Местная администрация. Исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация

Исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация. Местные администрации входят в систему органов исполнительной власти и являются государственными органами.

В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители, управляющий делами и члены местной администрации. Глава местной администрации района в городах с районным делением назначается на должность председателем городского исполкома по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Заседания местной администрации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Структура и штатная численность местной администрации утверждаются городским исполнительным комитетом.

Что касается функций и полномочий администраций и их глав, то они в значительной мере схожи с правовым статусом исполнительных комитетов и их председателей. Отличия функций и полномочий администраций и исполнительных комитетов состоит в том, что местные администрации не осуществляют полномочий исполкомов, связанных с деятельностью соответствующего Совета (разработка проектов программ социально-экономического развития, проектов прогнозов, составление проекта местного бюджета и отчета о его выполнении и др.).

Примечание. Решение исполнительного комитета, распоряжение председателя исполкома, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующим Советом депутатов, вышестоящими исполнительными комитетами, Президентом Республики Беларусь.

Незаконное решение местной администрации, распоряжение главы местной администрации отменяется городским исполнительным комитетом, Президентом Республики Беларусь.

23.3. Местные Советы депутатов

Местные Советы депутатов избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

Советы являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц и основным звеном системы местного самоуправления.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов:

первичный территориальный уровень – сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы;

базовый территориальный уровень – городские (городов областного подчинения), районные Советы;

областной территориальный уровень – областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.

Совет организует свою работу на основе принимаемого им регламента, в котором определяются порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях Совета и его комиссий, голосования по принимаемым решениям, формирования и деятельности комиссий Совета, заслушивания отчетов об их работе, рассмотрения депутатских запросов и т. д.

Вышестоящие Советы осуществляют координацию деятельности нижестоящих Советов и их органов, оказывают им организационно-методическую помощь. Советы в целях эффективного осуществления своих полномочий, защиты общих интересов и оказания взаимопомощи в решении вопросов местного значения вправе создавать объединения в форме ассоциаций Советов, включая и Национальную ассоциацию местных Советов. Данные ассоциации являются юридическими лицами, их финансирование осуществляется за счет принадлежащих им денежных средств и иного имущества, безвозмездной (спонсорской) помощи и иных источников.

Порядок организации и проведения сессий Советов. Исключительные
полномочия Советов. Акты Советов

Основной формой деятельности Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Первая сессия вновь избранного Совета созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией при избрании более половины депутатов от общей численности, установленной для данного Совета, не позднее чем через 30 дней после выборов.

Заседания вновь избранного Совета до избрания председателя Совета ведет председатель территориальной избирательной комиссии, а в его отсутствие – член комиссии, исполняющий обязанности председателя.

Сессии Совета созываются председателем Совета, а в случае невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению – его заместителем. Сессия Совета созывается президиумом Совета или председателем Совета:

· по инициативе не менее одной трети от числа избранных депутатов, председателя соответствующего исполнительного комитета, а также по инициативе не менее 10% избирателей, проживающих на данной территории;

· по требованию Президента Республики Беларусь, вышестоящего Совета в случаях нарушения Советом законодательства, ущемления прав и охраняемых законом интересов граждан, иного нарушения законодательства.

Сессия Совета проводится открыто и гласно, за исключением случаев, когда по решению Совета необходимо проведение закрытого заседания. Сессия правомочна, если в ней участвует не менее двух третей от числа избранных депутатов.

Предложения по вопросам для рассмотрения на сессии Совета могут вносить председатель Совета, президиум и другие органы Совета, депутаты, председатель исполнительного комитета, исполнительный комитет, местная администрация, органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, граждане.

Исключительно на сессиях Совета рассматриваются и решаются следующие вопросы:

- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- определение в пределах, установленных законом порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

- установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

- назначение местных референдумов;

- избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителя;

- утверждение в должности председателя исполнительного комитета;

- иные вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Совета законодательством Республики Беларусь.

По вопросам, рассмотренным на сессиях, Совет простым большинством голосов от числа избранных депутатов (при самороспуске Совета – двумя третями голосов) принимает решения. Решения Совета имеют обязательную силу на соответствующей территории.

Решения Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются Советом Республики, вышестоящими Советами; приостанавливаются – Президентом Республики Беларусь.

Президиум Совета, его полномочия

В областных, Минском городском, районном, городском (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. В состав президиума Совета входит председатель Совета, его заместители, председатели постоянных комиссий. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета.

Заседания президиума проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Президиум Совета:

- организует работу по подготовке сессий Совета и вопросов, вносимых на их рассмотрение;

- координирует деятельность постоянных и временных комиссий и депутатских групп, вносит на рассмотрение Совета предложения о создании постоянных и временных комиссий Совета;

- обеспечивает гласность работы Совета;

- обеспечивает контроль за выполнением решений Совета;

- осуществляет иные функции в рамках полномочий Совета.

Председатель Совета

Председатель Совета избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва.

Кандидатуры на должности председателей областных, Минского городского Советов вносятся депутатами соответствующих Советов, а на должности председателей иных Советов – депутатами соответствующих Советов и председателями соответствующих вышестоящих Советов. В том же порядке вносятся предложения о досрочном прекращении полномочий председателя Совета.

Председатель Совета первичного уровня одновременно по должности является председателем соответствующего исполкома.

Председатель Совета:

- представляет Совет во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;

- возглавляет Совет, руководит его работой, обеспечивает взаимодействие с соответствующим исполкомом;

- направляет на заключение постоянных комиссий проекты решений Совета, дает поручения председателям постоянных комиссий;

- созывает сессии Совета, организует работу по подготовке сессий Совета, заседаний его президиума, ведет эти заседания, обеспечивает контроль за выполнением принятых решений;

- подписывает решения и протоколы заседаний Совета, его президиума, издает распоряжения;

- назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Совета;

- решает иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Постоянные комиссии Совета

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов, а также организации и контроля за выполнением решений Советов и вышестоящих государственных органов на сессиях Советов из числа депутатов Советов избираются постоянные комиссии. В сельских Советах постоянные комиссии, за исключением мандатных, могут не образовываться.

Рекомендации постоянных комиссий подлежат рассмотрению соответствующими государственными органами и иными организациями. О результатах рассмотрения рекомендаций и принятых мерах сообщается комиссии в месячный срок.

Досрочное прекращение полномочий (роспуск) Совета

Полномочия Совета могут быть досрочно прекращены Советом Республики в случаях:

- систематического (более двух раз) или грубого нарушения Советом требований законодательства;

- если Совет не менее трех раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов по неуважительным причинам;

- если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии не образовал свои органы;

- если Совет принял решение о самороспуске;

- при изменении административно-территориального устройства.

23.4. Конституционно-правовой статус депутатов местных Советов

Статус депутата местного Совета определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом «О статусе депутата местного Совета депутатов Республики Беларусь» от 27 марта 1992 г. (с послед. измен. и дополн.), иными нормативными актами Республики Беларусь, а также соответствующих местных Советов.

Полномочия депутата начинаются со дня принятия местным Советом решения об их признании и заканчиваются в день открытия первого заседания местного Совета депутатов нового созыва. Депутат осуществляет свои полномочия не порывая с производственной или служебной деятельностью.

Деятельность депутатов в Совете. Депутатский запрос

Депутат обязан участвовать в работе сессий Совета и в заседаниях его органов, в состав которых он избран. При систематическом неучастии депутата в работе Совета и его органов или нарушении норм депутатской этики Совет информирует об этом избирателей данного депутата.

Депутат имеет право:

- предлагать вопросы для рассмотрения Советом и его органами;

- выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собственную, в состав образуемых Советом органов;

- обращаться с запросами, участвовать в обсуждениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, давать оценку полученным ответам;

- оглашать на сессиях Совета обращения граждан, имеющие общественное значение;

- иные права в соответствии с законом.

Депутатский запрос – заявляемое депутатом или группой депутатов на сессии Совета требование дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, касающимся важнейших общественных интересов на территории Совета. Депутатский запрос включается в повестку дня сессии.

Депутат или группа депутатов вправе обратиться с запросом к президиуму Совета, председателю Совета, руководителю соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, руководителям его структурных подразделений, а также к руководителям расположенных на территории Совета организаций, их структурных подразделений.

Запрос может быть внесен в устной или письменной форме. Запрос, внесенный в письменной форме, подлежит оглашению на сессии самим депутатом или по его просьбе председательствующим. Государственный орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны дать в десятидневный или иной установленный Советом срок официальный ответ.

Права депутата в связи с работой в избирательном округе

В целях осуществления своих полномочий в избирательном округе депутат имеет право:

- участвовать с правом совещательного голоса в рассмотрении органами государственной власти и управления, органами соответствующих общественных объединений вопросов, затрагивающих интересы граждан избирательного округа, и требовать их решения;

- проводить собрания (конференции) избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными органами общественных объединений и политических партий;

- участвовать в работе различных объединений депутатов, избирателей, органов территориального общественного самоуправления, в собраниях хозяйственного актива, трудовых коллективов, общественных объединений. Депутат имеет также право на:

1) содействие в проведении отчетов и встреч с избирателями. Депутату обеспечиваются необходимые условия для отчетов и встреч с избирателями округа;

2) обращение. Депутат вправе обращаться в государственные органы, другие объединения и организации, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью в своем округе, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Указанные органы и должностные лица, за исключением республиканских органов и их должностных лиц, обязаны дать депутату ответ на его обращение в срок и порядке, предусмотренном для разрешения жалоб, заявлений и предложений граждан;

3) первоочередной прием должностными лицами. По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом доступа на территории Совета в исполнительный и распорядительный орган, другие организации, а также правом первоочередного приема их руководителями и другими должностными лицами.

Порядок посещения депутатом организаций, деятельность которых связана с государственной и иной охраняемой законом тайной, устанавливается законом;

4 ) право требовать устранения нарушений законности. Обнаружив нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан или иные нарушения законности, депутат вправе на месте потребовать прекращения нарушения, а в необходимых случаях обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам пресечь такие нарушения.

Обязанности депутата в связи с работой в избирательном округе

В своем избирательном округе депутат обязан:

- регулярно информировать население о работе Совета, о выполнении планов и программ экономического и социального развития, решений Совета, а также своей предвыборной программы;

- изучать общественное мнение, нужды и запросы населения;

- регулярно, не реже одного раза в месяц, осуществлять прием граждан;

- рассматривать обращения граждан и юридических лиц.

Депутат местного Совета периодически, но не реже двух раз в год, обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе и ходе выполнения предвыборной программы. Отчет депутата может быть проведен также по требованию группы избирателей численностью, установленной соответствующим Советом.

Основные гарантии депутатской деятельности

Обеспечение условий для осуществления депутатом его полномочий. Советы депутатов, другие государственные и общественные органы, организации и их должностные лица создают надлежащие условия для осуществления депутатами их полномочий: предоставление транспорта, обеспечение во внеочередном порядке гостиницами и др..

Президиум Совета (председатель), исполнительный и распорядительный орган Совета обеспечивают депутатам возможность пользоваться служебными помещениями, библиотечными фондами и архивами, средствами связи, электронно-вычислительной, организационной, копировально-множительной и печатной техникой, имеющейся в Совете.

Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей. На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей. За период освобождения ему выплачивается средняя заработная плата.

Право депутата на получение информации и консультаций. Председатель Совета, президиум Совета, исполнительный и распорядительный орган, иныегосударственные органы и организации, расположенные на территории Совета, обязаны по просьбе депутата обеспечить его консультациями специалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и представлять безотлагательно, а при отсутствии такой возможности – не позднее чем в двухнедельный срок необходимую ему информацию.

Гарантии трудовых прав депутата. Депутат в период своих полномочий не может быть по инициативе нанимателя уволен с работы, исключен из учебного заведения без предварительного согласия Совета.

Председателю Совета по истечении срока полномочий предоставляется прежняя работа (служба) или при ее отсутствии - другая равноценная работа (служба).

Досрочное прекращение полномочий депутата

Полномочия депутата прекращаются досрочно по решению соответствующего Совета в связи:

- с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением депутатских полномочий;

- с письменным заявлением депутата о сложении полномочий по состоянию здоровья либо по иным обстоятельствам, препятствующим их осуществление;

- с признанием выборов либо полномочий недействительными;

- со вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении лица, являющегося депутатом;

- с прекращением гражданства Республики Беларусь;

- с признанием его судом недееспособным;

- с несогласием его в течение трех месяцев оставить работу, не совместимую с обязанностями депутата местного Совета;

- с отзывом депутата.

23.5. Местные собрания. Органы территориального
общественного самоуправления

Базовой формой прямого участия населения в решении государственных дел являются местные собрания, которые проводятся в порядке, установленном законами «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О республиканских и местных собраниях».

Местные собрания созываются по мере необходимости местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами или органами территориального общественного самоуправления. Они могут созываться также по инициативе не менее 10% граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории.

Собрание правомочно, если в нем принимает участие не менее 25% граждан, достигших 18 лет, или не менее двух третей уполномоченных. С правом совещательного голоса в собрании могут участвовать представители государственных органов и организаций.

Участники собрания вправе обсуждать любые вопросы республиканского и местного значения, вносить по ним предложения, учреждать и упразднять органы территориального общественного самоуправления, участвовать в предварительном обсуждении и подготовке проектов решений органов местного управления и самоуправления, решать иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Собрание вправе обращаться в государственные органы, в организации, которые обязаны в установленном порядке рассмотреть эти обращения и о принятых по ним решениях информировать граждан.

В качестве органов территориального общественного самоуправления на части территории административно-территориальной единицы выступают коллегиальные органы (на территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, сел и т. д.), а также единоличные органы в лице старост, старейшин и др.

Членами коллегиального органа территориального общественного самоуправления могут быть граждане, достигшие 18 лет и постоянно проживающие на части территории административно-территориальной единицы. Кандидаты в органы территориального общественного самоуправления могут выдвигаться жителями соответствующей территории, а также представительными и исполнительными органами данной административно-территориальной единицы. Члены органа территориального общественного самоуправления избираются открытым или тайным голосованием. Срок полномочий членов органа территориального общественного самоуправления не должен превышать срока полномочий Совета.

Решения органа территориального общественного самоуправления распространяются только на граждан, постоянно проживающих на части административно-территориальной единицы, на которой создан соответствующий орган, и исполняются гражданами на добровольной основе.

Решение об упразднении коллегиального органа территориального общественного самоуправления принимается местным собранием или Советом в случае систематического или грубого нарушения органом территориального самоуправления законодательства.

23.6. Экономическая основа
местного управления и самоуправления

Экономическую основу местного управления и самоуправления составляют коммунальная собственность, доходы от использования природных ресурсов, иные источники доходов местного управления и самоуправления.

Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами. Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно-территориальной единицы.

Порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью определяется соответствующими Советами в пределах, установленных законом.

Исполнительные и распорядительные органы, их структурные подразделения с правами юридического лица, организации, имущество которых находится в коммунальной собственности, вправе в установленном порядке передавать объекты коммунальной собственности во владение и пользование, отчуждать их гражданам и организациям.

Советы, по их поручению исполнительные и распорядительные органы обладают преимущественным правом на приобретение находящихся на соответствующей территории объектов, которые могут быть использованы для местных нужд.

В случае возникновения между Советами разных территориальных уровней споров по определению принадлежности объектов коммунальной собственности такие споры разрешаются в месячный срок вышестоящим Советом либо по его поручению исполнительным комитетом.

Советы утверждают, а исполнительные комитеты разрабатывают и исполняют местные бюджеты. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в местные бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под местным управлением и самоуправлением?

2. Назовите принципы местного управления и самоуправления.

3. Каков порядок назначения на должность председателей исполкомов и глав местных администраций?

4. Каков порядок отмены (приостановления) незаконных решений органов местного управления и самоуправления?

5. Назовите права депутата в связи с его работой в избирательном округе.

6. В каких случаях полномочия депутата прекращаются досрочно?

7. Каким образом формируются органы территориального общественного самоуправления?

Тема 24. Конституционные основы деятельности органов прокуратуры

Основные понятия: прокуратура; прокурорские работники; принципы деятельности прокуратуры; система органов прокуратуры; коллегии органов прокуратуры; основные направления прокурорского надзора; акты прокурорского надзора.

24.1. Понятие прокуратуры, ее функции и принципы деятельности

Правовую основу прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь, Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8.05.2007 г. и иные законодательные акты.

Прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами, другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Наряду с этим прокуратура выполняет и иные функции:

- осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений;

- осуществляет надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях;

- в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, проводит предварительное следствие;

- поддерживает государственное обвинение в судах.

На прокуратуру возложена также функция координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Исходя из содержания указанных функций, возлагаемых на прокуратуру, вытекает, что ее задачами являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: