Фактическая провозная способность зависит от чистой грузоподъемности судна и степени ее использования, от построечной скорости и потерь, определяемых соответствующий коэффициентом, от эксплуатационного периода судна и коэффициента ходового времени. Таким образом, провозную способность судна определяю следующие характеристики: грузоподъемность, скорость, а также эксплуатационные показатели, определяющие степень использования его транспортного потенциала. На протяжение всей истории развития флота судостроители и судовладельцы стремились увеличить грузоподъемность и скорость судов. Это делалось главным образом за счет увеличения размеров судов и мощности их энергетических установок. Однако существует и другой путь, путь качественного увеличения грузоподъемности и скорости за счет технического совершенствования судов. Возможности этого пути можно проанализировать, если чистую грузоподъемность и скорость суди! представить в виде следующих выражений:
(1.5)
где D— водоизмещение судна в полном грузу, т,
|
|
- соответственно масса корпуса, оборудование энергетической установки, топлива и прочих составляющи х, т;
(1.6)
где v- скорость движения судна,
- пропульсивный коэффициент;
N- мощность энергетической установки, кВт;
- сопротивление воды движению судна, кН;
- площадь смоченной поверхности, м;
- коэффициенты сопротивления соответственно трения, волнового и добавочного (сопротивления формы, выступающих частей, воздуха).
Из уравнений (1.5) н (1.6) следует, что чистую грузоподъемность можно |увеличить за счет уменьшении массы корпуса, оборудования, энергетической установки и запаса топлива, а скорость - путем повышения пропульсивного коэффициента и снижения сопротивления воды движению судна.