Основой создания судов этого типа является стремление соединил в единую транспортную цепь морской и внутренний водный транспорт и применение для этих целей унифицированных плавучих контейнеров в виде барж или лихтеров. Баржи, загружаемые в речных портах, формируются в составы, которых.буксиры-толкачи приводят в морские порты, расположенные в устъях крупных водных систем. Здесь их поднимают на борт лихтеровоза грузовыми средствами судна и после перехода через море или океан выгружают устье выхпортахи по рекам и каналам без перегрузок доставляют в глубинны районы страны к причалам грузополучателей.
Лихтеровозы типа Сиби являются многопалубными судами без поперечных переборок между палубами. Лихтеры поднимают с воды на судно при помощи платформы-лифта коробчатого сечения размером 32*23 м, перемещяются с помощью двух барабанных лебедок, расположенных по бортам на палубе кормовых консолей. Грузоподъемность платформы около 2000% вместимость - два лихтера по 1000 т. Лихтеры заводят буксирами и устанавливают на платформу-лифт, поднимают до уровня одной из палуб и на транс портерах через дверь в кормовой переборке с помощью специальных лебедкой затягивают на палубу на предназначенное для них место. Вся операция погрузки и выгрузки очередной, пары лихтеров занимает около 35 мин.
Лихтеровозы являются наиболее динамичными из всех типов сухогрузных судов, не требуют глубоководных причалов, обеспечивают возможность организации экономически выгодных смешанных река - море перевозок. Однако развитие лихтерной системы сдерживается ее высоко? стоимостью, сложностью организации бесперебойной работы, недостаток ной надежностью грузового устройства. Коэффициент ходового времени лихтеровозов достигает 0,85-0,90.
2. Характеристики ремонтопригодности.
За последнее время по вопросам ремонтопригодности судовой техники выполнен ряд исследований, на базе которых разработана соответствующая нормативно-техническая документация.
Ремонтопригодность судна и его элементов как свойство, заключающееся в их приспособленности, к выполнению ТО и ремонта, включает следующие три группы показателей: первая - технологичность судна и его элементов при техническом обслуживании; вторая - ремонтную технологичность судна и его элементов; третья - восстанавливаемость элементов судна.
Перечисленные группы показателей отражают степень приспособления судна и его элементов соответственно к проведению планового ТО, планового ремонта и вынужденного ТО и ремонта.
Показатели первой группы можно вычислить с помощью следующих формул.
Средняя трудоемкость одного ТО данного О элемента, чел.-ч, N j (3.4)
где N- число однотипных объектов.
j - порядковый номер объектов.
3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ:
1) технические;
2) эксплуатационные;
3) субъективные.
К основным техническим факторам, влияющим на техническую безопасность эксплуатации судов, относятся:
• надежность судовых технических средств, устройств и корпуса судна;
• степень автоматизации СЭУ (Al, А2, АЗ);
• категории ледовых усилений корпуса судна (УЛА, УЛ, Л1-Л4) количество и типы закрытия корпуса судна (закрытие трюмов, носовые, кормовые и бортовые закрытия ролкеров и пассажирских паромов типа ро-ро, водонепроницаемые двери надстроек и смежных отсеков и т.п.), степень оснащения судовых технических средств средствами аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, степень оснащения судна противопожарной техникой, системами тушения пожара и средствами обнаружения пожарной опасности и возникновения возгорания;
• степень оснащения судна средствами контроля и технической диагностики;
• степень оснащения судна грузоподъемными устройствами, как при грузовых операциях, так и для обслуживания СТС судна.
К эксплуатационным факторам, оказывающим влияние на техническую безопасность эксплуатации судов, относятся:
· возраст судов;
· условия внешней среды;
· свойства перевозимых грузов:
· численность судовых экипажей;
· назначение режимов работы СЭУ;
· качества применяемых топлив, смазочных масел и технической воды,
· своевременность и качество заводского ремонта;
· обеспеченность судов сменно-запасными частями и материалами; качество инструкций по технической эксплуатации и документации.
Безопасная эксплуатация судов (БЭС) во многом зависит от функциональной эффективности их экипажей, которая, в свою очередь, обусловлена следующими субъективными факторами:
· - профессиональным уровнем моряков;
· - уровнем произволе! венной дисциплины;
· - психофизиологичсским состоянием членов экипажей судов.