Ответственность за неуважение к суду

Проявление неуважения к суду со стороны должностных лиц или граждан, принимающих участие в деле, присутствующих в судебном заседании, а также совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, влечет административную либо уголовную ответственность.

22.2. Конституционный Суд Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Судьями являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда. Конституционный Суд правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет.

Судьи Конституционного Суда назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок.

Судья Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги. К присяге судьи Конституционного Суда приводятся Президентом Республики Беларусь в присутствии Председателей Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания, Председателей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда.

Конституционный Суд формируется в следующем порядке:

- шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;

- шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики из числа судей Конституционного Суда сроком на пять лет.

Председатель Конституционного Суда издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с осуществлением конституционного судопроизводства. Он вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания, их комиссий, заседаниях Совета Министров и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Заместитель Председателя Конституционного Суда избирается Конституционным Судом из состава судей Конституционного Суда по представлению Председателя Конституционного Суда сроком на пять лет.

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров дает заключения:

- о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;

- о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

- о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Иные государственные органы, общественные объединения, другие организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта.

По вопросам конституционности нормативных актов Конституционный Суд принимает заключения, а по иным вопросам, входящим в его компетенцию, – решения.

Анализ состояния конституционной законности в Республике Беларусь оформляется как послание Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания.

Нормативные правовые акты, признанные согласно заключению Конституционного Суда не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента Республики Беларусь дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Конституции Республики Беларусь.

Обращения граждан, направленные непосредственно в Конституционный Суд, рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан».

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. №14 в целях повышения эффективности конституционного контроля Конституционный Суд наделен рядом дополнительных полномочий. В частности, наряду с полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Конституцией и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», Конституционный Суд:

- осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания либо принятых Палатой представителей в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 100 Конституции Республики Беларусь, – до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь;

- по предложению Президента Республики Беларусь излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров;

- по поручению Президента Республики Беларусь дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

- по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания, Совета Министров излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

По поручению Президента Республики Беларусь судьи Конституционного Суда проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.

22.3. Суды общей юрисдикции Республики Беларусь

Систему судов общей юрисдикции составляют:

- районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды;

- областные (Минский городской),

- экономические суды областей и города Минска;

- Верховный Суд Республики Беларусь.

В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.

Районный (городской) суд:

· рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях;

· рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений;

· осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

В областном (Минском городском) образуются:

· президиум суда;

· судебная коллегия по гражданским делам;

· судебная коллегия по уголовным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда в областном (Минском городском), Белорусском военном судах могут образовываться и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Областной (Минский городской) суды:

· рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

· могут рассматривать в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

· осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, оказывают им помощь в применении законодательства;

· осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатели областного (Минского городского), Белорусского военного судов, их заместители и иные судьи этих судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно.

Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом. Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:

· Пленума Верховного Суда;

· Президиума Верховного Суда;

· судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда;

· судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда;

· судебной коллегии по экономическим делам;

· судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда в Верховном Суде могут образовываться и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Верховный Суд Республики Беларусь:

· рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

· может рассматривать в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном и кассационном порядке;

· осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь постановлений Пленума Верховного Суда;

· разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

· осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель Верховного Суда, его заместители и судьи назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно.

22.4. Требования к кандидату на должность судьи,
председателя и заместителя председателя судов общей юрисдикции. Статус судьи

Кандидатом на должность судьи общего суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Специальная подготовка на должность судьи включает обучение до одного года в специализированном учреждении образования с совмещенной стажировкой в одном из судов республики под руководством судьи, назначенного Председателем Верховного Суда.

Судья вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги, которая принимается в течение одного месяца со дня назначения на должность.

Кандидат на должность:

судьи областного (Минского городского) должны иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

судьи Верховного Суда, кроме судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда, должны иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественно-научное образование.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя районного (городского) судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет. Кандидат на должность председателя, заместителя председателя областного (Минского городского) судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Статус судьи

Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь».

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе».

Для судей судов Республики Беларусь устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы. Судьям военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь присваиваются воинские звания офицерского состава.

На судью распространяются ограничения, связанные с государственной службой. Судьи не могут быть членами Совета Республики Национального собрания, депутатами Палаты представителей и местных Советов депутатов, а также членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Дисциплинарная ответственность судей общих и хозяйственных судов

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за:

- нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

- нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь;

- несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

Отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления, за исключением случая, когда установлено преднамеренное вынесение незаконного судебного постановления.

