От «ускорения» развития — к разрушению основ социализма

Начиная свою деятельность руководителя партии и страны, Горбачев выдвинул привлекательный лозунг ускорения социально-экономического развития и достижения на этой основе «нового качественного» состояния социалистического общества. Как и в начале хрущевских реформ, началось частое цитирование ленинских положений и критика сталинизма, ведется активная критика брежневского периода. Вскоре был разработан и принят второй вариант Третьей программы КПСС (новая редакция). Фактический же ход событий и анализ практической деятельности Горбачева и его «команды» показывают, что декларации о социалистическом характере преобразований по сути дела оказались говорильней и обернулись резким обострением внутренних противоречий.

Основное содержание общественных процессов в годы объявленной «перестройки» состоит в том, что исторически необходимая модернизация экономики и общественных отношений в СССР и странах Восточной Европы сменилась разрушением социалистического строя с последующей реставрацией капитализма. Не вызывает сомнения вывод ряда историков о том, что поражение раннего социализма стало следствием следующих главных причин: 1) обострения внутренних противоречий раннесоциалистических общественных отношений в новых исторических условиях 70-х — начала 80-х гг. и неспособности руководства КПСС, находящегося у власти, ответить на современные вызовы; 2) мощного воздействия всемирно-монополистического капитализма во главе с США средствами «холодной войны».

Сравнивая влияние внешнего и внутреннего факторов на разрушительные процессы, многие историки пришли к выводу, что внешний фактор приобрел важное значение. Противоречия экономической системы заключались в том, что производительные силы общества ушли вперед в своем развитии, а производственные отношения отстали и начали тормозить рост экономики. Это внутреннее противоречие не вызывало необходимости разрушения социалистического общественного строя, а требовало модернизации экономической системы. В надстройке же социальные изменения требовали смены устаревших форм общественных отношений, а внутреннее перерождение в среде руководящего слоя общества создало условие для разрушительных процессов под внешним воздействием Запада средствами «холодной войны».

Разрушение социалистического строя совершалось с использованием сохранившейся авторитарной политической системы. Социализм разрушался «сверху» высшим руководством партии и страны, действиями, которые выдавались за реформы по его совершенствованию (показателен в этом доклад Горбачева 7 ноября 1987 г. «Октябрь и перестройка: революция продолжается»). Это создавало видимость «саморазрушения» социалистической общественной системы как «нежизнеспособной» и «противоестественной». Именно такая версия станет затем официальной концепцией для западной и отечественной буржуазной пропаганды. Во главе разрушительного процесса стояли: руководитель КПСС и СССР — М. С. Горбачев, секретарь ЦК по идеологии, член Политбюро ЦК КПСС — А. Н. Яковлев, Министр иностранных дел СССР, член Политбюро ЦК КПСС — Э.А. Шеварднадзе. Пройдет время, и они (как и другие их сторонники) будут открыто похваляться своей ролью в борьбе с «коммунистическим строем», давая советскому обществу и идеям коммунизма самые злобные характеристики. Тогда же они выступали как руководители СССР, якобы преданные социализму.

Представляя себя сейчас в качестве «идейных борцов с коммунизмом», эти руководители умалчивают о своих связях с запад­ными спецслужбами. Однако об этом свидетельствуют в своих публикациях бывшие руководители КГБ. В. А. Крючков в книге «Личное дело» отмечает, что первые сведения о связях А. Н. Яковлева с ЦРУ были получены в 1960 г., а начиная с 1989 г., о них стала поступать крайне тревожная информация. Об этом Крючков сообщил Горбачеву, но их разговор остался без последствий. В. С. Широнин в книге «Под колпаком контрразведки. Тайная подо­плека перестройки» и Л. В. Шебаршин в книге «Из жизни начальника разведки» отмечают связи Э. А. Шеварднадзе с ЦРУ. Историк И. Я. Фроянов, проанализировавший многие документы и публикации, сделал вывод, что Горбачева следует считать главным исполнителем «перестройки», а Яковлева — главным передатчиком поступающих из США «перестроечных» идей и помощником Горбачева в их реализации, Шеварднадзе был их подручным во внешней политике. Горбачев ввел в практику ежегодные личные встречи с руководителями капиталистического мира — Рейганом, Бушем, Тэтчер, Колем и др. Он приложил много стараний, чтобы войти в мировую политическую «элиту». Эти встречи оказывали большое влияние на внешнюю и внутреннюю полити­ку СССР в выгодную для западных стран сторону.

Используя лозунги «перестройки», открывшие возможность для любой критики советского строя и подавления его защитников, в активную разрушительную работу включились подрывные прозападные силы и слои «подпольной буржуазии», сложившиеся в послевоенные годы в советском обществе: дельцы теневой экономики и воротилы криминального мира, переродившаяся часть парт-госхозноменклатуры, мечтающая о социальном положении и богатствах буржуазии в условия западного мира. К ним примкнула и часть интеллигенции (особенно так называемой «творческой») западной ориентации и антисоциалистической направленности. Они оказывали влияние на широкие массы трудящихся, вовлекаемых в активную политическую жизнь под лозунгом «Больше демократии — больше социализма!», обостряя прежние обиды у тех, кто был ущемлен ранее мерами советской власти, усиливая экономи­ческие и социальные противоречия.

Западные средства массовой информации и прямые «агенты влияния» проникали в информационное пространство Советского Союза, наполняя его своим содержанием и оценками, накаливая обстановку и призывая «отказаться от советского прошлого» в ходе перемен. Роль Запада в разрушении СССР открыто признал президент США Буш, поздравив американский народ в декабре 1991 г. с победой в «холодной войне». Многозначительна в этом смысле его реакция на замечание одного из сенаторов, что СССР развалился сам: «не обольщайтесь — без целенаправленных усилий администрации президентов и республиканцев, и демократов этого бы не произошло». Бывший руководитель ЦРУ знал, что говорил. Президент Клинтон на юбилейных торжествах, посвященных 50-летию высадки англо-американских войск в Нормандии, подтвердил этот вывод, сказав: «Война, которую мы начали высадкой в Нормандии, завершилась в 1991 г. с разрушением СССР».

Шесть с небольшим лет «перестройки» включают три этапа, на каждом из которых шло последовательное разрушение основ социализма в Восточной Европе и СССР.

Первый этап (1985 — осень 1987) — начинаются и не реализу­ются экономические преобразования, деформируется общественное сознание, идет отступление СССР с мировых позиций.

Второй (осень 1987 — конец 19&9) — разрушение политической системы Организации Варшавского Договора (ОВД) и уход СССР из стран Восточной Европы; реформирование политической системы в СССР, ослабление роли КПСС.

Третий (1990 — 1991) — нарастание общего политического и экономического кризиса в стране, завершившегося разрушением СССР.

Исследователями отмечаются определенная последовательность разрушительных действий к их конечному результату и систематическое воздействие информационно-психологических кампаний «холодной войны» на проходящие общественные процессы в социалистических странах Европы и СССР.

Одним из ключевых моментов «перестройки» стала разработка и пропаганда «нового политического мышления». Суть его заключалась в признании приоритета «общечеловеческих ценностей» перед классовыми и национальными. Общечеловеческие ценности соединялись, главным образом, с ценностями западноевропейской цивилизации. Пропаганду «нового политического мышления» использовали антисоциалистические силы для внедрения в сознание советских людей мысли об их якобы «ущербности» по сравнению с западным «цивилизованным» миром.

Во внешней политике «новое мышление» дало обоснование ухода СССР с его мировых позиций под флагом отказа от «политического диктата» над другими странами и достижения «консенсуса» с Западом. Внешняя политика Горбачева — Шеварднадзе быстро вошла в русло интересов США и НАТО, ослабляя международное положение СССР, его влияние в мире. Руководство СССР отказалось от поддержки борьбы антиимпериалистических сил в Анголе, Никарагуа, резко ограничило влияние СССР на Ближнем Востоке, в арабском мире. Вывод войск из Афганистана в 1988 — 1989 гг. не был подкреплен поддержкой дружественных Советскому Союзу политических сил, что способствовало разрастанию гражданской войны в этой стране и усилению угрозы южным границам СССР. Пороки неподготовленного вывода войск убедительно раскрыты в книге М. А. Гареева «Моя последняя война».

Серьезные уступки США делаются и в военной области, нарушая достигнутый ранее стратегический паритет. Договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности предусматривали сокращение ядерного потенциала в большей степени для СССР, чем для НАТО. Огромный ущерб обороноспособности и международному авторитету СССР нанесло решение Горбачева об ускоренном выводе советских войск из стран Восточной Европы и ГДР. Сжатые сроки, отсутствие договоренностей по имущественным вопросам создали впечатление «бегства» в присутствии противостоящей мощной группировки НАТО.

На фоне этого внешнеполитического отступления Советского Союза перед США и НАТО и «перестроечных» процессов в СССР резко активизируются антисоциалистические силы в социалисти­ческих странах Восточной Европы. Под лозунгами борьбы с «советской оккупацией», за демократию и переход к рыночной экономике, а главное — за «возвращение в западный цивилизованный мир», в них шли разрушение основ социализма и борьба за захват власти прозападными силами при активной поддержке США. Этот процесс спокойно наблюдали, а зачастую и поддерживали Горбачев и Шеварднадзе. На тревогу лидеров стран социалистического содружества горбачевское руководство ответило экономическим давлением и переводом взаиморасчетов на свободно конвертируемую валюту. Это привело к разрушению экономического, а затем и политического союза стран — членов СЭВ и к ликвидации военного союза ОВД. Советский Союз отказался от всех своих союзников в Европе, Азии и Латинской Америке.

Разрушение экономических связей стран — членов СЭВ ухуд­шило их экономическое положение. Одновременно развернулась яростная антисоветская и антисоциалистическая пропаганда под руководством и с помощью центров «холодной войны». Психологическая обработка населения завершается организацией массовых выступлений, главным образом неискушенной студенческой молодежи и «демократических» общественных организаций по типу польской «Солидарности», материально поддерживаемых извне. Активно включается в политическую борьбу католическая церковь. Эти выступления тут же используют подготовленные прозападные политические силы для захвата власти. Таков был общий механизм «бархатных революций», а по существу — антисоциалистических государственных переворотов в странах Восточной Европы — Польше, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, а затем и в ГДР. В Румынии не обошлось без кровавых столкновений. Официальный роспуск СЭВ и ОВД оформлен весной 1991 г. В Югосла­вии разрушение социализма и федеративного государства прохо­дило путем обострения межнациональных отношений сепаратистс­кими прозападными силами, началась вооруженная межнациональная борьба, принесшая огромный урон южнославянским народам. В этом активную роль, по признанию Клинтона, играли западные спецслужбы. В ходе разрушения содружества социалистических стран Горбачев дал согласие канцлеру ФРГ Колю сохранить объединенную Германию (ФРГ и ГДР) в составе НАТО.

В Советском Союзе широкие слои населения с началом «перестройки» ожидали позитивных перемен, но положение в экономике все более ухудшалось. Горбачев, объявив, что существующие 2—3 % роста производства в начале 80-х гг. недостаточны, проводит ряд экономических реформ. Однако слабо подготовленные и плохо организованные преобразования хозяйственного механизма дезорганизовали производство, в стране усилился товарный голод. Антиалкогольная кампания подорвала бюджет, а падение цен на нефть и газ (созданное Западом) сократило государственные доходы, дефицит бюджета вырос в 3 раза. Горбачев просит займы у Запада и включает страну в прямую финансовую и экономическую зависимость. Катастрофа на Чернобыльской АЭС в 1986 г. нанесла огромный ущерб. Сокрытие характера аварии в первые ее дни усугубило последствия заражения территории и подорвало авторитет государства в мире.

В январе 1987 г. на Пленуме ЦК Горбачев выдвигает новую стратегию реформ — вместо «ускорения» ставится задача коренной перестройки всего общественного строя. Объектом тотальной критики становится советская бюрократия, на которую списываются все промахи руководства, лозунг «демократизации» становится главным, а экономические реформы отодвигаются на более поздние сроки. К этому времени в партийном руководстве было заменено 70 % членов Политбюро, 60 % секретарей обкомов и 40 % членов ЦК.

Одновременно разворачивается информационное наступление на социалистическую идеологию и советский общественный строй. В подчиненных А. Н. Яковлеву средствах массовой информации, в наиболее популярных газетах и журналах под прикрытием «устранения белых пятен в истории» и «гласности» проводится массированная антисталинская, переросшая затем в антисоветскую, кампания. Информационное единое пространство стало распадаться на отдельные фрагменты — региональные, национальные, различных групп. Они оказывают воздействие на общественное мнение и давление на органы власти. Путем восхваления западного образа жизни идет дискредитация облика советского человека. В общественном сознании формировался комплекс «неполноценности» советских людей и негативное отношение к истории Советского государства. Многолетняя психологическая война, проводимая ранее Западом, теперь ведется советскими средствами массовой информации, писателями и артистами, которым привык доверять народ. Даже через много лет после разрушения СССР газеты ярой антисоветской и антисоциалистической направленности сохраняют свое советское название (например, «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Огонек»).

Спекулируя на созданных трудностях экономики, фальсифицируется тезис об «экономической неэффективности социализма» как общественно-экономической системы. Истинную картину показывают современные исследования: прирост ВНП в СССР с 1950 до 1985 г. составлял 5 % ежегодно при расходе на оборону около 15 %, а в США — 3,19 % при военных расходах 5 %. Отсюда видно преимущество социалистической плановой экономики, дающей суммарное возрастание ВНП с расходами на оборону в 20 % против 8,19% у США.

Раскручивается тема «эксплуатации государством» (!) трудящихся масс. Доля зарплаты в выработанной рабочим в СССР общей стоимости продукции в 1985 г. составляла 10 — 13 коп. с одного рубля (без общественных фондов потребления), а в развитых капиталистических странах, как утверждали апологеты капиталистического рынка, — якобы 40 %, а фактически около 16 %, без учета безработицы. «Демократы»-реформаторы обещали рабочим дать 40 коп. с рубля, а фактически рабочий имеет 5,5 % при безработице, инфляции, неплатежах и всех остальных атрибутах российского капитализма.

Особый упор делается на критику привилегий партаппарата. Яростные «борцы с привилегиями партаппарата» вскоре захватили национальные народные богатства на миллионы и миллиарды рублей, обустроив себе роскошные апартаменты и загородные виллы. В освещении советской истории общественное внимание концентрируется на политических репрессиях 30-х гг. и ГУЛАГе. В обществе создается антисоветский психологический накал, идет дискредитация КПСС и социалистической идеи.

В июне 1987 г. вводится программа новых экономических реформ по концепции «хозрасчетного социализма». В середине 1988 г. принимаются законы, открывающие простор для частнопредпринимательской деятельности. Это дало возможность легализовать капиталы теневой экономики и криминальных структур, способствовало коррупции и казнокрадству чиновников. Бесконтрольное и спешное создание акционерных обществ, трестов, концернов и банков с неофициальной приватизацией госпредприятий разру­шало кредитную систему, снабжение и ценовую политику государства. Фактическая отмена госмонополии на внешнюю торговлю создала условия для обогащения дельцов. Экономическое положение страны резко ухудшается. С 1988 г. началось сокращение производства в сельском хозяйстве, а с 1989 г. — в промышленности (впервые в истории СССР). Бюджетный дефицит в 1989 г. составил 11 % ВНП, инфляция — 10 %, золотой запас уменьшился в 10 раз (в сравнении с 1985 г.), долг СССР Западу резко возрос.

Потребительский рынок разрушился как в результате ухудшения экономической ситуации, так и искусственной преднамеренной нехваткой товаров первой необходимости («сахарный кризис», «табачный», «чайный», «бритвенный» и др.). Экономические и торговые неурядицы вызывали резкое недовольство населения. С помощью антисоветской оппозиции и многих средств массовой информации оно направлялась на советскую экономическую и общественную систему: дескать, причина в том, что «нет хозяина — частного владельца средств производства». Летом 1989 г. прошли первые забастовки, которые стали постоянными спутниками «перестройки», некоторые из них выдвигали политические требования о смене власти (шахтеры Кузбасса, Воркуты и др.), именно они «подпитывались» антисоветскими силами.

Авторитет Горбачева резко падает, его многословные выступления раздражают. Секретарь Московского горкома КПСС (бывший секретарь Свердловского обкома КПСС, переведенный в Москву) Б. Н. Ельцин вступает в конфронтацию с руководством КПСС. Исключение из Политбюро и снятие с должности придает ему ореол опального защитника народа. Пребывание с частным визитом в США проявило его антикоммунистические настроения и известную ранее болезненную склонность к алкоголю, однако решительных мер со стороны руководства КПСС к нему принято не было.

На этом экономическом и социально-психологическом фоне горбачевское руководство проводит политическую реформу. На XIX партконференции утверждается новая избирательная система и назначаются выборы в 1989 — 1990 гг. в новые органы власти — съезды народных депутатов. Впервые за многие десятилетия эти выборы намечалось проводить на альтернативной основе.

Ослабление центральной власти, ухудшение экономического положения, легализация теневых капиталов резко активизи­ровали националистические и сепаратистские силы, ожидавшие «своего часа», не обошлось здесь и без внешнего влияния зарубежных националистических центров. Начались кровавые межнациональные конфликты в республиках Средней Азии, в Закавказье, в Прибалтике. Их подавление с помощью военной силы еще более усиливало националистические движения и подрывало авторитет армии.

Подготовка к выборам народных депутатов в марте 1989 г. приобрела характер открытой политической борьбы против КПСС силами либеральной западно-ориентированной оппозиции и националистических движений. На первом и последующих Съездах народных депутатов развернулось наступление за демонтаж социализма под демагогическими и популистскими лозунгами. Поднимается волна «митинговой демократии». Десятки и сотни тысяч людей собирались на митинги, миллионы просиживали до глубокой ночи у телевизоров, переживая дискуссии на заседаниях Съездов народных депутатов. На это была расчитана демагогическая и подстрекательская деятельность Межрегиональной депутатской группы. От нее и ее сторонников исходили призывы к забастовкам, злобная критика КПСС, требования «смести партийную бюрократию», «отказаться от советского прошлого», к переходу от социалистической системы хозяйства «к рынку» по «Программе 500 дней». Все это выносится в радио­эфир, на экраны телевизоров, страницы газет, журналов. Западные средства массовой информации активно вели антисоциалистическую пропаганду раздували огонь недовольства. В поддержку «демократов» организуются массовые митинги и демонстрации. В КПСС легально появляются запрещенные Уставом политические платформы.

Летом 1989 г. усиливается натиск сепаратистов. Республики Прибалтики первыми объявили о своем суверенитете в связи с признанием «незаконности» договора СССР и Германии от 23 августа 1939 г., затем Верховный Совет Азербайджанской ССР 23 сентября принимает закон о суверенитете, в ноябре в Грузии объявляют о праве вето на союзные законы. Начало 1990 г. ознаменовалось массовыми национальными беспорядками в Закавказье и Средней Азии. Пропагандистская машина «холодной войны» Запада нагнетает национальные противоречия.

Общественно-политический кризис и государственный переворот 1991 г. г Разрушение СССР и провозглашение СНГ

Съездов народных депутатов, Шумная политическая кампания В ходе работы межнациональные конфликты и обострение экономических проблем создали в стране общественно-политический кризис. С 1990 г. «перестройка» переходит, по выражению А. А. Зиновьева, в «катастройку». Падение экономики за 1990 г. составило (в %):

Выпуск денег увеличился в 4,4 раза, инфляция возросла в 2 раза. Вводится нормирование торговли продовольствием и предметами первой необходимости по талонам. Внешний долг возрос до 76 млрд долл., золотой запас сократился до 300 тонн. Все эти результаты «перестройки» нынешние апологеты капитализма приписывают социалистической системе, скрывая то, что это стало результатом деятельности ее разрушителей, занявших ведущие посты в государстве.

В марте на выборах в республиканские органы власти «демократы» добились большого успеха на волне критики советской системы. Отсутствие политического опыта у народных масс способствовало успеху демагогических лидеров оппозиции. В этой обстановке Горбачев на Пленуме ЦК КПСС выдвигает предложение исключить из Конституции 6-ю статью о руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Пленум, деморализованный натиском «демократов», согласился с этим предложением. Вслед за ним внеочередной Ш-й съезд народных депутатов законодательно отменил эту статью Конституции. «Демократы» торжествовали, авторитет партии в глазах значительной части народа был разрушен. Несмотря на это Съезд в соответствии с дополнениями к Конституции СССР избрал 14 марта 1990 г. М. С. Горбачева Президентом СССР. Но в стране наступает период зримого безвластия и нарастающего разрушения политической системы.

В мае 1990 г. 1-й съезд народных депутатов РСФСР избирает Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР, а 12 июня принял Декларацию о государственном суверенитете России. В тот же день Совет Федерации РСФСР предложил создать Союз суверенных государств и назначить рабочую группу по подготовке нового Союзного договора. Это стало важным актом в процессе разрушения СССР. Вслед за Россией в течение нескольких месяцев декларации о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан («парад суверенитетов»). Разрушение союзного государства стимулировалось переходом к рыночным отношениям с разгосударствлением собственности на средства производства. «Суверенная» власть давала возможность национальной номенклатуре распоряжаться государственной собственностью на своей территории.

В КПСС обостряется борьба сторонников социалистического развития и либерально-буржуазных реформаторов, последние маскируют свои цели, выступая под видом борцов «за рынок», за «социализм с человеческим лицом», и представляют своих противников как «консерваторов», тормозящих необходимые реформы.

Борьба шла в верхних эшелонах партии, она захватывала и низшие звенья, и рядовых членов 19-миллионной КПСС. Основная масса партийцев, не получающая достаточной информации о сущности разногласий и привыкшая следовать указаниям руководства, оказалась в растерянности. В этой обстановке ряд лидеров КПСС стал инициатором образования Коммунистической партии РСФСР. Часть руководства этой новой партийной организации выступила против проводимой политики разрушения основ социализма и единого государства. Однако летом 1990 г. на последнем XXVIII съезде КПСС его делегаты все же сохранили в руководстве партии Горбачева и его окружение.

Сепаратистские настроения в республиках выражались и в стремлении республиканских партийных организаций ко все большей независимости от центра. Сепаратизм не отражал интересов трудящихся национальных республик, а навязывался им антисоциалистическими силами. События в республиках выходили из под правительственного и партийного руководства в Москве, которое теряло свой авторитет и не проявляло воли к выходу из нарастающего общественно-политического кризиса. В течение лета 1990 г. в стране образуется ряд малочисленных оппозиционных и национа­листических партий.

Разрушительные процессы в СССР тщательно изучаются и всемерно поддерживаются из-за рубежа. В США создан специальный «Центр изучения перестройки», в который вошли представители ЦРУ, внешней разведки, Управления разведки и исследований госдепартамента; образуется также и международный интеллектуальный штаб «Модернизация».

В конце 1990 г. 4-й съезд народных депутатов СССР обсудил проект нового Союзного договора, порядок его заключения и принял решение о проведении референдума по вопросу о сохранении СССР. 17 марта 1991 г. на референдуме большинство проголосовавших (76,4 %) высказало волю сохранить СССР как единое государство, как союз социалистических республик. Деятельность горбачевского руководства встречает растущее сопротивление в партии. 24 апреля на Пленуме ЦК был поставлен вопрос о недоверии Горбачеву, но тому удалось удержаться благодаря поддержке лидеров республик. Летом 1991 г. Горбачев согласовывает текст нового договора с руководителями республик, уступая им шаг за шагом. В конечном варианте договора СССР фактически переставал существовать как единое государство. Горбачев утратил свой авторитет в партии и среди населения страны. Доверчивый народ возлагает свои надежды на оппозиционного лидера — Ельцина.

Запад также теряет доверие к Горбачеву, и тот, чувствуя это, пытается укрепить свои позиции. На очередном заседании «семерки» летом 1991 г. он проводит демарш, требует поддержки и дает обещание включить СССР в мировую экономику с помощью США. Но эта акция лишь окончательно привела руководство США к решению «переключиться» на Ельцина, так как Горбачев не владеет ситуацией. Горбачев сыграл отведенную ему Западом роль и искусно заменен Ельциным для продолжения разрушительной работы на последнем этапе уничтожения Советского государства. Ельцин активизирует свою деятельность. Так были подготовлены условия для проведения государственного переворота с целью унич­тожения КПСС и последующего разделения СССР на отдельные республики.

Анализ событий августа — декабря 1991 г. с использованием ставших известными документов и свидетельств участников показывает, что в этот период Ельциным при помощи западных спец­служб совершен государственный переворот, завершившийся разгромом КПСС и ликвидацией СССР как единого государства.

События 19 — 21 августа официальная историография на основе определений победившей стороны назвала путчем — попыткой «кучки заговорщиков» совершить государственный переворот, подавленный действиями «законных прогрессивных сил России». Эти события описаны в многочисленной и противоречивой литературе. Суть их состоит в следующем. Часть руководства КПСС, видя нарастающую угрозу разрушения государства в связи с подготовкой нового союзного договора, предложила Горбачеву ввести чрезвычайное положение в стране, чтобы предупредить организацию оппозицией массовых движений. Горбачев с ними согласился, но сам 4 августа уезжает в отпуск в Крым. Это решение он принял вопреки своим прежним планам сразу после встречи в конце июля в Москве с президентом США Бушем, который затем улетел в Киев. На 22 августа было намечено подписание договора, а 19-го ГКЧП объявляет о введении чрезвычайного положения и вводит в Москву часть войск. В состав государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) вошли: первый заместитель Председателя Совета обороны СССР О. Д. Бакланов, премьер-министр СССР В. С. Павлов, министр обороны Д. П. Язов, министр внутренних дел СССР Б. К. Пуго, председатель КГБ В. А. Крючков и ряд других ответственных работников. В обращении к советскому народу указывалось, что стране угрожает опасность. Президент СССР Горбачев не может выполнять свои обязанности из-за болезни, а его полномочия переходят к вице-президенту Г. И. Янаеву.

Президент РСФСР Б. Ельцин объявляет ГКЧП заговорщика­ми, пытающимися совершить государственный переворот, переподчиняет себе силовые министерства и арестовывает ГКЧП — членов правительства СССР. Эти действия поддержали часть десантников, руководимых генералом П. Грачевым, а также сторонники «демократов», выведенные под руководством мэра Москвы Г. Попова на улицы города. В последующем участник событий генерал А. Лебедь напишет, что этот «спектакль назывался путчем». Такую же оценку дают и многие отечественные и зарубежные историки.

Конкретные авторы этого плана еще не раскрыты, но режиссеры себя проявили: по свидетельству одного участника событий — С. Сулакшина, бывшего в окружении Ельцина 19 августа 1991 г., «за спиной у Ельцина стояли сотрудники американского посольства», которые представляли ему расшифрованные распоряжения Генерального штаба и «направляли Ельцина в его тактических решениях». Знаменательно, что 20 августа в 15 час 15 мин Буш в разговоре по телефону с Ельциным сообщил, что «США намерены разработать комплекс мер, способствующих восстановлению законности в СССР».

Возвратившийся из отпуска Горбачев 23 августа отмежевался от своего правительства и партийного руководства, объявив их заговорщиками (на судебном процессе по делу ГКЧП генерал В. И. Варенников прямо спросил: «Зачем Вы нас спровоцировали?»). Затем он наносит удар по партии: 24 августа заявляет о сложении полномочий Генерального секретаря и объявляет о «самороспуске» ЦК КПСС. Это вызвало паралич в деятельности партийных органов. Ельцин пошел дальше — он запрещает деятельность Коммунистической партии РСФСР. В Москве группы молодчиков громят по­мещения партийных органов, разрушают памятники советским руководителям. Захват телевидения позволил транслировать видео­сюжеты об этих событиях с соответствующими комментариями на всю страну. По сообщениям СМИ, Маршал Советского Союза С. Ф. Ахромеев повесился в рабочем кабинете, а министр внутренних дел Пуго и его жена застрелились. Поспешность, с которой «демократы» приступили к уничтожению КПСС, синхронность действий Ельцина и Горбачева говорили о том, что это было главной целью организаторов переворота на данном этапе. Многие документы и сведения об этих событиях еще долго будут покрыты тайной, но действия Горбачева свидетельствуют о его причастности к перевороту.

Многонациональное советское общество утратило объединя­ющий его политический стержень, разрушение государственного устройства СССР стало делом ближайшего времени. Августовские события вызвали постановления Верховных Советов республик о государственной независимости. Начался слом основных государственных органов СССР и разделение функций союзных министерств по республикам. В начале сентября самораспустился Съезд народных депутатов СССР и создаются органы «переходного» периода до принятия новой конституции. 6 сентября Горбачев как Президент СССР постановлением новосозданного Государственного Совета СССР объявляет о предоставлении независимости Латвии, Литве и Эстонии. Примечательно, что еще 2 сентября президент США Буш сообщил руководителям этих республик о готовности США установить с ними немедленно дипломатические отношения. Так началось расчленение СССР — расчленение России в ее исторических границах.

С остальными республиками Горбачев продолжает вести переговоры о создании Союза суверенных государств. Следующий удар по целостности СССР был нанесен руководством Украины, возглавляемым Л. М. Кравчуком. 1 декабря 1991 г. при массированной обработке населения националистическими организациями проводится референдум о независимости Украины. Большинство высказалось за независимость (по официальным данным 90,3 % голосов). 5 декабря Кравчук подписывает указ о выходе Украины из СССР.

8 декабря лидеры трех республик: РСФСР, УССР, БССР -Ельцин, Кравчук и Шушкевич в Беловежской Пуще (под Минском) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ) — Первому об этом они сообщили президенту США Бушу, а лишь затем Президенту СССР Горбачеву. Этот антиконституционный акт, названный потом «Беловежским соглашением», стал завершением государственного переворота. Ельцин организует поддержку этого решения остальными республиками. 21 декабря лидеры республик СССР (кроме Прибалтийских) в Алма-Ате присоединились к СНГ и заявили о прекращении существования СССР. 25 декабря Горбачев в обращении по телевидению сообщил о прекращении своей деятельности как Президента СССР. В 19 час 38 мин над Кремлем красный флаг СССР был заменен на трехцветный Российский. 69-летняя (без 6 дней) история Союза Советских Социалистических Республик закончилась вопреки воле подавляющего большинства советского народа.

* * *

Инициаторы ликвидации Советского Союза внутри страны и за рубежом использовали назревшую потребность советского общества в демократизации общественного строя и модернизации хозяйственного механизма как взаимосвязанного процесса. Привлечение широких масс к активной политической и экономической жизни в ходе «перестройки» способствовало устранению «детских болезней» раннего социализма. Повысилась роль трудовых коллективов в руководстве предприятиями и появилась определенная свобода экономической инициативы, расширилась сфера рыночных отношений в удовлетворении потребительского спроса, более гибким стало государственное планирование. В общественной жизни расширились связи с внешним миром, снят пресс партийного контроля над духовной жизнью и бытом, отменен ряд привилегий партчиновников, расширены возможности политической деятельности в интересах различных слоев населения. Эти шаги по демократизации общественной жизни повысили активность советских людей, дали возможность формировать развивающееся советское общество «живым творчеством масс».

Однако предательство руководства страны, части верхнего слоя номенклатуры, переродившихся чиновников-управленцев под воздействием внешних сил повернуло процесс демократи­зации общества и реформирования экономики на разрушение основ социализма и государственности СССР. Демократизация стала прикрытием разрушения государственного строя и социалистической идеологии, а реформирование экономики направлено на создание слоя буржуазии и реставрацию капиталистического уклада.

Многомиллионные ряды КПСС (в значительной степени состоящие из формальных членов партии «по названию»), лишенные привычного руководства, были ошеломлены произошедшим обвалом государственности; демонстративное поношение КПСС в средствах массовой информации некоторыми известными представителями творческой интеллигенции деморализовало их. Партийные организации КПСС, запрещенной после переворота, не выступили в защиту своей партии, армия также осталась безучастной, подчиняясь приказам руководства страны. Народные массы, оставшись без организующей силы партии и не имея опыта политической борьбы, не выступили против развала СССР вопреки их воле, высказанной на референдуме 17 марта 1991 г. Разрушение основ социализма воспринималось ими под воздействием СМИ как совершенствование общественных отношений с целью улучшения их жизни и роста жизнен­ного уровня, а провозглашение СНГ — как новое название единого государства без «диктатуры КПСС». Захват средств массовой информации антисоветскими прозападными силами позволил манипулировать общественным сознанием, используя мелкобуржуазную психологию и низкий уровень исторических знаний у значительной части населения. Только последующий ход событий привел многих к пониманию трагических последствий массового обмана.

Разрушение СССР представляло собой одновременно и раз­рушение тысячелетнего многонационального российского государства. Впервые с XVI в. русский народ оказался разделенным народом, проживающим в разных государствах, за рубежом осталось 25 млн русских людей. Разрушенным оказался и единый народнохозяйственный комплекс великой страны, подорвана общая идея социалистического развития советского народа как новой социальной общности. Разрушение единого государства стало началом трагического распада советского общества.

№31

Внешняя политика СССР 1985 - 1991 гг
С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политическогомышления.. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания:а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми;б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений.в) деидеологизации международных отношений;г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.
В заявлении М.С.Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.
Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.
В марте 1989 года во время визита М.С.Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.
Кризис в Советском государстве, ослабление его экономической и военной мощи,отказ от прежних приоритетов,таких как помощь и поддержка коммунистическому, рабочему и национально - освободительному движению, все большее пристраивание к политике капиталистических государств Запада вызвали изменение отношений с бывшими союзниками. После того,как с января 1991 года Советский Союз установил торгово-экономические отношения со странами Совета Экономической Взаимопомощи на валютно - долларовой основе, экономические, а затем и политические связи стали быстро разрушаться. В марте 1991 года прекратила существование военная организация Варшавского Договора, завершил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи.
Конец 80-х-начало 90-х годов вместе с глубокими изменениями в политической системе Советского Союза привел к подобного рода изменениям в социалистический странах Восточной Европы. За этот период там пришли к власти демократические правительства, тяготеющие к Западу, коммунистические партии потеряли свое влияние и ведущую роль. В октябре 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ. В многонациональной Югославии начались межнациональные конфликты. Политический ландшафт и расстановка сил в Европе коренным образом изменились.
С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи значительно сократился объем внешней торговли. Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом. Гуманитарная помощь продуктами и медикаментами, составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года, не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка" во внешнеполитической сфере привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся стран, к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса.
Прекращение "холодной войны" вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе "нового политического мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.
Внутриполитические, национальные и внешнеполитические события к середине 1991 года подошли к критическому рубежу. Главной, определяющей проблемой было сохранение союзного государства. Центробежные тенденции стали доминирующими. Они усугублялись все большим расколом в отношениях между руководством Союза ССР и Российской Федерации. Два Президента, находящиеся в Москве, открыто выражали неприязнь друг к другу. Без взаимности действовали и государственные органы: Верховные Советы СССР и РСФСР, правительства СССР и России. Хотя союзное руководство предпринимало усилия вернуть утраченный авторитет, попытки были малоэффективными.Весной-летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто соглашение "9+1", то есть девяти республик и центра, которое регулировало отношения между сторонами на основе конфедерации. Подписание договора было намечено на 20 августа. Однако в окружении Президента СССР к этому времени сформировалась группа, поставившая своей целью любым способом изменить ситуацию.
18 августа Президент СССР М.С.Горбачев во время своего отпуска был изолирован на даче в Крыму. Вице-президент Г.И.Янаев издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР. В ночь с 18 на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли Г.И.Янаев, председатель правительства В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, председатель КГБ В.А.Крючков, зам. председателя Совета обороны О.Д.Бакланов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, председатель крестьянского Союза СССР В.А.Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий А.И.Тизяков. ГКЧП объявил о введении в отдельных районах страны чрезвычайного положения, о расформировании структур власти, действующих вопреки Конституции СССР 1977 года, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль над средствами информации, ввел войска в Москву.
Сопротивление путчистам возглавило руководство России. Утром 19 августа было передано обращение к гражданам России, в котором действия ГКЧП оценивались как правый, реакционный, антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. Десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого Дома. Путчисты растерялись. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день в Крым отбыли уполномоченные ею руководители во главе с вице-президентом РСФСР А.В.Руцким и председателем Совета министров И.С.Силаевым, которые освободили М.С.Горбачева.
Дальнейшие события развивались стремительно. Члены ГКЧП были арестованы как государственные преступники. Президент СССР М.С.Горбачев отмежевался от своих бывших сподвижников.24 августа М.С.Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и объявил о самороспуске партии. В этот же день он подписал указ о ликвидации политорганов и партийных организаций в Вооруженных Силах.
24 августа Совет министров РСФСР взял на себя полномочия кабинета министров СССР. Одновременно Б.Н.Ельцин подписал указ о запрете деятельности КПСС и РКП на территории России.
После августовских событий Союз советских республик стал быстро распадаться. 26 августа Украина провозгласила свою независимость и подчинила себе три военных округа: Киевский, Одесский и Прикарпатский и Черноморский флот. 2 сентября начал свою работу V внеочередной съезд народных депутатов СССР, который предложил всем желающим республикам подписать договор о Союзе суверенных государств на основе конфедерации. 6 сентября была признана независимость Литвы, Латвии и Эстонии. 9 сентября провозгласила независимость Чеченская республика. В течение сентября-октября о независимости объявили остальные союзные республики.
В декабре 1991 года в Минске встретились лидеры России, Украины и Белоруссии, которые заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года, о намерении создать Содружество Независимых государств (СНГ). СНГ объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики). Верховные Советы России, Украины и Белоруссии ратифицировали принятые главами государств соглашения. 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев подал в отставку, сложил с себя полномочия Верховного Главнокомандующего. Над Большим Кремлевским дворцом был спущен флаг СССР и водружен флаг Российской Федерации. Советский Союз прекратил свое существование.
Что означали события августа 1991 года для судьбы страны?
Во-первых, это был крупный политический кризис., кризис власти. Руководители, занимавшие ведущие государственные посты, выступили против главы государства, предприняли попытку переворота.
Во-вторых, основной причиной кризиса явилось противоборство между союзными структурами власти и вышедшими из подконтроля республиками прежде всего Российской Федерацией. Результатом явился дальнейший распад союзного государства, ликвидация СССР.В-третьих, в августе 1991 года произошел либерально-демократический государственный переворот, который ознаменовался приходом к власти либерально-демократических сил, избравших путь капиталистической ориентации.
В-четвертых, была ликвидирована уже подорванная партийно-государственная система. на основе руководства коммунистической партии, началось становление новой политической системы по западноевропейскому образцу.
В-пятых, август 1991 года знаменовал собой начало нового исторического периода. в жизни страны, перехода от социализма к капитализму, к созданию рыночно-капиталистической экономики, соответствующих общественных отношений и политической структуры.

№32

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

· СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

· СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· Сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· Советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· Единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

· политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

· Распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

· Коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

· Разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР;

· Возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).

1. Политическая либерализация привела к ОбъявленияКомпанииМероприятияСкидкиФорумДобавить Числа неформальных группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. П.). Весной 1988 г. сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности.

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»). Начались столкновения на национальной почве, с 1987 г. национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан Проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик.

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята декларация о государственном суверенитете РФ. Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране.

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну Законов.

В начале апреля 1990 г. Принят Закон был Об усилении: ООО за посягательства на Национальное равноправие граждан и насильственное Нарушение Единства территории СОЮЗА ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с Этим Принят Закон О порядке Решения Вопросов, связанных с выходом союзной Республики из СССР, регламентировавший Порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума. Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта была провозглашена борьба за независимость Украины; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты, принял программу перехода к суверенной Грузии. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором ВМЕСТО СОЮЗА советских Социалистических Республик упоминался Союз Суверенных Республик советских.

Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик.

4. В январе 1991 г. Проводится денежная реформа, направленная на борьбу с теневой экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. Население выражало недовольство дефицитом Продовольствия и необходимых товаров.

Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

5. В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих.

В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие - на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле - августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и о внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. Президентом России подписан был Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

6. 19 августа 1991 г. Создается Государственный КОМИТЕТ по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.

Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения.

Нерешительность членов ГКЧП, раскол в войсках, сопротивление населения больших городов (Москвы, Ленинграда и др.), Поддержка, оказанная Президенту РСФСР Ельцину рядом правительств стран мира, и пр. обусловили неудачу попытки восстановить порядок в стране.

Вернувшийся 22 августа в Москву Горбачев утратил политическую инициативу, влияние и власть. После августовских событий процесс распада СССР и ликвидации институтов центральной власти ускорился.

Был распущен ЦК КПСС, деятельность партии приостановлена, а затем запрещена Президентом России. Резко сокращена компетенция КГБ за счет изъятия у него ряда функций и управлений. Произошли существенные кадровые изменения в структурах власти и руководстве средствами массовой информации.

Вслед за провалом путча восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные прибалтийские независимые государства в сентябре были признаны СССР.

Стремясь сохранить Центр, Президент СССР предложил республикам новый вариант союзного договора. Но союз уже окончательно распался.

В декабре Президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что Советский Союз Более НЕ СУЩЕСТВУЕТ и что ИМИ образовано Содружество Независимых Государств (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза (Беловежское соглашение). Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.

· Дефицит кадров

Одной из причин распада СССР является дефицит партийных кадров. После войны руководящие посты в СССР занимали бывшие военные, это дисциплинированное старое поколение, которое имело ярую коммунистическую идеологию, они действительно хотели построить коммунизм. Однако это старое поколение не могло же быть вечно, когда руководители стали умирать на их смену не смогли найти достойных кадров, либо же достойных просто не пускали, так как у оставшихся были свои планы.

Некомпетентность нового руководства во главе с Горбачёвым, а также новые кадры в полит. бюро и руководства страны, которые в итоге оказались предателями, желание лидеров союзных республик отделиться и сделать свои страны независимыми, чтобы самим их возглавить.

· Каждый тянул одеяло на себя

Как было сказано чуть выше, все руководители союзных государств «тянули одеяло на себя» и все они хотели независимости. Перестройка ослабила жёсткий контроль, как над руководителями, так и над народом. В результате все руководители союзных государств, так или иначе, старались при удобном случае отделиться и провозгласить независимость.Массовые протесты и волнения в Прибалтике и в некоторых других республиках вносили свой дисбаланс.

Начало конца произошло в августе 1991 года, когда произошёл «Августовский путч», (Августовский путч — попытка отстранения М. С. Горбачёва с поста президента СССР и смены проводимого им курса)в результате этого государственного переворота, в течение месяца, из состава СССР вышли Прибалтийские страны. После этого Советский союз начал рассыпаться. Сюда можно отнести и конфликт в Нагорном Карабахе, где началось военное столкновение между Армянской ССР и Азербайджанской СССР, Молдовой и т.п.

На фоне всех этих событий, после референдума о «сохранении союза», руководство союзных республик всё же провозгласили независимость.

· Кризис во всех сферах

Горбачёв не был сильным руководителем, а для того чтобы удержать такую большую страну – нужен сильный человек. Страна нуждалась в кардинальных реформах, но все предпринятые реформы были провальными. Отсутствие товаров на прилавках, постоянный их дефицит, огромные очереди, обесценивание денег – всё это последствия перестройки. Людям просто надоело так жить, а точнее выживать, без какой либо перспективы на то, что этот кризис когда-нибудь закончится.

· Пепси-Кола и джинсы

С приходом Горбачёва к власти железный занавес стал потихоньку подниматься, и к нам хлынула западная мода, главными её атрибутами, пожалуй, стали джинсы и Пепси-Кола. Видя, как живут на западе, как они одеваются, на чём ездят и т.п. советским гражданам хотелась того же. Уже к концу 80-ых слово «Ленин» и «коммунизм» стали предметом насмешек, люди почувствовали запах свободы и хотели перемен.

№33

После распада СССР Российская Федерация (РФ) объявляет себя его правопреемницей. Российское руководство заявило о сохранении курса на демократические преобразования и создание правового государства. В условиях нестабильной политической власти радикалы-реформаторы стремились создать в кратчайшие сроки слой собственников, который смог бы стать прочной опорой новой власти. Это отражает одну из главных задач экономических преобразований начала 1990-х гг.

---Радикальная эколномическая реформа----

Идеология перестройки сформировала у населения негативное отношение к прежнему социально-экономическому строю, поэтому большинство советских людей спокойно и с надеждой встретили реформы, не представляя, как они отразятся на личной жизни каждого. Верилось, что, отказавшись от бесплатного медицинского обслуживания, образования, жилья, гарантированной трудовой занятости, низких цен на большинство товаров, каждый человек сможет реализовать свои возможности, станет реальным собственником, способным обеспечить себе достойную жизнь. Немногие понимали, что в одночасье могут стать безработными, не смогут оплатить необходимое лечение или дать хорошее образование своим детям. Экономическая реформа представлялась «светом в конце тоннеля».

Сказывались также низкая политическая культура и излишняя «доверчивость» большинства населения к средствам массовой информации.

Созданное президентом правительство под руководством вице-премьера Е.Т. Гайдара 2 января 1992 г. объявило об освобождении цен на все виды товаров и услуг из-под контроля государства. Разработчики реформы надеялись, что эта мера сможет оздоровить экономику, поскольку сократит избыточную денежную массу у населения, наполнит товарами прилавки, приведет в соответствие цены с рыночным спросом. Однако на практике либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За 1992 г. цены на потребительские товары выросли более чем в 30 раз. Почти наполовину снизился жизненный уровень населения. Отказ от государственного контроля над ценами в условиях монополизированной советской экономики позволил предприятиям-монополистам резко поднять цены на свою продукцию. Они увеличились более чем в 30 раз и сделались недосягаемыми для рядовых покупателей.

Это привело к резкому падению производства. Падение производства (более 20% ежегодно) привело к оттоку высококлассных специалистов в торговлю, в «бизнес», за рубеж и т.п. Сокращение производства вызвало рост безработицы. К концу 1993 г. она составила 13% всего трудоспособного населения, а по отдельным районам дошла до 40%. Либерализация цен усилила социальную дифференциацию населения. К концу 1993 г. по данным Российской Академии наук слой богатых граждан составлял в России 3 - 5%, около 80% жили ниже среднего уровня, при этом 40% населения жили за чертой бедности. Такая ситуация, естественно, накаляла социальную напряженность и делала ситуацию в стране взрывоопасной. В ходе этих преобразований были накоплены средства для второго этапа реформы (приватизации государственной собственности). Он проводился уже за пределами рассматриваемого нам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: