Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях

В ч. 3 ст. 32 Конституции Республики Беларусь закреплены две конституционные обязанности. Во-первых, родители или лица, их заменяющие, обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Во-вторых, дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Указанные конституционные положения развиваются и конкретизируются гражданским и семейным законодательством.

В соответствии со ст. 101 КоБС дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию родителей и возмещения затрат по уходу за ними, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей. Родители, лишенные родительских прав, утрачивают право на получение содержания от своих детей.

14.6. Конституционные гарантии прав и свобод личности

Конституция Республики Беларусь не ограничивается простым декларированием прав и свобод. Она закрепляет также достаточно надежный гарантийный механизм их реализации.

Гарантии прав и свобод – условия и средства их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности. Иными словами, гарантировать права и свободы – значит, обеспечить обладание и пользование ими, а также защиту.

В ст. 2 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что не только признание, но и соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – высшая цель общества и государства. Эта норма конкретизируется в ст. 21 Конституции, которая устанавливает, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Гарантии прав и свобод можно классифицировать по следующим основаниям:

по территории действия – внутригосударственные и международно-правовые;

по объему охвата прав и свобод общие и специальные.

Общие гарантии предназначены для обеспечения всех прав и свобод, которыми гражданин (человек) наделен как субъект правоотношений. Данный вид гарантий закреплен в ряде статей Конституции Республики Беларусь. Можно предположить, что в качестве важнейшей из общих гарантий выступает гарантия, закрепленная в ст. 79 Конституции, в которой указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь.

Защита прав и свобод человека осуществляется и Правительством, которое в соответствии со ст. 107 Конституции Республики Беларусь обязано принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает, в первую очередь, через органы внутренних дел и другие правоохранительные структуры.

Осуществление гражданами конституционных прав и свобод во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов и общественных объединений. В этой связи важной гарантией реализации прав и свобод граждан выступает норма, содержащаяся в ст. 59 Конституции. В соответствии с ней, государственные органы, должностные лица и лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

Эффективной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие. Как установлено ст. 60 Конституции Республики Беларусь, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Важная правовая гарантия прав и свобод содержится в ст. 62 Конституции, в которой сказано, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов.

В качестве одной из общих гарантий прав и свобод выступают и положения ст. 63 Конституции, в соответствии с которой приостановление основных прав и свобод не допускается. Это может быть осуществлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом.

Необходимым условием реализации гражданами прав и свобод является благоприятная международная обстановка, обеспечивающая основное право человека – право на жизнь. В соответствии со ст. 59 Конституции, государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

В качестве важного гаранта, осуществляющего контроль за соблюдением властями правового статуса личности, выполняет в Республике Беларусь Конституционный Cуд, наделенный соответствующими полномочиями в этой сфере.

Специальные гарантии. Кроме общих гарантий многие права и свободы дополнительно обеспечиваются специальными гарантиями, т. е. они гарантируются как бы дважды. Подобные права и свободы закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, т. е. соответствующее право (свобода) и гарантия его (ее) реализации содержатся в одной статье Конституции. Например, право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 25) сопровождается гарантией от произвольного ареста. При этом следует отметить, что некоторые права (свободы) закреплены не декларативно, как в указанном выше примере (каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность), а в виде самой гарантии (гражданам гарантируется право на труд, ст. 41; или неприкосновенность жилища, ст. 29 и др.).

Внутригосударственные гарантии классифицируют и по иным основаниям, например, по сферам деятельности:

политические: проявляются в принадлежности власти народу, развитии демократических процессов в формировании и функционировании государственных органов и общественных объединений;

экономические: развитие социально ориентируемой рыночной экономики, забота государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей граждан;

организационные: характеризуются наличием правил, ограничивающих произвол и возможность нарушения органами, учреждениями и должностными лицами государства прав человека (например, принцип разделения властей с т.н. системой «сдержек и противовесов»);

юридические (правовые) гарантии: представляют собой правовые формы реализации прав и свобод граждан, их охрану и защиту от каких бы то ни было посягательств.