Видами дисциплинарных взысканий являются:

- замечание;

- выговор;

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев;

- освобождение от должности.

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь за совершение ими дисциплинарных проступков, за исключением проступков, выразившихся в несоблюдении судьями правил внутреннего трудового распорядка, осуществляется квалификационными коллегиями судей.

Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит:

- Президенту Республики Беларусь – в отношении всех судей;

- Председателю Верховного Суда – в отношении всех судей общих судов;

- Председателю Высшего Хозяйственного Суда – в отношении всех судей хозяйственных судов;

- Министру юстиции – в отношении судей общих и хозяйственных судов, за исключением председателей, заместителей председателей и судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда;

- председателям областных (Минского городского), Белорусского военного судов – в отношении судей соответствующих областных (Минского городского), районных (городских) и специализированных судов, Белорусского военного и межгарнизонных военных судов;

- председателям хозяйственных судов областей (г. Минска), специализированных хозяйственных судов – в отношении судей соответствующих хозяйственных судов областей (г. Минска), специализированных хозяйственных судов;

- начальникам управлений юстиции соответствующих областных (Минского городского) исполнительных комитетов – в отношении судей соответствующих районных (городских) и специализированных судов.

Квалификационная коллегия судей может принять заключение, имеющее рекомендательный характер, о наличии оснований для:

· наложения дисциплинарных взысканий;

· понижения в квалификационном классе на срок до шести месяцев;

· освобождения судьи от должности;

· прекращения дисциплинарного производства.

Материалы по результатам дисциплинарного производства направляются квалификационными коллегиями судей с их заключениями для принятия решений председателям соответствующих судов.

22.5. Народные заседатели

Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей. Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками.

Народными заседателями не могут быть:

- лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

- лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

- лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;

- депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля и органов государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;

- священнослужители.

Количество народных заседателей устанавливается в следующем соотношении:

· для районных (городских) – 35 народных заседателей на одного судью;

· для областных (Минского городского) – 25 народных заседателей на одного судью;

· для Верховного Суда – 10 народных заседателей на одного судью.

Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляются соответствующими районными (городскими), областными (Минским городским) исполнительными комитетами сроком на пять лет. Включение граждан в названные списки производится с их согласия.

Списки народных заседателей утверждаются:

- районных (городских), областных (Минского городского) судов – областными (Минским городским) Советами депутатов;

- Верховного Суда – Президентом Республики Беларусь.

Народные заседатели вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги.

Привлечение народных заседателей для рассмотрения конкретного дела в суде производится судьей, рассматривающим это дело, согласно очередности из числа народных заседателей соответствующего суда. Народный заседатель привлекается к исполнению своих обязанностей на срок не более 21 дня в году, а в случае, если время рассмотрения конкретного дела превышает указанный срок, – на срок рассмотрения этого дела.

Неприкосновенность судьи и народного заседателя

Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь порядке согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.

22.6. Органы судейского сообщества

Органами судейского сообщества являются:

- съезд судей Республики Беларусь;

- Республиканский совет судей;

- конференции судей областных (Минского городского) судов;

- квалификационная коллегия судей Верховного Суда, квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

- поддержание авторитета судебной власти;

- обеспечение соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых к ним Конституцией, иными актами законодательства и Кодексом чести судьи Республики Беларусь;

- защита прав и законных интересов судей;

- совершенствование судебной системы и судопроизводства.

Съезд судей Республики Беларусь – высший орган судейского сообщества. Он осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда, судов общей юрисдикции, а также судей в отставке. Съезд судей созывается, как правило, один раз в четыре года. В случае необходимости может созываться внеочередной съезд судей Республики Беларусь.

Съезд судей Республики Беларусь созывается Республиканским советом судей. Внеочередной съезд судей Республики Беларусь может быть созван Президентом Республики Беларусь или Республиканским советом судей. С инициативой проведения внеочередного съезда судей Республики Беларусь в Республиканский совет судей вправе обратиться Конституционный Суд, Верховный Суд, конференции судей судов не менее двух областей (г. Минска).

Республиканский совет судей является органом судейского сообщества, осуществляющим в период между съездами судей его полномочия. Он избирается съездом судей Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда и судов общей юрисдикции, имеющих стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

В состав Республиканского совета судей также входят по должности Председатели Конституционного Суда, Верховного Суда, и их заместители.

Председатель Республиканского совета судей избирается съездом судей Республики Беларусь по совместному предложению Председателей Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов на срок полномочий Республиканского совета судей. Заместители председателя Республиканского совета судей избираются Республиканским советом судей по предложению председателя.

Конференции судей

В конференции судей областного суда принимают участие судьи (судьи в отставке) районных (городских), специализированных судов соответствующей области и судьи (судьи в отставке) областного суда. В конференции судей Минского городского суда принимают участие судьи (судьи в отставке) районных, специализированных судов г. Минска, а также судьи (судьи в отставке) Минского городского суда.

Конференции судей созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Решение о созыве конференции судей соответствующих судов принимает квалификационная коллегия судей этих судов. Конференции судей могут созываться также по инициативе не менее двух третей судей соответствующих судов, Председателя Верховного Суда, Министра юстиции.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под «правосудием»?

2. На каких принципах строится правосудие?

3. Каков порядок формирования Конституционного Суда?

4. Назовите систему общих и хозяйственных судов.

5. В каком составе действует Верховный Суд?

6. Какие требования предъявляются к кандидату на должность судей общих и хозяйственных судов?

7. Кто обладает правом возбуждения дисциплинарного производства в отношении судей?

8. Какие требования предъявляются к кандидату в народные заседатели?

Тема 23. Местное управление и самоуправление
в Республике Беларусь

Основные понятия: местное управление; местное самоуправление; принципы местного управления и самоуправления; исполнительные комитеты; местные администрации; Советы депутатов; организационно-правовые формы работы Советов депутатов; депутат; депутатский запрос; гарантии депутатской деятельности; органы территориального общественного самоуправления; экономическая основа местного управления и самоуправления.

23.1. Понятие, система, принципы местного управления и самоуправления

Местное управление и самоуправление является одним из важнейших элементов правового демократического государства и гражданского общества. Как свидетельствует практика развитых государств, представительные и исполнительные органы на местах призваны решать широкий круг повседневных, насущных вопросов по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности населения соответствующей территории. Однако, несмотря на то, что функционально задачи местного управления, органически взаимосвязаны с задачами местного самоуправления содержание этих местных институтов имеет существенные отличительные особенности.

Местное управление осуществляется органами и должностными лицами, назначенными центральными или вышестоящими органами и подотчетны последним. Местные органы управления выступают как территориальные или структурные подразделения центральных министерств и ведомств. Они решают вопросы местного значения, учитывая, в первую очередь, общегосударственные интересы. Указанные признаки характеризуют сущность местного управления и позволяют ограничить его от местного самоуправления.

Современная юридическая форма понятия местного самоуправления нашла свое закрепление как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве значительного числа государств. Универсальное определение данного правового института дается Европейской Хартией местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г. В ней отмечается (п. 1, ст. 13), что «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Хартия обязывает государства, подписавшие ее, чтобы принцип местного самоуправления был признан в их законодательстве, а по возможности в Конституции страны.

В качестве основных признаков, характеризующих местное самоуправление, выступают:

- выборность органов его осуществляющих непосредственно народом;

- обладание собственной компетенцией;

- осуществление своей деятельности по поручению государства, т. е. самостоятельность самоуправления основана не на собственном праве, а на акте центральной власти (и даже на Конституции);

- обеспечивает решение, главным образом, вопросов местного значения в интересах населения, соответствующей территории.

Однако, не смотря на наличие у местного управления и местного самоуправления указанных отличительных признаков, их не следует разъединять, а тем более – противопоставлять, поскольку только во взаимодействии оба эти института публичной власти смогут обеспечить эффективное функционирование и развитие общества. Только при таком подходе может идти речь о наличии в стране стабильной организационно-правовой управляемости на всей территории.

Касаясь вопроса состояния местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, следует отметить, что здесь данной проблеме уделяется постоянное внимание. Уже 20 февраля 1991 г. был принят Закон «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь»,
в который неоднократно вносились изменения и дополнения, направленные на дальнейшее совершенствование этих институтов власти. С принятием
в 1994 г. Основного Закона Республики Беларусь местное управление и самоуправление получило конституционную основу. При этом важно отметить, что совершенствование организации управления местными делами неразрывно связано с принимаемыми мерами по повышению статуса органов местного управления и самоуправления. В частности, на решение этой задачи направлен Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления
в решении вопросов жизнеобеспечения населения». Данным Указом утверждено «Положение о председателе сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполнительного комитета», а также определены меры по повышению роли и статуса Советов депутатов и исполнительных комитетов первичного территориального уровня.

Значимым событием для местных представительных органов явилось постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 2 апреля 2007 г. «Об образовании Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Беларусь и утверждении Положения о нем». Совет является коллегиальным совещательным органом, осуществляющим разработку предложений по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления и координирующим вопросы взаимодействия между ними и органами государственного управления.

В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан. Система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации.

Определение местного самоуправления также дается в указанном Законе, в соответствии с которым местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, местных собраний, инициативы граждан по принятию решений Советов, участия граждан в финансировании и возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и через иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

- законность;

- социальная справедливость;

- защита прав и законных интересов граждан;

- взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

- разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;

- единство и целостность системы местного управления и самоуправления;

- выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;

- гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;

- сочетание общегосударственных и местных и интересов;

- ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений;

- обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;

- самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

23.2. Органы местного управления
(исполнительные комитеты, местные администрации)

Исполнительные и распорядительные органы являются государственными органами. Исполнительный комитет (исполком) является исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета. Исполнительные комитеты имеют двойную подотчетность (по вертикали и горизонтали), но подконтрольны только по вертикали. Так, исполкомы областного уровня подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь, а также Совету Министров по вопросам, входящим в его компетенцию. Исполкомы базового и первичного уровней, местные администрации подотчетны и подконтрольны Президенту и вышестоящим исполкомам. Исполкомы также подотчетны соответствующим Советам по вопросам, отнесенным к компетенции этих Советов.

В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители, управляющий делами и члены исполнительного комитета.

Председатель областного, Минского городского исполкома назначается на должность Президентом Республики Беларусь и утверждается в должности на сессии областного, Минского городского Совета депутатов.

В случае, если Совет депутатов не утвердил кандидатуру, Президент Республики Беларусь в том же порядке вносит другую кандидатуру. При повторном отказе областного, Минского городского Совета депутатов утвердить кандидатуру, назначенную на должность председателя исполкома, решение Президента Республики Беларусь, принятой по этой или другой кандидатуре, является окончательным.

Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного, Минского городского исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Председатель районного, городского исполкома назначается на должность председателем областного исполкома по согласованию с Президентом Республики Беларусь и утверждается соответственно на сессии районного, городского Совета депутатов.

В случае если Совет депутатов не утвердил кандидатуру, председатель областного исполкома в том же порядке вносит другую кандидатуру. При повторном отказе районного, городского Совета депутатов утвердить кандидатуру, назначенную на должность председателя районного, городского исполкома, решение председателя областного исполкома, принятое по этой или другой кандидатуре, является окончательным.

Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета назначаются и освобождаются от должности председателем соответствующего исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом.

Председатель областного, Минского городского исполнительного комитета; председатель районного, городского исполнительного комитета может быть освобожден от должности соответственно Президентом Республики Беларусь и председателем областного исполкома.

Председатель сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполкома одновременно является председателем соответствующего сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета депутатов. Кандидатуры на должность председателя Совета вносятся на рассмотрение сессии Совета его депутатами, а также председателем районного Совета после их согласования с председателем соответствующего районного исполкома, который рассматривает внесенные кандидатуры в недельный срок.

В случае отказа председателя районного исполкома в согласовании таких кандидатур в аналогичном порядке вносятся на его рассмотрение новые кандидатуры на должность председателя Совета. При повторном отказе председателя районного исполкома в согласовании предложенных кандидатур он сам вносит кандидатуры на должность председателя соответствующего Совета на рассмотрение сессии данного Совета. С председателем сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполкома в трехдневный срок со дня его избрания председателем соответствующего Совета заключается контракт районным исполкомом в лице его председателя на срок полномочий Совета.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на председателя сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполкома обязанностей председатель районного исполкома может внести на рассмотрение сессии соответствующего Совета предложение об освобождении данного председателя исполкома от обязанностей председателя Совета.

Вопрос об освобождении от обязанностей председателя сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета может быть внесен также депутатами Совета, председателем районного Совета.

В случае двукратного отказа соответствующего Совета в освобождении от обязанностей сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета председатель районного исполкома вправе сам расторгнуть контракт, заключенный с данным председателем исполкома, с уведомив об этом соответствующий Совет и председателя районного Совета депутатов. Расторжение указанного контракта влечет переизбрание председателя сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета.

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами.

Заседания исполнительного комитета созываются его председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Компетенция исполнительных комитетов включает как общие полномочия, характерные для исполкомов всех территориальных уровней, так и специальные (особые) полномочия, которыми наделяются исполкомы конкретного территориального уровня (областного, базового или первичного)

Общие полномочия заключаются в том, что исполнительные комитеты независимо от территориального уровня:

- разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты программ и прогнозов экономического и социального развития, региональных программ и концепций, осуществляют составление проекта местного бюджета, обеспечивают выполнение этих программ и исполнение местного бюджета;

- распоряжаются коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом, а также осуществляют контроль за ее использованием;

- распоряжаются природными ресурсами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

- принимают решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, утверждают режим работы таких организаций и согласовывают режим работы других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на соответствующей территории;

- обеспечивают государственные минимальные социальные стандарты в области социальной поддержки и социального обслуживания, оплаты труда, пенсионного обеспечения и в других областях;

- принимают меры, направленные на развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, личных подсобных хозяйств;

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Наряду с указанными полномочиями исполкомы областного уровня:

- регулируют порядок осуществления административных процедур на соответствующей территории;

- осуществляют государственную регистрацию и ликвидацию субъектов хозяйствования, выдают специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;

- устанавливают цены (тарифы), надбавки (скидки) на товары (работы, услуги) и др.

Исполкомы базового уровня:

- содействуют занятости граждан, организуют оплачиваемые общественные работы, назначают и выплачивают пособия по безработице;

- обеспечивают предоставление льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- обеспечивают безопасность дорожного движения и др.

Исполкомы первичного уровня:

- организуют работу органов территориального общественного самоуправления, созывают местные собрания;

- обеспечивают благоустройство и поддержание надлежащего санитарного состояния на соответствующей территории, организуют работы по удалению коммунальных отходов;

- принимают меры, направленные на развитие и стимулирование деятельности личных подсобных хозяйств граждан.

Исполнительные комитеты каждого территориального уровня осуществляют и иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Для председателей исполнительных комитетов так же как и для исполнительных комитетов предусмотрены как общие полномочия, так и полномочия, характерные для председателей исполкомов различных территориальных уровней (особенные полномочия).

Председатель исполнительного комитета (общие полномочия):

- возглавляет исполнительный комитет, обеспечивает взаимодействие исполнительного комитета и соответствующего Совета;

- представляет исполнительный комитет во взаимоотношениях с другими государственными органами, организациями и гражданами;

- представляет сессии Совета по мере необходимости, но не реже одного раза в год, отчеты о деятельности исполнительного комитета, информирует Совет и граждан о состоянии дел на подведомственной Совету территории;

- организует работу по подготовке заседаний исполнительного комитета, ведет заседания, обеспечивает контроль за выполнением принятых решений;

- подписывает решения и протоколы заседаний исполнительного комитета, издает в пределах своей компетенции распоряжения;

- налагает дисциплинарные взыскания на председателей нижестоящих исполнительных комитетов (глав местных администраций), их заместителей;

- определяет структуру и штаты исполнительного комитета, его структурных подразделений;

- назначает на должности и освобождает от должностей работников соответствующего исполкома, заключает трудовые договоры (контракты), принимает к указанным работникам меры поощрения, дисциплинарные взыскания;

- распоряжается имуществом исполкома;

- осуществляет личный прием граждан и представителей юридических лиц

- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Председатель исполкома областного уровня наряду с общими полномочиями назначает по согласованию с соответствующими республиканскими органами государственного управления руководителей структурных подразделений исполкома областного уровня, осуществляющих государственно-властные полномочия в определенной отрасли (сфере деятельности), согласовывает ряд кандидатур на должности (начальников инспекций Министерства по налогам сборам по области, г. Минску, военного комиссара области, начальника и заместителя начальника управления внутренних дел областного уровня, руководителей, расположенных на соответствующей территории организаций, имущество которых находится в республиканской собственности и др.), отменяет распоряжения председателей нижестоящих исполкомов и др.

Председатель исполкома базового уровня наряду с общими полномочиями назначает и освобождает от должностей по согласованию с соответствующими структурными подразделениями областного исполкома руководителей структурных подразделений исполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в определенной отрасли (сфере деятельности), согласовывает ряд кандидатур на должности, заключает (расторгает) контракты с руководителями сельскохозяйственных производственных кооперативов, приостанавливает деятельность организаций, строительство объектов на соответствующей территории в случае нарушения законодательства до устранения выявленных нарушений, отменяет распоряжения председателей нижестоящих исполкомов и др.

Председатель исполкома первичного территориального уровня согласовывает ряд кандидатур руководителей организаций, расположенных на соответствующей территории вносит на рассмотрение в исполком базового территориального уровня предложения об освобождении или привлечении к ответственности руководителей, расположенных на соответствующей территории организаций, имущество которых не находится в коммунальной собственности этой административно-территориальной единицы, и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow