Биография

В 1940—1941 годах Аджубей работал в геологоразведочной экспедиции в Казахстане. С 1942 года служил в армейском ансамбле песни и пляски. После войны поступил учиться в Школу-студию МХАТ (учился на одном курсе с Олегом Ефремовым), а после её окончания, в 1947 году, — поступил на факультет журналистики МГУ.

В 1949 году Аджубей женился на своей сокурснице Раде, дочери Никиты Сергеевича Хрущёва. Благодаря покровительству Хрущёва, карьера Аджубея была успешной: в 1950 году он пришёл работать в «Комсомольскую правду» стажером в спортивный отдел, но довольно быстро дослужился до должности главного редактора. В 1959 году Аджубея назначили главным редактором «Известий». При нём газета стала одним из символов «хрущёвской оттепели».

В 1959 году Аджубей был инициатором создания Союза журналистов СССР. Участвовал в подготовке речей для Никиты Хрущёва.

В 1960 году вместе с другими журналистами (Н. М. Грибачёвым, Г. А. Жуковым, Л. Ф. Ильичёвым и др.) написал книгу «Лицом к лицу c Америкой», — о поездке Никиты Хрущёва в США.

В 1960 году, 18 июня вместе с Союзом журналистов СССР возобновил выпуск еженедельной газеты «За рубежом».

С 1960 года организовал выпуск еженедельника «Неделя» — фактически единственного в тот момент и на долгие годы неполитического издания такого формата в СССР.

17 августа 1963 года напечатал в «Известиях» запрещённую на то время поэму А. Твардовского «Василий Тёркин на том свете».

После снятия Хрущёва с высших партийных должностей, Аджубей лишился занимаемых постов и был направлен на работу в журнал «Советский Союз», где заведовал отделом публицистики (подчинённых в отделе не было) и печатался под псевдонимом Радин[1].

С 1992 года и до конца своей жизни Аджубей был главным редактором газеты «Третье сословие».

Похоронен на Введенском кладбище (20 участок).[2]

Семья

· Жена — Рада Никитична Аджубей, дочь Н. Хрущёва, 50 лет проработала в журнале «Наука и жизнь».

· Три сына.

Работы

· «Лицом к лицу с Америкой» (1960)

· «День мира» (1961)

· «Те десять лет» (1989)

· «Крушение иллюзий. Время в событиях и лицах» (1991)

32) Публицистические сборники «Шаги»

Важным рубежом в истории нашей публицистики стал состоявшийся в марте 1973 г. Пленум правления Союза советских писателей. По решению Пленума при правлении Союза писателей СССР и правлениях республиканских писательских организаций были созданы советы (секции) по публицистике и очерку, было также принято решение об издании ежегодных публицистических сборников «Шаги».

Издающиеся с 1975 г. эти сборники продолжили традицию горьковских альманахов-ежегодников, получавших названия по годам Советской власти: «Год – XVII»... «Год – XXXVII». Выходили они и до и после Великой Отечественной войны, в них публиковались художественные и лучшие публицистические произведения. Замысел составителей – тщательно отбирать из центральных, республиканских, местных газет и журналов наиболее яркие очерки, статьи, путевые заметки, репортажи, чтобы воссоздавалось представление о главных направлениях и о «последних работах», как мастеров, так и наиболее интересных «новичков» очеркового жанра. Издававшиеся редакцией «Известий» сборники «Шаги» представляют своего рода антологию советской публицистики. В них из обширной отечественной периодики представлены такие, запомнившиеся читателям очерки, как «Реконструкция» и «Мастер своего дела» А. Аграновского, «В селе у матери» и «Кубанский прогноз» А. Стреляного, «Безнаказанность» Г. Радова, «Люди и дело» К. Симонова, «Учитель» Ф. Абрамова, «Про картошку» Ю. Черниченко.

