Расходы, относимые на себестоимость перевозок, складываются из амортизационных отчислений, расходов на содержание экипажа, на топливо, ремонт, материально-техническое снабжение и пр. (навигационные, судовые сборы, административно-управленческие). К основным факторам, оказывающим влияние на уровень этих затрат, относятся строительная стоимость и нормативный срок службы судна, численность судового экипажа, удельный расход и сорт применяемого топлива, надежность элементов судна, применяемая система ТО и ремонта.
Строительная стоимость судна зависит от массы корпуса, оборудования и энергетической установки. Она определяет величину амортизационных отчислений.
Следует отметить устойчивую тенденцию увеличения доли амортизационных отчислений в общих затратах на перевозку грузов. Это в основном является результатом непрерывного усложнения судов, роста их скорости грузоподъемности, расширения объема автоматизации, снижения нормативных сроков службы.
С увеличением грузоподъемности и скорости, сокращением стояночного времени судов в портах резко повышается производительность, уменьшается необходимое количество судов для перевозки заданного объема грузов, увеличивается объем транспортной работы на одного, член экипажа. Все это приводит к перераспределению удельного веса различных статей затрат, относимых на себестоимость перевозок, в том числе уменьшению доли затрат на содержание судовых экипажей, увеличению доля амортизационных отчислений и некоторому росту топливной сопоставляющей в общих расходах на перевозку.
|
|
На ближайшее будущее сохранятся следующие основные направления развития морских транспортных судов;
В максимальное приспособление к скоростной грузообработке с целью сокращения стояночного времени в портах;
• увеличение грузоподъемности за счет роста размеров судов и за счет относительного уменьшения массы корпуса, оборудования, энергетически установок и топлива;
• увеличение скорости путем повышения мощности энергетических установок и совершенствования гидродинамических характеристик судов,
• сокращение ремонтного времени за счет повышения надежности I совершенствования системы их технического обслуживания и ремонта;
• совершенствование энергетических установок с целью сокращений удельного расхода топлива и уменьшения их массы и габаритов;
• расширение объема автоматизации судов, внедрение систем технической диагностики с целью оптимизации процессов технической эксплуатации и уменьшения численности судовых экипажей.
Можно считать, что и в ближайшем будущем на морских транспортных судах экипажи будут выполнять большую часть годового объема ТО. Это вытекает из анализа состава работ по ТО судовых технических средств тенденций развития судов и их технической эксплуатации. Действительно около 30% всего объема планово-предупредительного ТО выполняется Я периодичностью, меньшей продолжительности рейса. Этот объем работ ТО не представляется возможным передать береговым предприятием выполнения ремонтными бригадами в рейсах, так как бригады пришлось удержать на судах постоянно. Кроме того, судовые экипажи всегда должны выполнять работы по устранению отказов, которые могут повлечь за собой нарушение безопасности плавания. Доля таких неплановых работ составляет не менее 10% всего объема ТО.
|
|
Существенное снижение относительного объема ТО, выполняемого судовыми экипажами, может быть обеспечено путем повышения надежности судов, создания судовых технических средств, не требующих обслуживания в течение всего рейса.