Международно-правовые гарантии. Согласно ст. 61 Конституции Республики Беларусь, «Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Международно-правовые гарантии статуса личности заложены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; Международном Пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., ратифицированном Республикой Беларусь 10.01.1992, где она заявила, что признает компетенцию Комитета ООН по правам человека, обязуется получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство – участник данного Пакта – не исполняет своих обязанностей.

Важная роль принадлежит Европейскому суду (в Страсбурге), действующему под эгидой Совета Европы, куда входит абсолютное большинство европейских государств, и решения которого обязательны. Вступление Республики Беларусь в Совет Европы будет способствовать расширению возможностей защиты прав и свобод граждан нашего государства, используя международные средства.

Подводя итоги, можно резюмировать, что провозглашенные в Основном Законе Беларуси права и свободы достаточно полно закрепляют правовой статус личности, соответствуют международным актам о правах человека и содержат надежный гарантийный механизм.

Контрольные вопросы

1. Назовите классификацию основных прав и свобод.

2. Приведите примеры политических прав и свобод.

3. Назовите экономические права.

4. Назовите личные права и свободы.

5. Какие права и свободы не могут быть ограничены в условиях военного и чрезвычайного положения?

6. Назовите конституционные обязанности.

7. Какие Вы знаете виды гарантий прав и свобод?

Тема 15. Политико-территориальное устройство и административно-территориальное устройство Республики Беларусь

Основные понятия: политико-территориальное устройство; унитарное государство; федерализм; конфедерация; административно-территориальное устройство (деление); административно-территориальные единицы; территориальные единицы; населенные пункты.

15.1. Понятие политико-территориального устройства государства
и его формы. Юридические признаки Республики Беларусь
как унитарного государства

Термин «политико-территориальное устройство государства» стал использоваться в литературе по конституционному праву сравнительно недавно. До распада СССР для обозначения рассматриваемого вопроса применялось понятие «государственное устройство». Данное понятие достаточно долгое время считалось в нашей стране даже официальным, поскольку оно использовалось в Конституции СССР 1936 г. Однако, как оказалось, понятие «государственное устройство» является весьма неопределенным, не отражает сущности обозначаемого им института, т. е. не акцентирует внимание на территориальном аспекте организации государственной власти. Суть данного института неоднозначно воспринималась (а иногда воспринимается и сейчас) даже учеными в различных областях науки. К примеру, некоторые историки и социологи под государственным устройством понимают государственный строй или систему государственных органов. Конституционалисты же государственное устройство соотносят с политико-территориальной структурой государства и в связи с этим стали использовать в своих трудах более точное, на их взгляд, понятие «политико-территориальное устройство».

Политико-территориальное устройство государства можно рассматривать как определенный порядок (способ) деления его территории на составные части, правовой статус этих частей и характер взаимоотношений между центральной властью государства и властями его различных территориальных составляющих, а также между властями самих территориальных частей государства.

Конституции, как правило, подчеркивают неделимый характер государства и запрещают какие-либо покушения на его целостность. К примеру, в соответствии со ст. 9 Конституции Республики Беларусь, ее территория едина и неотчуждаема. Запрет на выход (отделение) какой-либо части территории государства из его состава принято называть сецессией.

Существуют две основные формы политико-территориального устройства государства: федеративное государство (федерация) и унитарное государство. В соответствии со ст. 1 Конституции Республики Беларусь, наше государство является унитарным.

Термин «унитарное» (от лат. unitas – единство) в переводе означает единое, цельное государство. Таким образом, унитарное государствоединое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Главное отличие между федерацией и унитарным государством состоит в том, что последнее непосредственно делится на административные единицы, а территория первой подразделяется непосредственно на территории государственно-подобных образований – субъектов федерации (республики, края, области – в Российской Федерации; земли – в ФРГ, штаты – в США и т. д.), а они уже, в свою очередь, могут делиться на местные (административные) единицы. Отсюда вытекает еще несколько отличий федерации от унитарного государства.

1.В унитарных государствах действует единая Конституция, которая носит общенациональный характер. В федеративных же государствах, наряду с федеральной Конституцией, основные законы (конституции, уставы и др.) имеют и субъекты федерации.

2. В унитарном государстве, как правило, действует единая правовая система и система законодательства. В федеративных государствах существует двухуровневая система законодательства и права: наряду с федеральными законами в каждом субъекте федерации имеется собственное законодательство.

3. В унитарных государствах органы государственной власти включают только общенациональные парламент, правительство, главу государства, суды (исключение составляют единицы политической автономии, имеющие собственные органы власти). В федеративных же государствах каждый субъект федерации обладает собственной системой органов государственной власти, во многом схожей с системой федеральных органов.

4. В унитарных государствах только общенациональное гражданство, в то время как в федеративных, наряду с федеральным гражданством может быть и гражданство субъектов федерации.

5. Составные части унитарного государства (области, районы, округа и др.) признаками государственного суверенитета не обладают. Они не имеют самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и атрибутов государственности.

6. В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене (МИД).

7. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

В завершение вопроса отметим, что абсолютное большинство современных государств – государства унитарные.

Кроме рассмотренных основных форм политико-территориального устройства истории известны и такие государственно-правовые образования, как конфедерации. Конфедерация союз самостоятельных суверенных государств, объединенных какой-либо общей целью или задачей (военный союз, экономический союз и т. д.). Конфедерации носят временный характер, это непрочное объединение. Они либо превращаются в более тесную связь – федерацию, как, например, США после принятия Конституции 1787 г., либо распадаются, превращаясь опять в отдельные унитарные государства (как, например, государственный союз, образованный в 1982 г. африканскими государствами Синегалом и Гамбией [Синегамбия], и распавшийся уже спустя семь лет – в 1989 г.). Как отмечается в литературе, в настоящее время конфедераций в мире нет. В то же время следует отметить, что признаки конфедерации присущи ряду современных межгосударственных союзов (НАТО, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и др.), однако, формально таковыми они не провозглашены.

15.2. Понятие и основные принципы
административно-территориального устройства
Республики Беларусь

В науке конституционного права, наряду с институтом «политико-территориальное устройство», изучается и близкий ему по содержанию институт «административно-территориальное устройство», который иногда неправомерно отождествляется с понятием «административно-территориальное деление». К сожалению, не вносит полную ясность в понимание сути этого вопроса и действующий Закон «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» от 5 мая 1998 г. (в ред. Закона от 17.05.2007). Как вытекает из названия данного Закона, он касается обоих рассматриваемых нами понятий. Однако в нем дается определение лишь одного из них, а именно – административно-территориального деления, а дефиниции понятия «административно-территориального устройства не приводится.

Как сказано в ст.1 названного Закона, административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Что же касается понятия «административно-территориального устройства», то, на наш взгляд, его можно определить как систему или совокупность административно-территориальных единиц, имеющихся в Республике Беларусь.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 9), ее территория является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета государства. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Более того, согласно Избирательному кодексу, вопросы, могущие нарушить территориальную целостность Республики Беларусь, не могут быть вынесены даже на референдум (ст. 112).

Порядок решения вопросов административно-территориального устройства нашего государства определяет Палата представителей Национального cобрания (п. 2 ст. 97 Конституции Республики Беларусь). Наряду с Конституцией, определяющей общие начала порядка установления и изменения административно-территориального устройства, в Республике Беларусь издан ряд нормативных актов. Среди них следует назвать вышеуказанный Закон «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. №468 «Об утверждении Положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998 г. №1238, которым утвержден ряд нормативных актов, направленных на реализацию вышеуказанного Закона, в том числе Порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц Республики Беларусь; Порядок наименования и переименования предприятий, учебных учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов; Положение о Топонимической комиссии при Совете Министров.

Разумное, научно обоснованное деление территории государства позволяет осуществлять в нем эффективное управление исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечить комплексное экономическое и социальное ее развитие.

В соответствии с Законом (ст. 2) административно-территориальное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах:

- единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь;

- сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

- сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;

- осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

- равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

- включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

- примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

- многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

- гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

14.3. Виды и характеристика
административно-территориальных единиц Беларуси,
их отличие от территориальных единиц

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

В целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы.

Территории городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делятся на районы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.

Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы и территории областей как административно-территориальных единиц.

Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.

Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.

От административно-территориальных единиц необходимо отличать территориальные единицы, создание которых также предусмотрено вышеназванным Законом. В соответствии с ним (ст. 6) – территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории памятников природы, территории недвижимых материальных историко-культурных ценностей и зоны их охраны, территории оборонного назначения и др.).

15.4. Населенные пункты Республики Беларусь:
понятие, виды, характеристика

Населенный пункткомпактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

В Республике Беларусь устанавливаются три категории городов:

- город Минск – столица Республики Беларусь;

- города областного подчинения;

- города районного подчинения.

Населенные пункты, в которых находятся местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, являются центрами соответствующих административно-территориальных единиц.

Вышеназванный Закон определяет критерии отнесения населенных пунктов к категориям. В качестве таковых выступают:

- численность проживающего населения;

- уровень развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры;

- государственные функции, осуществляемые на соответствующей территории.

К категории городов относятся:

город Минск. Его статус определяется Законом от 12 июля 2000 г. «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска» (в ред. законов от 11.12.2000, 05.01.2004). Минск относится к особой категории населенных пунктов Республики Беларусь, является административно-территориальной единицей, административно-политическим, экономическим и культурным центром государства.

Столица имеет свои символы – герб, флаг и гимн, описание которых и порядок использования утверждаются Минским городским Советом депутатов.

Минск имеет и свой устав, который также утверждается городским Советом депутатов. Устав определяет направления и порядок взаимодействия Минского городского Совета депутатов, исполнительных и распорядительных органов, органов территориального общественного самоуправления по вопросам осуществления местного управления и самоуправления в столице Республики Беларусь, особенности формирования и полномочий органов территориального общественного самоуправления в столице Республики Беларусь, градостроительного устройства, иные вопросы, касающиеся осуществления г. Минском функций столицы Республики Беларусь. Устав обязателен для исполнения всеми организациями и гражданами, расположенными на подведомственной Минскому городскому Совету депутатов территории.

города областного подчинения – населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой.

В отдельных случаях к категории городов областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющими важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;

города районного подчинения – населенные пункты с численностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышленные предприятия, сеть организаций социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения.

К категории поселков городского типа относятся:

городские поселки – населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные организации, социально-культурные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

курортные поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации;

рабочие поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 500 тысяч человек, расположенные при промышленных организациях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

К категории сельских населенных пунктов относятся:

агрогородки – благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий;

поселки, деревни – населенные пункты, в которых создана соответствующая производственная и социальная инфраструктура, не отнесенные к агрогородкам;

все остальные населенные пункты (село, хутор и др.).

15.5. Компетенция государственных органов при решении вопросов
административно-территориального устройства

Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь и с учетом мнения местных Советов депутатов:

- образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы г. Минска, областей и районов;

- присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам г. Минска;

- принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;

- относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах, устанавливает и изменяет их границы;

- относит города областного подчинения к категории городов районного подчинения;

- принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов г. Минска и городов областного подчинения, а также об изменении их административного подчинения;

- объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну.

Совет Министров Республики Беларусь:

- осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;

- определяет порядок наименования и переименования организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь;

- дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;

- дает согласие районным Советам депутатов на преобразование в агрогородки иных сельских населенных пунктов;

- осуществляет иные полномочия.

Областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

- вносят в Совет Министров предложения об изменении границ области, образовании и упразднении районов в области, установлении и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения;

- по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;

- относят населенные пункты к категории поселков городского типа;

- решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;

- образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают и изменяют их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам;

- осуществляют иные полномочия.

Областные исполнительные и распорядительные органы по представлению районных и городских исполнительных и распорядительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию образуемых в границах областей административно-территориальных и территориальных единиц, а также исключают их из учетных данных.

Районные Советы депутатов:

- вносят в областные Советы депутатов предложения об установлении и изменении границ районов, городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов;

- относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;

- упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты, присваивают им наименования (переименовывают), устанавливают и изменяют их границы;

- устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов;

- осуществляют иные полномочия.

Районные исполнительные и распорядительные органы представляют областным исполнительным и распорядительным органам данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.

Городские Советы депутатов:

- вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения;

- вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов – в Совет Министров Республики Беларусь предложения об установлении и изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, а также об изменении их административного подчинения.

Городские исполнительные и распорядительные органы представляют в вышестоящие исполнительные и распорядительные органы данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.

Поселковые и сельские Советы депутатов вносят в районные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов районного подчинения, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, о наименовании (переименовании) сельсоветов, сельских населенных пунктов, установлении и изменении их границ, установлении и переносе административных центров сельсоветов.

15.6. Порядок наименования (переименования), учета и регистрации
административно-территориальных, территориальных единиц,
населенных пунктов и других объектов

Наименование и переименование административно-территориальных и территориальных единиц производятся с учетом общегосударственных интересов, географических, исторических, национальных, бытовых и других условий, а также мнения местного населения.

При преобразовании и переименовании административно-территориальных и территориальных единиц, как правило, не допускается присвоение уже имеющихся в республике наименований.

При слиянии двух или нескольких населенных пунктов в один за ним, как правило, сохраняется наименование одного из слившихся населенных пунктов.

Переименование административно-территориальных и территориальных единиц может производиться лишь в исключительных случаях.

Запрещается переименовывать населенные пункты, названия которых связаны с историческим, национальным и культурным наследием республики.

Наименование и переименование проспектов, улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов производятся соответствующим местным Советом депутатов с учетом мнения населения данной территории.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под политико-территориальным устройством?

2. Назовите признаки унитарного государства.

3. Назовите основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь.

4. Назовите виды административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

5. Что понимается под территориальными единицами?

6. Назовите виды населенных пунктов Республики Беларусь.

7. Назовите категории поселков городского типа.

8. Каков порядок наименования (переименования) административно-территориальных, территориальных единиц, населенных пунктов и других объектов в Республике Беларусь?

Тема 16. Избирательное право и избирательная система

Основные понятия: избирательное право; избирательная система; избирательный процесс; избирательные комиссии; принципы избирательного права; второй тур голосования; повторные выборы.

16.1. Понятие избирательного права и избирательной системы.
Конституционные принципы избирательного права

Термины «избирательное право» и «избирательная система» ассоциируются с таким понятием, как выборы. Свободные, справедливые и периодические выборы являются необходимым атрибутом современного демократического государства, важнейшей политической формой участия населения в управлении государственными и общественными делами.

Избирательное право можно понимать в двух значениях – объективном и субъективном. Объективное избирательное правоконституционно-правовой институт, представляющий собой совокупность правовых норм, закрепленных в конституции и других нормативных актах и регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с организацией и проведением выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Под субъективным избирательным правом понимается право конкретного лица (как правило, гражданина соответствующего государства) на участие в выборах. В этом значении избирательное право подразделяется на активное (право избирать) и пассивное (право избираться, быть избранным). То есть, в данном значении избирательное право выступает в качестве одного из важнейших политических прав граждан.

Что касается сущности понятия «избирательная система», то оно используется в двух значениях: широком и узком. В широком смыслеизбирательная система – урегулированный правовыми и иными нормами порядок формирования выборных (прежде всего, представительных) органов государства.

Под избирательной системой в узком смысле слова понимают закрепленный в законодательстве способ установления результатов выборов, т. е. способ распределения мандатов в зависимости от результатов голосования.

В современном мире принято различать три основных вида избирательных систем.

Мажоритарная система – система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарную систему относительного большинства (для победы кандидату необходимо набрать больше голосов, чем кто-либо из его соперников), абсолютного большинства (необходимо набрать более половины голосов избирателей (50% + 1 голос), принявших участие в голосовании) и квалифицированного большинства (2/3, 3/4 и т. д. голосов).

Пропорциональная система – порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов осуществляется между партиями, выставившими своих кандидатов в представительные органы пропорционально полученным ими количеством голосов.

Смешанная система – система выборов, в которой сочетаются признаки пропорциональной и мажоритарной систем, т. е. часть членов парламента избирается по мажоритарной, а часть – по пропорциональной системам.

В Республике Беларусь в ходе выборов (в зависимости от того, кого избирают) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства и относительного большинства.

Конституционные принципы избирательного права Республики Беларусь

Рассматривая данный вопрос, следует иметь в виду, что он неоднозначно толкуется в литературе. Одни авторы ведут речь о принципах избирательного права, другие – о принципах избирательной системы, третьи – о принципах избирательного права и избирательной системы.

Как нам представляется, в данном случае более правильным было бы вести речь о принципах избирательного права, причем в его субъективном значении, поскольку эти принципы (всеобщность, свобода участия, равенство, прямой и непрямой характер выборов, тайное голосование) отражают не что иное, как условие и порядок участия в выборах граждан (избирателей). То есть, эти принципы определяют содержание их субъективного (активного и пассивного) избирательного права. Соблюдение указанных принципов, получивших международное признание, является необходимым условием признания выборов демократическими, а их результаты легитимными.

Ст. 38 Конституции Республики Беларусь закреплены основополагающие принципы избирательного права в Республике Беларусь, которые получили свое развитие в последующих ее статьях (64–68) и Избирательном кодексе Республики Беларусь.

Всеобщность выборов (ст. 64 Конституции). Данный принцип означает, что право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

Не имеют права участвовать в выборах: граждане, признанные судом недееспособными; лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Не имеют права участвовать в голосовании лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, применена мера пресечения в виде содержания под стражей.

Участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь имеют право граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

Свободные выборы (ст. 65 Конституции). Данный принцип означает, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.

Равное избирательное право (ст. 66 Конституции). Данный принцип обеспечивается следующими условиями:

· каждый избиратель имеет равное число голосов. Это положение обеспечивается тем, что избиратель включается только в один список избирателей и бюллетень выдается ему под роспись при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Голосование за других лиц не допускается;

· в стране существует единый избирательный корпус, т. е. все избиратели не разделены на социальные группы с неодинаковым представительством;

· депутат избирается от примерно равного количества избирателей. Отклонение численности избирателей по округу от средней численности избирателей, приходящихся на один избирательный округ в Республике Беларусь, не может превышать 10%;

· закон предъявляет одинаковые требования к порядку выдвижения кандидатов, ведения ими предвыборной агитации и определения результатов выборов.

Тайное голосование (ст. 68 Конституции). Законом запрещен контроль за волеизъявлением избирателей, участников референдума в ходе голосования. Однако это не исключает права избирателя добровольно высказаться о том, как он проголосовал.

Прямое избирательное право (ст. 67 Конституции). Данный принцип означает, что депутаты и Президент избираются непосредственно гражданами.

Косвенное избирательное право (ст. 91 Конституции). Оно применяется при выборах членов Совета Республики, которые избираются по 8 членов от каждой области и г. Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета.

Ответственность за нарушение законодательства о выборах, референдуме:

- административная – ст. 167-3 КоАП (нарушение законодательства о выборах); ст. 167-5 КоАП (нарушение законодательства о народном голосовании (референдуме);

- уголовная – ст. 191 УК (воспрепятствование осуществлению избирательных прав, либо работе комиссий по выборам, референдуму или отзыву депутата); ст. 192 УК (Нарушение законодательства о выборах, референдуме или отзыве депутата).

16.2. Избирательный процесс

Избирательный процесс (наряду с рассмотренными выше понятиями «избирательное право» и «избирательная система») также ассоциируется с темой выборов. В литературе можно встретить различные его определения. Наиболее распространенной дефиницией является, пожалуй, следующая: избирательный процесс – это нормативно-урегулированная деятельность соответствующих субъектов по организации и проведению выборов.

Вместе с тем, как нам представляется, к сущности избирательного процесса следует подходить несколько иначе. Ведь он представляет собой не просто какую-то однородную деятельность (как можно понять из вышеуказанного определения), а действия субъектов, характер которых на различных этапах избирательного процесса должен видоизменяться. Иными словами, эти этапы (или стадии) выступают здесь в виде основы, первоначального элемента, определяющего характер (вид) осуществляемых действий. Полагаем, что целесообразнее именно с таких позиций подходить при выработке определения избирательного процесса. Исходя из изложенного, избирательный процесс можно определить как совокупность протекающих в определенной логической последовательности и закрепленных нормами права стадий (этапов), в рамках которых соответствующими субъектами (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами) осуществляются присущие каждой из этих стадий (этапов) действия по организации и проведению выборов. Применительно к Республике Беларусь, соответствующие стадии (этапы) избирательного процесса закреплены в Избирательном кодексе.

16.2.1. Назначение выборов.
Образование избирательных округов, избирательных участков

Существует несколько категорий выборов:

Выборы Президента Республики Беларусь – назначаются Палатой представителей не позднее чем за 5 месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Выборы в Палату представителей назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее 4-х месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва.

Выборы в Совет Республики назначаются на тех же условиях, что и в Палату представителей.

Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее 4-х месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов депутатов действующего созыва. Выборы во все местные Советы депутатов проводятся одновременно.

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.

Для проведения выборов депутатов Палаты представителей на территории Республики Беларусь образуются 110 избирательных округов, Центральной комиссией по представлению областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа территориальными избирательными комиссиями по представлению соответствующих исполнительных комитетов:

- по выборам в областной и Минский городской Советы депутатов – от 40 до 60 избирательных округов;

- по выборам в районный и городской (города областного подчинения) Совет депутатов – от 25 до 40 избирательных округов;

- по выборам в городской Совет депутатов (города районного подчинения) – от 15 до 25 округов;

- по выборам в поселковый, сельский Советы депутатов – от 11 до 15 избирательных округов.

Число избирательных округов и средняя численность избирателей в округе при выборах в местные Советы депутатов определяется соответствующим Советом депутатов.

Избирательный округ представляет собой единую территорию: не допускается образование избирательных округов из территорий, не граничащих между собой.

Для проведения голосования и подсчета голосов по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, отзыву депутата территории районов, городов, районов в городах делятся на участки для голосования. Участки для голосования образуются с числом не менее 20 и не более 3 000 избирателей, участников референдума.

Участки для голосования могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в воинских частях.

Участки для голосования образуются исполнительными комитетами городов и районов, администрациями районов в городах с районным делением. В воинских частях участки для голосования образуются в таком же порядке по представлению командиров воинских частей, а за пределами Республики Беларусь – руководителями дипломатических представительств, действующих на территории соответствующих иностранных государств.

16.2.2. Формирование избирательных комиссий, их виды и компетенция

Для проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей депутатов местных Советов депутатов, по референдуму голосования об отзыве депутата создаются соответствующие избирательные комиссии.

Для выборов Президента Республики Беларусь:

- Центральная избирательная комиссия – постоянно действующий орган;

- территориальные комиссии:

- областные, Минская городская комиссия образуется президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующими исполкомами;

- районные, городские (в городах областного подчинения), районные в городах комиссии – президиумами соответствующих Советов депутатов и исполнительными комитетами в составе 9–13 членов;

- участковые комиссии – образуются районными, городскими исполнительными комитетами, районными администрациями.

Для выборов депутатов Палаты представителей:

- Центральная избирательная комиссия;

- окружные избирательные комиссии образуются президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующими исполкомами;

- участковые избирательные комиссии;

Для выборов депутатов местных Советов депутатов:

- Центральная избирательная комиссия;

- территориальные избирательные комиссии (областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного и районного подчинения)), поселковые и сельские;

- окружные избирательные комиссии;

- участковые избирательные комиссии образуются районными и городскими исполкомами (местными администрациями) в составе 5–19 членов не позднее чем за 45 дней до выборов.

Комиссии по референдуму:

а) подготовку и проведение республиканского референдума обеспечивают:

· областные, Минская городская комиссии по референдуму;

· районные, городские (в городах областного подчинения), районные в городах комиссии по референдуму;

· участковые комиссии по референдуму.

б) подготовку и проведение местного референдума обеспечивают (в зависимости от территории его проведения):

· областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного подчинения), районные в городах, поселковые, сельские и участковые комиссии по референдуму.

Органы, образующие данные комиссии (за исключением Центральной избирательной комиссии), как правило, не менее одной трети ее состава формируют из представителей политических партий и других общественных объединений. Государственные служащие не могут составлять более одной трети состава избирательной комиссии.

Образование и организация работы Центральной комиссии
Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов

Порядок образования, полномочия и организация работы Центральной комиссии (далее – Комиссия) регулируется Конституцией Республики Беларусь, Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Комиссия образуется в составе 12 человек, имеющих, как правило, высшее юридическое образование и опыт работы по организации и проведению выборов и референдумов. Шесть членов Комиссии назначаются Президентом Республики Беларусь и шесть – избираются Советом Республики Национального собрания. Кандидаты в состав комиссии рекомендуются совместными представлениями президиумов областных, Минского городского Советов депутатов и областных, Минского городского исполнительных комитетов. В состав Комиссии включаются также члены Комиссии с правом совещательного голоса. Их вправе направить политические партии, выдвинувшие кандидата в депутаты Палаты представителей, а также кандидаты в Президенты Республики Беларусь.

Председатель Комиссии назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики из числа членов Комиссии. Заместитель Председателя и секретарь Комиссии избираются из числа членов Комиссии на ее первом заседании. Их кандидатуры Председатель комиссии согласовывает с Президентом Республики Беларусь.

Срок полномочий Комиссии – 5 лет. Председатель, заместитель Председателя, секретарь, члены Комиссии могут быть освобождены от должности до истечения срока их полномочий Президентом Республики Беларусь с уведомления Совета Республики в случаях:

- письменного заявления о сложении своих полномочий;

- утраты гражданства Республики Беларусь;

- систематического неисполнения своих обязанностей;

- совершения действий, дискредитирующих Центральную комиссию;

- вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

Члены Комиссии, являющиеся членами политических партий, должны приостановить свое членство в партии и в период работы в Комиссии не могут принимать участие в деятельности партий, а также выполнять их поручения.

Заседания Комиссии созываются по мере необходимости Председателем, а также по требованию не менее одной трети ее членов. Решения Комиссии принимаются в форме постановлений. При равном количестве голосов решающим считается голос председательствующего. Постановления Комиссии подписываются Председателем и секретарем Комиссии.

Председатель и секретарь Комиссии работают на постоянной основе. Решения Комиссии обязательны для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Решения Комиссии могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: