набрать относительное большинство голосов);

- если выборы не были признаны недействительными, т. е. при их проведении не было допущено нарушений законодательства, которые могли бы повлиять на итоги выборов.

Аналогичные требования предъявляются также и к итогам референдума: он должен состояться; не быть признанным недействительным; решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

15.2.6. Второй тур голосования. Повторные выборы

В случае если ни один из кандидатов не был выбран в первом туре, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов в первом туре выборов. Второй тур выборов признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирателей – при выборах Президента, и более 25% – при выборах депутатов Палаты представителей. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов, – при выборах Президента, и большее число голосов – при выборах депутатов Палаты представителей.

Что касается выборов депутатов местных Советов, то они проводятся по мажоритарной системе относительного большинства, что практически исключает необходимость проведения второго тура.

Повторные выборы проводятся в следующих случаях:

- если при проведении первого тура выборов или второго тура голосования выборы были признаны несостоявшимися либо недействительными;

- если в первом туре выборов баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимого количества голосов избирателей (данный случай не характерен для выборов депутатов местных Советов, т. к. здесь действует система относительного большинства);

- в случае выбытия всех кандидатов в первом туре выборов, либо во втором туре голосования;

- если никто из кандидатов не был избран во втором туре голосования (как отмечалось, второй тур голосования не характерен для выборов депутатов местных Советов депутатов).

16.3. Особенности выборов членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Особенности выборов членов Совета Республики:

- кандидаты в члены Совета Республики выдвигаются президиумами местных Советов депутатов базового уровня областей совместно с соответствующими исполнительными комитетами – районными, городскими (городов областного подчинения), а в г. Минске – президиумом Минского городского Совета депутатов и Минским городским исполнительным комитетом.

- кандидатом в члены Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее 5 лет;

- кандидаты в члены Совета Республики выступают со своими программами предстоящей деятельности на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня (Мингорсовета), а не перед избирателями (как кандидаты в депутаты);

- для организации тайного голосования по выборам членов Совета Республики депутаты, участвующие в заседании, избирают из своего состава счетную комиссию в количестве 9–15 членов. Голосование осуществляется посредством бюллетеней;

- избранным считается кандидат, получивший более половины голосов депутатов, принявших участие в голосовании. Если при голосовании не было избрано необходимое количество членов Совета Республики – восемь, проводится второй тур голосования по кандидатурам, получившим наибольшее количество голосов. Если необходимое число членов Совета Республики не было избрано и во втором туре голосования, то тогда в срок, определенный Центральной комиссией, проводятся повторные выборы;

- восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

15.4. Проведение выборов депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов, членов Совета Республики
вместо выбывших

В случаях отзыва депутата Палаты представителей, депутата местного Совета, досрочного прекращения их полномочий по другим причинам в соответствующем избирательном округе в четырехмесячный срок с момента выбытия депутата проводятся новые выборы.

В случае отзыва или досрочного прекращения по другим причинам полномочий избранного члена Совета Республики проводятся новые выборы в срок, определяемый Центральной комиссией.

При выбытии депутата Палаты представителей, члена Совета Республики менее чем за год до истечения срока полномочий действующего Парламента, выборы нового депутата, члена Совета Республики вместо выбывшего не проводятся. Выборы же нового депутата местного Совета вместо выбывшего не проводятся, если до истечения срока полномочий соответствующего Совета осталось менее шести месяцев.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под объективным и субъективным избирательным правом?

2. Что такое избирательная система?

3. Назовите принципы избирательного права.

4. Какие Вы знаете стадии избирательного процесса?

5. При каких условиях кандидаты в Президенты, в депутаты считаются избранными?

6. В каких случаях проводятся повторное голосование и повторные выборы?

7. Назовите особенности выборов членов Совета Республики.

Тема 17. Референдум (народное голосование)

Основные понятия: референдум; республиканский референдум; местный референдум; императивный референдум; консультативный референдум; обязательный референдум; факультативный референдум.

17.1. Понятие и виды референдумов

Первый известный опрос населения был проведен в Берне (Швейцария) в 1449 г. С тех пор референдумы вошли в политическую жизнь многих государств.

Референдум (народное голосование) – способ принятия гражданами Республики Беларусь решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выявления мнений граждан по этим вопросам.

Правовой основой организации и проведения референдумов в Республике Беларусь являются Конституция (глава 2) и Избирательный кодекс (раздел VII). Референдум может быть республиканским – проводимым в пределах всего государства по наиболее важным вопросам, затрагивающим интересы Республики Беларусь, и местным – проводимым на территориях соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь (областей, районов, городов и т. д.).

В зависимости от юридической силы принимаемых на референдуме решений они подразделяются на императивные – решение которых является обязательным и не нуждается в каком-либо утверждении. Оно может быть изменено только путем другого референдума. И консультативные – решение референдума имеет для органов власти рекомендательное значение, т. е. оно не обязательно для исполнения, но обязательно для рассмотрения соответствующими государственными органами. В условиях демократического государства такие органы, как правило, не оставляют выраженную волю народа без какого-либо реагирования. В противном случае проведение референдума потеряло бы всякий смысл и значение.

По обязательности проведения референдумы подразделяются на обязательные и факультативные. Следует иметь в виду, что иногда термин «обязательный» неправомерно отождествляют с «императивным референдумом». Обязательный референдум имеет место в случаях, если иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято. Например, в соответствии со ст. 140 Конституции Республики Беларусь ее первый, второй, четвертый и восьмой разделы могут быть изменены только путем референдума.

Факультативный референдум может назначаться по усмотрению органа, обладающего такой компетенцией, т. е. это такой вид референдума, который можно проводить либо не проводить.

С момента провозглашения суверенитета в Республике Беларусь были проведено четыре республиканских референдума:

17 марта 1991 г. (по вопросу сохранения СССР);

14 мая 1995 г. (в результате учреждены действующие Государственный герб и Государственный флаг; русскому языку был дан равный статус с белорусским; были поддержаны действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией; Президенту даны полномочия на досрочный роспуск Парламента в случае систематического или грубого нарушения последним Конституции);

24 ноября 1996 г. (внесены изменения в Конституцию, перенесено празднование Дня Независимости Республики Беларусь с 27 июля на 3 июля – День освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков; народ также высказался против отмены смертной казни и против свободной, неограниченной купли-продажи земли);

17 октября 2004 г. (внесено изменение в Конституцию – отменено ограничение количества сроков переизбрания на должность Президента одного и того же лица).

Референдум проводится на тех же основополагающих принципах, что и выборы (всеобщее, равное, прямое, свободное, тайное голосование).

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

- которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

- связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

- о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

- об амнистии, о помиловании.

На местный референдум не выносятся вопросы, которые не могут быть вынесены на республиканский референдум, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа, либо его руководителя.

17.2. Порядок назначения и проведения референдума

В соответствии с законодательством Республики Беларусь можно выделить следующие основные стадии организации и проведения референдума.

1. Инициирование проведения референдума. Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит: Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики (решение принимается на раздельном заседании обеих палат большинством голосов от полного состава каждой и вносится Президенту Республики Беларусь), гражданам Республики Беларусь.

Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 000 граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 000 граждан от каждой из областей и г. Минска. В этом случае гражданами образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и г. Минска. Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум.

Документы, представленные инициативной группой о проведении референдума и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру Республики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства и соблюдение порядка образования инициативной группы. Если последними нарушений законодательства не было установлено, то Центральная комиссия регистрирует состав инициативной группы и вопрос, предлагаемый на республиканский референдум.

Сбор подписей граждан в поддержку проведения референдума осуществляется в двухмесячный срок с момента регистрации инициативной группы. Подписные листы сдаются на проверку подлинности подписей в районный, городской исполнительные комитеты, местную администрацию, которые проверяют не менее 20% подписей в десятидневный срок. Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей граждан составит более 15 % от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15% подписей. В случае, если суммарное количество недостоверных подписей граждан, выявленных при проверках, составит более 15% от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая их проверка прекращается и все подписи граждан в сданных подписных листах не учитываются.

О результатах сбора подписей граждан районным, городским исполкомом, местной администрацией принимается соответствующее решение, которое направляется в областной, Минский городской исполком, которые также в пятидневный срок могут проверить достоверность подписей граждан. Последние подводят итоги сбора подписей по области и г. Минску, принимают об этом соответствующее решение и направляют его в Центральную комиссию. В свою очередь, инициативная группа составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию, которая проверяет соответствие данного акта и поступивших решений областных, Минского городского исполкомов требованиям законодательства и составляет после этого собственное заключение и протокол о результатах сбора подписей.

Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении референдума, Центральная комиссия передает Президенту Республики Беларусь.

Для проведения местных референдумов инициатива принадлежит местным представительным органам и гражданам в количестве не менее 10% от общего числа граждан, обладающих избирательным правом и проживающим на данной территории.

2. Назначение референдума. Производится путем издания Указа Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения предложения о проведении референдума. В Указе, как правило, предусмотрены: дата проведения референдума, формулировка вынесенного вопроса, юридическая сила принятого решения. Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3-х месяцев со дня издания Указа о проведении референдума. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами.

3. Образование комиссий по проведению референдума и участков для голосования. Комиссии по проведению республиканского референдума и участки для голосования образуются на тех же основаниях, что и для выборов Президента Республики Беларусь.

Соответствующие избирательные комиссии образуются и при проведении местных референдумов.

4. Агитация по референдуму. Заключается в праве граждан, политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов на беспрепятственную агитацию за предложение по проведению референдума, за принятие решения, вынесенного на референдум, а также против предложения по проведению референдума и против принятия решения, вынесенного на референдум. Проведение встреч, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования проводится в соответствии с законодательством.

5. Составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Списки граждан, имеющих право участвовать в проведении референдума составляются соответствующими исполнительными комитетами районов и городов, а также местными администрациями, проверяются и подписываются участковой избирательной комиссией. Списки вывешиваются для всеобщего обозрения не позднее чем за 15 дней до проведения референдума.

6. Голосование и подведение итогов выборов. Порядок голосования аналогичен голосованию при проведении выборов. Референдум считается состоявшимся в случае, если в нем приняло участие более половины граждан, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.

7. Проведение повторного голосования в случае нарушений законодательства о проведении референдума. По представлению Генерального прокурора Республики Беларусь о нарушениях, допущенных при проведении референдума, Центральная комиссия имеет право принять решение либо о проведении в течение месяца повторного голосования на тех участках и других территориях, где были допущены нарушения, либо о проведении в течение года повторного голосования на территории всей Республики Беларусь.

По представлению соответствующего прокурора повторное голосование в подобном случае проводится и в ходе проведения местного референдума.

8. Опубликование и вступление в силу решения, принятого референдумом. Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, предусмотренном для опубликования актов Президента Республики Беларусь. Вступает в силу через 10 дней после опубликования, если в нем не установлен иной срок. Если для выполнения решения референдума необходимо принятие какого-либо нормативного акта, он должен быть принят в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом.

Решение, принятое местным референдумом, подписывается руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

За нарушения законодательства о референдуме предусмотрена административная и уголовная ответственность для членов комиссий и иных лиц, принимавших участие в референдуме в соответствии с законодательством.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под референдумом?

2. Какие акты выступают в качестве правовой основы организации и проведения референдума?

3. Кто назначает референдумы?

4. Назовите виды референдумов.

5. Какие вопросы не выносятся на референдум?

6. В какие годы проводились республиканские референдумы в условиях суверенной Беларуси?

Тема 17. Референдум (народное голосование)

Основные понятия: референдум; республиканский референдум; местный референдум; императивный референдум; консультативный референдум; обязательный референдум; факультативный референдум.

17.1. Понятие и виды референдумов

Первый известный опрос населения был проведен в Берне (Швейцария) в 1449 г. С тех пор референдумы вошли в политическую жизнь многих государств.

Референдум (народное голосование) – способ принятия гражданами Республики Беларусь решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выявления мнений граждан по этим вопросам.

Правовой основой организации и проведения референдумов в Республике Беларусь являются Конституция (глава 2) и Избирательный кодекс (раздел VII). Референдум может быть республиканским – проводимым в пределах всего государства по наиболее важным вопросам, затрагивающим интересы Республики Беларусь, и местным – проводимым на территориях соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь (областей, районов, городов и т. д.).

В зависимости от юридической силы принимаемых на референдуме решений они подразделяются на императивные – решение которых является обязательным и не нуждается в каком-либо утверждении. Оно может быть изменено только путем другого референдума. И консультативные – решение референдума имеет для органов власти рекомендательное значение, т. е. оно не обязательно для исполнения, но обязательно для рассмотрения соответствующими государственными органами. В условиях демократического государства такие органы, как правило, не оставляют выраженную волю народа без какого-либо реагирования. В противном случае проведение референдума потеряло бы всякий смысл и значение.

По обязательности проведения референдумы подразделяются на обязательные и факультативные. Следует иметь в виду, что иногда термин «обязательный» неправомерно отождествляют с «императивным референдумом». Обязательный референдум имеет место в случаях, если иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято. Например, в соответствии со ст. 140 Конституции Республики Беларусь ее первый, второй, четвертый и восьмой разделы могут быть изменены только путем референдума.

Факультативный референдум может назначаться по усмотрению органа, обладающего такой компетенцией, т. е. это такой вид референдума, который можно проводить либо не проводить.

С момента провозглашения суверенитета в Республике Беларусь были проведено четыре республиканских референдума:

17 марта 1991 г. (по вопросу сохранения СССР);

14 мая 1995 г. (в результате учреждены действующие Государственный герб и Государственный флаг; русскому языку был дан равный статус с белорусским; были поддержаны действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией; Президенту даны полномочия на досрочный роспуск Парламента в случае систематического или грубого нарушения последним Конституции);

24 ноября 1996 г. (внесены изменения в Конституцию, перенесено празднование Дня Независимости Республики Беларусь с 27 июля на 3 июля – День освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков; народ также высказался против отмены смертной казни и против свободной, неограниченной купли-продажи земли);

17 октября 2004 г. (внесено изменение в Конституцию – отменено ограничение количества сроков переизбрания на должность Президента одного и того же лица).

Референдум проводится на тех же основополагающих принципах, что и выборы (всеобщее, равное, прямое, свободное, тайное голосование).

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

- которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

- связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

- о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

- об амнистии, о помиловании.

На местный референдум не выносятся вопросы, которые не могут быть вынесены на республиканский референдум, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа, либо его руководителя.

17.2. Порядок назначения и проведения референдума

В соответствии с законодательством Республики Беларусь можно выделить следующие основные стадии организации и проведения референдума.

1. Инициирование проведения референдума. Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит: Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики (решение принимается на раздельном заседании обеих палат большинством голосов от полного состава каждой и вносится Президенту Республики Беларусь), гражданам Республики Беларусь.

Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 000 граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 000 граждан от каждой из областей и г. Минска. В этом случае гражданами образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и г. Минска. Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум.

Документы, представленные инициативной группой о проведении референдума и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру Республики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства и соблюдение порядка образования инициативной группы. Если последними нарушений законодательства не было установлено, то Центральная комиссия регистрирует состав инициативной группы и вопрос, предлагаемый на республиканский референдум.

Сбор подписей граждан в поддержку проведения референдума осуществляется в двухмесячный срок с момента регистрации инициативной группы. Подписные листы сдаются на проверку подлинности подписей в районный, городской исполнительные комитеты, местную администрацию, которые проверяют не менее 20% подписей в десятидневный срок. Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей граждан составит более 15 % от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15% подписей. В случае, если суммарное количество недостоверных подписей граждан, выявленных при проверках, составит более 15% от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая их проверка прекращается и все подписи граждан в сданных подписных листах не учитываются.

О результатах сбора подписей граждан районным, городским исполкомом, местной администрацией принимается соответствующее решение, которое направляется в областной, Минский городской исполком, которые также в пятидневный срок могут проверить достоверность подписей граждан. Последние подводят итоги сбора подписей по области и г. Минску, принимают об этом соответствующее решение и направляют его в Центральную комиссию. В свою очередь, инициативная группа составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию, которая проверяет соответствие данного акта и поступивших решений областных, Минского городского исполкомов требованиям законодательства и составляет после этого собственное заключение и протокол о результатах сбора подписей.

Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении референдума, Центральная комиссия передает Президенту Республики Беларусь.

Для проведения местных референдумов инициатива принадлежит местным представительным органам и гражданам в количестве не менее 10% от общего числа граждан, обладающих избирательным правом и проживающим на данной территории.

2. Назначение референдума. Производится путем издания Указа Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения предложения о проведении референдума. В Указе, как правило, предусмотрены: дата проведения референдума, формулировка вынесенного вопроса, юридическая сила принятого решения. Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3-х месяцев со дня издания Указа о проведении референдума. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами.

3. Образование комиссий по проведению референдума и участков для голосования. Комиссии по проведению республиканского референдума и участки для голосования образуются на тех же основаниях, что и для выборов Президента Республики Беларусь.

Соответствующие избирательные комиссии образуются и при проведении местных референдумов.

4. Агитация по референдуму. Заключается в праве граждан, политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов на беспрепятственную агитацию за предложение по проведению референдума, за принятие решения, вынесенного на референдум, а также против предложения по проведению референдума и против принятия решения, вынесенного на референдум. Проведение встреч, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования проводится в соответствии с законодательством.

5. Составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Списки граждан, имеющих право участвовать в проведении референдума составляются соответствующими исполнительными комитетами районов и городов, а также местными администрациями, проверяются и подписываются участковой избирательной комиссией. Списки вывешиваются для всеобщего обозрения не позднее чем за 15 дней до проведения референдума.

6. Голосование и подведение итогов выборов. Порядок голосования аналогичен голосованию при проведении выборов. Референдум считается состоявшимся в случае, если в нем приняло участие более половины граждан, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.

7. Проведение повторного голосования в случае нарушений законодательства о проведении референдума. По представлению Генерального прокурора Республики Беларусь о нарушениях, допущенных при проведении референдума, Центральная комиссия имеет право принять решение либо о проведении в течение месяца повторного голосования на тех участках и других территориях, где были допущены нарушения, либо о проведении в течение года повторного голосования на территории всей Республики Беларусь.

По представлению соответствующего прокурора повторное голосование в подобном случае проводится и в ходе проведения местного референдума.

8. Опубликование и вступление в силу решения, принятого референдумом. Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, предусмотренном для опубликования актов Президента Республики Беларусь. Вступает в силу через 10 дней после опубликования, если в нем не установлен иной срок. Если для выполнения решения референдума необходимо принятие какого-либо нормативного акта, он должен быть принят в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом.

Решение, принятое местным референдумом, подписывается руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

За нарушения законодательства о референдуме предусмотрена административная и уголовная ответственность для членов комиссий и иных лиц, принимавших участие в референдуме в соответствии с законодательством.

Контрольные вопросы

7. Что понимается под референдумом?

8. Какие акты выступают в качестве правовой основы организации и проведения референдума?

9. Кто назначает референдумы?

10. Назовите виды референдумов.

11. Какие вопросы не выносятся на референдум?

12. В какие годы проводились республиканские референдумы в условиях суверенной Беларуси?

Тема 19. Президент Республики Беларусь

Основные понятия: Глава государства; требования к кандидату на должность Президента Республики Беларусь; компетенция Президента; акты Президента; декреты (в т.ч. временные) Президента, указы (в т.ч. директивы) и распоряжения Президента; досрочное прекращение полномочий Президента.

19.1. Понятие, место и роль Главы государства

Термин «Глава государства» понятен каждому человеку, поскольку данный пост существует во всех странах. Глава государства может быть либо монархом, либо президентом, либо (крайне редко) коллегиальным органом. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Глава государства призван как бы цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение кризисов и конфликтов, которые могут возникнуть между ветвями власти.

Следует отметить, что до внесения изменений и дополнений в Конституцию на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. статус Президента определялся как Главы государства и исполнительной власти. Но после референдума его статус стал определяться лишь как Глава государства, т. е. формально он перестал быть Главой исполнительной власти. Однако фактически круг полномочий Президента стал не меньше, а даже наоборот – расширился. К примеру, если до референдума Президент не обладал правом роспуска Парламента, то в настоящее время таким правом он наделен.

В каждой стране место Главы государства очень своеобразно, поскольку везде своя специфика, определяемая, в первую очередь, существующей формой правления. Однако при всем этом можно выделить наиболее общие черты, характеризующие институт Главы государства. Это – должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе органов государства, высший его представитель внутри и вне страны, символ единства нации (народа) и государства.

В Республике Беларусь институт президентства введен в 1994 г. с принятием первой Конституции нашей страны как суверенного государства. Его правовой основой является Конституция и Закон «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 г. (в ред. Закона от 7.07.1997)

В ст. 79 Конституции Республики Беларусь указано, что Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Этой же статьей определены основные функции Президента Республики Беларусь, который:

- олицетворяет единство народа;

- гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики;

- представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями;

- принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности;

- обеспечивает экономическую и политическую стабильность;

- обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти.

Президент не может быть депутатом Палаты представителей и членом Совета Республики, занимать другие должности в государственных, общественных и иных учреждения, организациях, осуществлять предпринимательскую деятельность, получать помимо заработной платы денежное вознаграждение, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

Президент Республики Беларусь имеет свой штандарт (флаг), описание которого содержится в Указе Президента Республики Беларусь №217
от 27 марта 1997 г.

19.2.Порядок избрания Президента Республики Беларусь
и вступления его в должность

Ст. 80 Конституции Республики Беларусь и ст. 57 Избирательного кодекса установлены основные требования, предъявляемые к лицу при избрании его Президентом.

Президентом может быть избран:

гражданин Республики Беларусь по рождению;

не моложе 35 лет;

обладающий избирательным правом;

постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На референдуме 17 октября 2004г. ограничения на количество сроков избрания на должность президента одного и того же лица были сняты.

Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем за 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь гражданами осуществляется инициативной группой в количестве не менее 100 человек. Список членов инициативной группы с указанием ее руководителя вместе с заявлением о регистрации группы подается в Центральную комиссию не позднее чем за 80 дней до выборов лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в Президенты Республики Беларусь.

Подписные листы сдаются в Центральную комиссию не позднее чем за 50 дней до выборов.

Согласно ст. 68 Избирательного кодекса кандидат в Президенты Республики Беларусь для его регистрации подает в Центральную комиссию следующие документы:

- протоколы областных, Минской городской комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, подтверждающие наличие 100 тысяч подписей граждан Республики Беларусь по выдвижению кандидата в Президенты;

- заявление кандидата о согласии баллотироваться;

- биографические данные лица, выдвинутого кандидатом в Президенты Республики Беларусь;

- декларацию о доходах и имуществе по форме, утвержденной Советом Министров.

Кроме этого, Избирательным Кодексом предусмотрена обязанность лиц, выдвинутых кандидатами в Президенты, предоставлять декларации о доходах его близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, деда, бабки, внуков), супруги (супруга) и ее (его) родителей.

Кандидат в Президенты Республики Беларусь в любое время до дня выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением в Центральную комиссию. В случае снятия кандидатуры без уважительных причин кандидат обязан компенсировать Центральной комиссии понесенные на него расходы, включая и расходы на предвыборную агитацию.

Президент считается избранным, если:

- за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании;

- выборы состоялись (в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в списки избирателей);

- выборы признаны действительными.

Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то не позднее, чем в двухнедельный срок по решению Центральной комиссии проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей.

Считается, что второй тур выборов Президента Республики Беларусь состоялся, если в нем приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в списки избирателей.

Президент считается избранным, если за него во втором туре проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Повторные выборы Президента Республики Беларусь проводятся:

- если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран;

- в случае выбытия всех кандидатов в Президенты Республики Беларусь;

- в случае признания выборов недействительными;

- в случае признания выборов несостоявшимися;

- если второй тур голосования не позволил определить избранного Президента.

Повторные выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов по тем же правилам.

Согласно ст. 83 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь вступает в должность после торжественного принятия Присяги. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

19.3. Компетенция Президента Республики Беларусь

Полномочия ПрезидентаРеспублики Беларусьзакреплены в ст. 84 Конституции Республики Беларусь, а также Законом «О Президенте Республики Беларусь».

Чтобы четче представить полномочия Президента и для удобства их изучения рассмотрим их по некоторым направлениям деятельности.

По формированию органов исполнительной власти:

· с согласия Палаты представителей назначает Премьер-министра;

· определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решения об отставке Правительства и его членов;

· назначает руководителей республиканских органов управления и определяет их статус;

· имеет право отменять акты Правительства;

· имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь.

По формированию органов судебной власти:

· с согласия Совета Республики назначает на должность председателей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

· с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного и Высшего Хозяйственного судов;

· назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

· освобождает от должности председателей и судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов с уведомлением Совета Республики;

· освобождает от должности иных судей.

По формированию других государственных органов:

· назначает шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;

· с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

· с согласия Совета Республики назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;

· назначает руководителей иных органов государственного управления в соответствии с кадровым реестром Главы государства, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1995 г. №464 (начальник службы безопасности при Президенте Республики Беларусь, заместители Председателя Комитета государственного контроля, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ, председатели облисполкомов, заместители министров, ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь и др.).

В области гражданства и поощрения граждан:

- решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

- осуществляет помилование граждан;

- награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания.

В области внешних сношений:

- ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

- принимает верительные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.

В области обороны:

- формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь;

- назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;

- является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;

- назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

- вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

В области организации работы Парламента и местных представительных органов:

- назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

- распускает палаты в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;

- имеет право участия в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или обращением;

- обращаться с ежегодными посланиями в Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палат;

- назначает восемь членов Совета Республики;

- назначает своего представителя в Парламенте;

- представляет на согласование кандидатуры на ряд руководящих государственных должностей.

В области нормотворчества:

- обладает правом законодательной инициативы;

- подписывает законы или возвращает их в Парламент со своими возражениями;

- дает согласие на внесение в Палату представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание и увеличение расходов;

- вносит предложение в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

- издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, и обеспечивает их исполнение;

- назначает республиканские референдумы.

19.4. Акты Президента Республики Беларусь

Согласно ст. 85 Конституции Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов.

Декреты Президента могут быть двух видов:

издаваемые на основе делегированных Президенту Парламентом законодательных полномочий. Делегирование Президенту таких полномочий осуществляется на основании принятого Парламентом Закона. Причем этот Закон принимается по предложению Президента, и он должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих:

· изменение, дополнение и толкование Конституции;

· изменение и дополнение программных законов;

· утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

· изменение порядка выборов Президента и Парламента;

· ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Временные декреты, имеющие силу закона. Они могут приниматься Президентом в силу особой необходимости по своей инициативе либо по предложению Правительства. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения палатами Парламента. Эти декреты сохранят силу закона, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Декреты Президента вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если не установлен иной срок.

Указы – нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы. Указы вступают в силу со дня официального включения их в Национальный реестр правовых актов, если в этих актах не установлен иной срок.

УказыПрезидента Республики Беларусь могут быть двух видов:

Нормативные акты – указы, устанавливающие норму поведения или ответственность за нарушение нормативных правовых актов.

Правовые акты, не относящиеся к нормативным, – указы, носящие разовый индивидуальный характер: присвоение высших воинских и специальных званий, классных чинов, государственных наград, назначение на должность и т. д.

Директивы – указы программного характера, издаваемые Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Распоряжения – как правило, носят ненормативный характер и издаются с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение. Но распоряжения Президента могут иметь и нормативный характер, если в них будет оговорено это.

Конституцией (ст. 137) и Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. (в ред. Закона от 29.06.2006) установлено, что в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

19.5. Гарантии деятельности Президента Республики Беларусь. Основания и порядок досрочного прекращения его полномочий

К гарантиям обеспечения деятельности Президента Республики Беларусь относят:

- неприкосновенность Президента, которая означает, что Президент во время нахождения на должности не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску и привлечен к любому виду юридической ответственности, кроме случаев, специально предусмотренных Конституцией;

- охрану чести и достоинства Президента Законом. Уголовным законодательством предусмотрена ответственность за клевету в адрес Президента и публичное его оскорбление;

- создание Администрации Президента и других органов, обеспечивающих деятельность Президента и реализацию его полномочий.

Администрация Президента Республики Беларусь является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики, идеологии и права, осуществляющим подготовку и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь.

- наличие круглой гербовой печати с надписью «Президент Республики Беларусь», специальных бланков с Государственным гербом Республики Беларусь;

- наличие государственного обеспечения и обслуживания Президента:

- заработная плата в соответствии с законодательством;

- служебное жилое помещение;

- транспорт специального назначения;

- охрана, возлагаемая на службу специального назначения;

- расходы на представительские цели внутри страны;

- расходы, связанные с посещением иностранных государств;

- специальное медицинское и санаторно-курортное обслуживание его и его семьи;

- государственное жилье в избираемом им населенном пункте Республики Беларусь по окончании срока полномочий;

Законодательством Республики Беларусь для Президента могут устанавливаться иные правовые и социальные гарантии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: