Современное морское транспортное судно представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных элементов, включающий различные агрегаты, устройства, механизмы, аппараты, различающиеся между собой по принципу действия, напряженности, конструктивному исполнению.
В зависимости от степени ответственности все элементы судна под- разделяются на две категории: 1) влияющие на безопасность мореплавания; 2) не влияющие на безопасность мореплавания.
В качестве количественной оценки надежности судна и наиболее ответственных его элементов принимаются следующие показатели: вероятность безотказной работы, вероятность отказа, параметр потока отказов, наработка на отказ и коэффициент отказов.
Повышение уровня надежности судна и его элементов связано с одной стороны с дополнительными материальными затратами в сфере их производства, а с другой - с увеличением эффективности их использования в
результате сокращения ремонтного времени и затрат на ТО и ремонт. Следовательно, экономическая оценка мероприятий по повышению уровня надежности должна проводиться комплексно с учетом совокупных затрат на изготовление и эксплуатацию (включая ремонт).
Более высокие требования к надежности объекта связаны с повышенными затратами на его изготовление, но это приводит к уменьшению затрат на эксплуатацию.
Критерием эффективности дополнительных капитальных вложений на повышение надежности является минимум приведенных затрат.