С первого же выпуска (1975 г.) постоянными в «Шагах» стали разделы: «Трибуна публициста», «Портреты и силуэты», «Человек и НТР», «Проблемы и размышления», «Очерк и очеркисты». С третьего выпуска появился еще один раздел «СЭВ: люди, свершения, будни», материалы для которого готовила редакция ежегодника, посылая своих корреспондентов в творческие командировки.

Пользовались читательским спросом и аналогичные «Шагам» очерковые сборники других издательств.

33) История развития информационных агентств

Важным этапом в деле коммуникационных новаций стало появление информационных агентств. Первое в мире информационное агентство появилось в 1835 году в Париже. Его основателем стал Шарль Луи Гавас, начавший свою деятельность с «бюро переводов Гаваса», в задачу которого входило оперативное обеспечение переводов иностранной прессы для нужд местной периодики.

Гавас (Havas)Шарль-Луи (5.07.1783-21.05.1858) – основатель первого в мире информационного агентства. Родился в Руане, получил хорошее образование, обнаружив особые способности к языкам. При Наполеоне Гавас был банкиром, давал большие кредиты правительству, которые после падения Императора не смог вернуть и оказался на грани разорения. Тогда Гавас решил использовать свое хорошее знание иностранных языков и начал делать переводы из европейских периодических изданий. Эти обзоры иностранной прессы он предлагал парижским периодическим изданиям. Так возникло информационное агентство «Гавас». Услугами агентства пользовались влиятельные парижские газеты «Журналь де Деба», «Конститюсьонель», «Пресс», «Сьекль», Позже Гавас организовал широкую сеть европейских корреспондентов, передающих информацию из стран пребывания.

В 1853 году почти во всех парижских ежедневных газетах появилась рубрика «Сообщения телеграфного агентства», в которой печаталась информация агентства «Гавас». После смерти Гаваса агентство унаследовал его сын Огюст Гавас. Агентство «Гавас» просуществовало до 1940 года. В 1944 году на базе «Гавас» было создано информационное агентство «Франс-пресс».

В дальнейшем информационное агентство Гаваса получало новости из зарубежных газет, а также от широкой сети собственных корреспондентов, продавая полученную информацию в парижские газеты, затем провинциальные, а потом и зарубежные издания. Для быстрого получения информации агентство Гаваса с успехом применяло голубиную почту. Офис Гаваса располагался на одной улице с главным парижским почтамтом, что ускоряло возможность быстрой отправки почты. Именно в агентстве Гаваса получили первые навыки работы будущие основатели собственных информационных агентств – Бернхард Вольф и Питер Юлиус Ройтер.

Вольф был вторым сыном еврейского берлинского банкира. В конце 1848 года Вольф, на средства выделенные отцом, открыл собственное агентство, получив должность исполнительного директора берлинской газеты «National Zeitung». Он подключил к редакции телеграф и стал помещать в газете короткие сообщения из Лондона и Франкфурта, полученные по новому средству связи. Цена на услуги телеграфной связи была высокой, а потому Вольф заключил договор с издателями других газет и частными лицами о продаже им биржевых новостей, полученных из Парижа, Лондона, Штеттина, Гамбурга и Франкфурта-на-Майне. Так возникло «Telegraf sches Korrespondenzbuero (В. Wolf)» («Телеграфное корреспондентское бюро (Б. Вольф)»).

Вначале передаваемые новости были только биржевыми, но вскоре стали дополняться и новостями политическими. В 1847 году был изобретен телеграф. Впервые стало возможным передавать информацию на большие расстояния с огромной скоростью. Когда была четко налажена телеграфная связь между немецкими городами и Веной, то Вольф усилил бюро новостей службой внутриполитической информации.

21 июля 1816 года в семье кассельского раввина Самуэля Леви Йошафата и его жены Бетти родился третий сын. Его назвали Исраэлем Бер-Йошафатом. Отец умер, когда мальчику исполнилось 13 лет, и он вынужден был прервать обучение в школе и перейти в торговое училище. Вскоре старшая сестра забрала его к себе в Гёттинген, где Израэль учится банковскому делу в банке, принадлежащем мужу сестры. Умный и энергичный юноша не видит для себя перспектив в Гёттингене и в 1840 году переезжает в Берлин, где вместе с партнером открывает небольшое издательство и книжный магазин. Вскоре он знакомится с дочерью берлинского банкира Идой Магнус. Для того чтобы упрочить свое положение в обществе, Исраэль принимает решение перейти в христианство. Еврейская община Берлина в те времена относилась к этому весьма лояльно. В октябре 1845 года Исраэль становится лютеранином и получает новое имя и фамилию – Пауль Юлиус Ройтер. А в ноябре новоявленный Пауль женится на Иде Магнус, которая сразу же становится помощницей во всех его делах. Они симпатизируют демократическому движению – предтече революции 1848 года Пауль всё больше пропадает в столичных редакциях, заводит там новые знакомства и сам пишет заметки и сообщения во многие либеральные издания. Ряд его политических памфлетов вызвал резко враждебную реакцию, и молодая семья вынуждена была срочно покинуть Берлин. В конце 1848 году они перебираются в Париж, где Ройтер надеется найти работу в качестве журналиста.

В начале 1849 года Ройтер, пользуясь отсутствием в Париже налога на печать, основал газетный листок, представлявший собрание всякого рода новостей – от светской хроники до биржевых сводок. Жена Ройтера переводила информацию с французского языка на немецкий, и газета рассылалась подписчикам в Германию. Идея была хороша, но в финансовом отношении проигрышна. Газета была закрыта за долги, но это обстоятельство не обескуражило Ройтера. Затем он перебрался в Германию в город Аахен (столица империи Карла Великого 9 века), который в силу своего географического положения являлся важнейшим «коммуникационным перекрестком» между Бельгией, Нидерландами и Германией. В этом городе Ройтер открыл свою первую информационную контору.

Большие перспективы в развитии информационного рынка Ройтер видел в Англии, но договориться с главным редактором газеты «T e Times», который видел в немце еврейского происхождения агента иностранной разведки, не удалось. К тому же «T e Times» имела свою сеть корреспондентов практически по всей Европе, в США, Китае, Индии и на Ближнем Востоке. И все же летом 1851 года Питер Юлиус Ройтер переехал в Англию, чтобы стать Джулиусом Рейтером и основать 4 октября того же года компанию под названием «Подводный телеграф».

Офис новой компании Рейтер расположился в одном из зданий Лондонской фондовой биржи, курируемой Ротшильдами. Агентство Рейтера, пользуясь услугами телеграфного кабеля, проложенного через пролив Па-де-Кале, дважды в день снабжала биржевиков и торговцев самой свежей информацией о ценах и котировках. Финансовая империя Ротшильдов подписала контракт с Рейтером, став главным финансовым спонсором нового агентства.

Деньги Ротшильдов сделали свое дело. Уже к началу 1860-х гг. Джулиус Рейтер приобрел огромное влияние: сеть офисов агентства Рейтер покрывает весь мир. Правительство Ганновера дает Рейтеру разрешение проложить между «английским и ганноверским берегами» кабель, который затем продлевается до самой российской границы. А в 1862 году, когда телеграфные линии проложили через Уральский хребет к Тюмени, Рейтер организовал там конную курьерскую службу для доставки сообщений из Пекина. Прокладка Сайрусом Филдом телеграфного кабеля между Северной Америкой и Европой, осуществленная в 1866 году, открывала перед агентством Рейтер новые возможности. Его американское бюро стало значительно оперативнее доставлять сообщения в Лондон. В настоящее время в агентстве более 16 тыс. сотрудников, передающих информацию из 157 стран мира. Сбор новостей и их редактирование осуществляется на 25 языках. Агентство Рейтер объединяет около 2000 журналистов, фотографов и операторов и значится вторым в списке самых влиятельнейших агентств мира.

Чтобы конкурентная борьба не выходила за цивилизованные рамки, в 1870 года все три агентства подписали Картельный договор, распределив сферы влияния. Согласно этому договору Рейтер распространял свою информацию в Великобритании и Восточной Азии, Гавас – во франкоязычных странах, а Вольф – в Северной и Восточной Европе, в Германской империи и ее колониях.

В мае 1848 года десять представителей шести ведущих газет Нью-Йорка собрались, чтобы обсудить возможность уменьшения расходов на получение новостей в связи с появлением телеграфа. Затем последовала долгая серия переговоров и в результате состоялась историческая встреча, приведшая к созданию корпоративного объединения газет под названием «Associated Press of New York», а в дальнейшем просто «Associated Press» («Ассошиэйтед Пресс»).

Первоначальная идея этой ассоциации заключалась в совместном несении расходов по содержанию парохода, выходившего из Бостона встречать корабли, прибывавшие из Европы в Галифакс (Новая Шотландия, Канада). Совместно оплачивались расходы по передаче полученных новостей телеграфом из Бостона в Нью-Йорк. Между Бостоном и Нью-Йорком уже существовала телеграфная линия, поэтому расходы на получение информации из Европы действительно сокращались. Совместно оплачивались и услуги телеграфа. Через год в Галифакс была проложена телеграфная линия и, соответственно, было открыто первое бюро «Associated Press».

Полученные новости становились ходовым товаром, который можно было продавать другим газетам. Так возникло первое американское информационное агентство «Associated Press», получающее финансовую выгоду от продажи новостей различным средствам массовой информации. Сегодня – это крупнейшее агентство мира, со штатом более 100 тысяч человек.

В 1858 году был впервые использован межконтинентальный телеграфный кабель между Европой и Северной Америкой. Это дало толчок дальнейшему развитию телеграфных агентств.

Не менее важным технологическим изобретением, революционно изменившим способ обмена информацией, был телефон. Аппарат А. Белла, запатентованный им 10 марта 1870 года, оказался первой личной информационно-коммуникационной технологией. Это явилось предтечей глобальных средств передачи информации.

Русское телеграфное агентство (РТА) было создано в 1866 году. Извещение о его создании было опубликовано в газете «Биржевые ведомости», при которой уже 4 года действовало небольшое телеграфное бюро. Агентство получило разрешение иметь свои бюро в разных городах, издавать свои бюллетени телеграмм и продавать их. Первоначально РТА распространяло иностранную политическую информацию и коммерческие новости на территории страны организациям, редакциям газет и частным лицам. Вскоре оно стало собирать и распространять за границей через бюро Вольфа внутрироссийскую информацию. Это значительно облегчило получение сведений, особенно провинциальным газетам. Спустя шесть лет в 1872 году к первому телеграфному агентству в России прибавилось Международное телеграфное агентство, а в 1882 году возникло Северное телеграфное агентство. Первое общероссийское телеграфное агентство было создано в 1894 году. Все российские агентства были частными предприятиями и принадлежали крупным издателям – Краевскому, Суворину, Нотовичу, Трубникову. Телеграфные агентства снабжали своей информацией почти все провинциальные и многие столичные газеты. Всю необходимую информацию, в том числе новости, агентства, как правило, черпали из газет своих владельцев, а провинциальные газеты в свою очередь, были вынуждены повторять голоса столичной прессы. Тем не менее, факт появления информационных агентств свидетельствует об усовершенствовании газетного дела в целом.

Русско-японская война 1904–1905 годов вынудила правительство России пойти на создание государственного Санкт-Петербургского телеграфного агентства (СПТА), организованного в 1904 году, так большинство российских СМИ проводили антиправительственную информационную политику. Дело дошло до того, что российские либералы слали поздравительные телеграммы японскому императору по поводу взятия Порт-Артура и гибели русского крейсера «Варяг». ИТАР-ТАСС ведет свою историю именно от СПТА. В 1912 году оно было переименовано в Петербургское телеграфное агентство (ПТА) и перешло в ведение Совета министров, а с 1915 года стало именоваться Петроградским. Петербургское телеграфное агентство имело свыше 200 корреспондентов в России и за границей и активно снабжало печать России информацией о внутренней и международной жизни. После Великой октябрьской социалистической революции по декрету СНК от 18 ноября (1 декабря) 1917 года ПТА было преобразовано в Центральное информационное агентство при СНК. В связи с тем, что большинство агентов ПТА заняли антисоветскую позицию, они были заменены особоуполномоченными местных Советов, которые получали инструкции от комиссара ПТА Старка. Местные Советы в духе революционного времени были обязаны пользоваться информацией ПТА для публикации в своих органах, а не имевшие их должны были организовать специальные бюллетени с телеграммами ПТА. 7 сентября 1918 года было образовано Российское телеграфное агентство (РОСТА), которое являлось центральным информационным органом Советского государства. РОСТА было создано путем присоединения Бюро печати при ВЦИК и Петроградского телеграфного агентства. В РОСТА влились все советские информационные агентства (информационное бюро НКИД, коммерческие телеграфные агентства). Его основной задачей было обеспечение партийных и советских органов, а также печати оперативной внутренней информацией, прежде всего о событиях на фронтах гражданской войны. В 1919 года у РОСТА было уже 42 корреспондентских пункта на территории России, а в 1922 – уже 477. В агентстве было 10 отделов, среди них: литературный, агитационный, инструкторский, художественно-фотографический. Довольно быстро была создана корреспондентская сеть. Кроме того, действовали отделения за рубежом: в Берлине, Тегеране, Будапеште, Вене, Стокгольме и Осло. Тем не менее, корреспондентов советской печати за границей было мало. В некоторых редакциях международной информацией занимались филологи, врачи, неудавшиеся дипломаты, банковские деятели дореволюционного времени. Информация же из-за границы преимущественно поступала от зарубежных телеграфных агентств. РОСТА стало крупным издательским учреждением, издающим вестники, бюллетени, стенные газеты в помощь губернским и уездным изданиям. В годы гражданской войны работники РОСТА участвовали в деятельности многочисленных агитпоездов и агитпароходов, выпускали листовки, плакаты, многотиражные газеты. Наиболее известны своими карикатурами и острыми забавными стихами так называемые «Окна РОСТА» (Окна сатиры РОСТА), с которыми активно сотрудничали Черемных, Маяковский, Демьян Бедный, Мор и другие. Это был самобытный вид агитационно-массового искусства, возникшего в 1919–1921 годах и являвшийся одной из форм формирования общественного мнения. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. При этом корреспондентам рекомендовалось вести работу, как сказал Ленин, по «созданию такой прессы, которая не забавляла и не дурачила массы политическими пикантностями и пустяками, а именно вопросы повседневной экономики несла на суд массы, помогала серьезно изучать их».

В первое время своего существования РОСТА, помимо своей непосредственно информационной деятельности, занималось и распространением периодических изданий.

С созданием в 1919 году Центропечати (позднее она была преобразована в Союзпечать), эти функции из РОСТА ушли. После окончания гражданской войны агентство несколько раз меняло ведомственную принадлежность: в декабре 1920 года РОСТА было подчинено Главполитпросвету, в сентябре 1922 года – передано ВЦИК, в 1925 году – подчинено СНК РСФСР, а в 1935 его функции были переданы Телеграфному агентству Советского Союза (ТАСС), переименованному в 1992 году в ИТАР-ТАСС.

34) Публицистические раздумья С. П. Залыгина

Залыгин родился 6 декабря 1913 (23 ноября по старому стилю) в селе Дурасовка Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье интеллигентов, в студенческие годы подвергавшихся политическим репрессиям.

В 1939 г. окончил гидромелиоративный факультет Омского сельскохозяйственного института. Занимался научной работой, участвовал в экспедициях в Сибири. Первая литературная публикация относится к 1940 году. Во время войны служил инженером-гидрометеорологом на северной Оби. В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию и был приглашен на должность зав. кафедрой орошения и мелиорации Омского сельскохозяйственного института.

В 1953 г. переехал в Новосибирск и занялся в основном литературной деятельностью, оставаясь одновременно сотрудником Сибирского отделения АН СССР. В конце 1960-х гг. переселился в Москву.

В августе 1986 г. его назначили главным редактором журнала «Новый мир», который благодаря перестройке под его руководством вновь начал играть весьма значительную роль в культурной жизни СССР.

Бескомпромиссная упреждающая публицистика значительно усиливала позитивную действенность средств массовой информации. Самый яркий пример действенности упреждающей публицистики – приостановка и закрытие проекта о переброске северных рек на юг, в Каспий, осуществление которого грозило затоплением огромной территории Западной Сибири, потребовало бы колоссальных бессмысленных денежных затрат. К счастью, журналисты добились своего: на XXVII съезде партии было принято решение о прекращении работ по переброске северных рек. И в журнале «Новый мир» его редактор Сергей Залыгин писал: «Отказавшись от надуманных, в узковедомственных интересах проектов переброски речного стока, или, как еще говорят у нас «проектов поворота рек» государство наше осуществило поворот в сторону общественного мнения. Поворот столько же необходимый, сколько и необратимый».

В 1941 Залыгин выпустил первую книгу Рассказы; после войны активно выступал с беллетристическими и публицистическими работами, посвященными проблемам сельского хозяйства (кн. рассказов и очерков На Большую землю, 1953; Весной нынешнего года, 1964; Красный клевер, 1955). В «оттепельные» годы опубликовал повесть Свидетели (1956), где высмеивал равнодушие обывателей, «свидетелей», а не участников общественного бытия, предвосхитив тем самым одну из магистральных тем социально-психологической «антимещанской» прозы 1960–1970-х годов, в т.ч. – своей собственной, а также близкие ей по проблематике повести Обыкновенные дни (1957) и книгу рассказов Блины (1963). Заметными в общественной жизни страны стали выступления Залыгина (как и В.П.Астафьева, В.Г.Распутина и др.) в защиту сибирской природы, соблюдения законов экологического равновесия (главным образом в области гидростроительства), против рискованного проекта поворота русла сибирских рек с целью поддержания водного запаса Аральского моря, истощенного, в свою очередь, непродуманной системой ирригации. С обозначенными проблемами связаны книга Залыгина О ненаписанных рассказах: Литературно-критические статьи, изданная в Новосибирске (1961), и роман Тропы Алтая, посвященный исследователям труднодоступных районов. Роман привлек внимание А.Т.Твардовского и был опубликован в 1962 в журнале «Новый мир», где в 1964 увидела свет и принесшая Залыгину широкую известность повесть На Иртыше (Из хроники села Крутые Луки), в смелом для советской литературы тех лет критическом свете изображавшая процесс коллективизации в Сибири.

Очерк С. Залыгина «Поворот», как справедливо отмечалось в печати, убедительно показал, насколько важна предфактумная (упреждающая) публицистика, способная «предотвратить пагубу», способствуя тем самым быстрейшему экономическому и духовному возрождению страны. Также в «Повороте» детально рассматривается весь конфликт вокруг «переброски» рек (Минводхоз и Институт водных проблем АН СССР выступали ЗА переброску) и большое внимание уделяется силе общественного мнения, голосу общественности, благодаря которому проект таки прикрыли. Проблема финансирования (за счет нового проекта Минводхоз, задолжавший государству, собирался рассчитаться с долгами).

35) Развитие аудиовизуальных СМИ.

Политика Сообщества в сфере аудиовизуальных СМИ зависит от многообразных, отчасти противоречивых интересов и приоритетов, вытекающих, например, из правил добросовестной конкуренции (среди прочего в связи с государственной поддержкой), плановых задач публично-правового вещания или целей поддержки европейской культуры. Кроме того, европейский рынок аудиовизуальных СМИ сталкивается с целым рядом проблем, в т. ч.:

§ языковой барьер, препятствующий свободному распространению телепрограмм в Европе;

§ сложные процедуры принятия решений, требующие, как правило, единогласия;

§ необходимость больших инвестиций для опережающих технологических разработок, что требует создания международных альянсов и/или слияния СМИ.

Деятельность Сообщества в сфере аудиовизуальных СМИ реализовалась в двух направлениях:

§ В законодательной области – Директива «Телевидение без границ», принятая в 1989 г. и измененная в 1997 г. Эта директива предлагает единые рамки для поддержки свободной трансляции европейских телевизионных программ, а также их создания и распространения. Ею введены общие правила для рекламы, спонсорской поддержки, охраны молодежи и защиты от клеветы. Кроме того, установлено регулирование квот, обязывающее телевидение по возможности сохранять более половины доступного времени вещания за европейскими передачами.

§ Эта директива в настоящий момент пересматривается с целью актуализации существующих правил и обеспечения их большей гибкости.

§ Оказание поддержки в рамках программы MEDIA Сообщества (Меры по поддержке развития аудиовизуальной индустрии). Образованная в 1991 г. программа нацелена на поддержку европейской аудиовизуальной индустрии посредством финансирования создания и распространения европейской аудиовизуальной продукции. Кроме того, финансируются мероприятия по улучшению обучения специалистов, занятых в этой отрасли.

В настоящее время действует программа MEDIA 2007 с утвержденным бюджетом в размере около 755 млн евро и рассчитанная на период 2007–2013 гг.

Другими приоритетными отраслями являются защита прав несовершеннолетних и охрана человеческого достоинства в аудиовизуальных средствах и Интернете. В декабре 2006 г. Совет ЕС и Европейский Парламент приняли соответствующую рекомендацию, призванную стимулировать правительственные органы и отдельных участников этого процесса усилить принимаемые в этих направлениях меры

36) Современные зарубежные СМИ

Современная зарубежная журналистика, помимо ярко выраженных интеграционных процессов в условиях глобализации информационного пространства, продолжает сохранять определенное национальное своеобразие, которое является с одной стороны проявлением самобытности народов, а с другой – реакцией на глобалистские тенденции в средствах массовой информации.

В развитии мировой журналистики в начале XXI века просматриваются противоречивые тенденции. С одной стороны, во многих странах мира наблюдается углубляющаяся коммерциализация печатной и электронной прессы, растет концентрация медийной собственности, принадлежащей немногочисленным гигантским транснациональным корпорациям. Развивается глобальный информационный рынок. С другой стороны, все более заметным становится рост общественной активности в информационной сфере, проявляющийся в создании альтернативных массмедиа – по преимуществу на сетевой платформе, а также в деятельности гражданских организаций мониторинга СМИ и медиакритики, в отстаивании требований демократизации медийного сектора («медиадемократии»), сохранения и развития мощных общественных средств массовой информации.

В рыночной среде с ее жесткоконкурентными отношениями на первый план выходят те средства массовой информации и те журналистские произведения, которые способны привлечь внимание наибольшего количества людей, обеспечить высокий рейтинг, являющийся залогом коммерческого успеха, стабильности поступления доходов от публикации рекламы и мерилом стоимости рекламных услуг. В условиях, когда редакторы и журналисты охвачены «рейтинговым помешательством», требования рынка приобретают силу закона. Стремление постоянно добиваться высокого рейтинга, максимального охвата рынка, выливается в своего рода теневую цензуру – негласную, но эффективную ограничительную систему, заставляющую журналистов отказываться от освещения сложных, спорных, «неудобных» проблем лишь по той причине, что такого рода публикации и передачи не способны привлечь широкую аудиторию. Эта система «полностью или частично закрывает темы и произведения, не отвечающие ожиданиям аудитории.

Ожидания же большей части аудитории, формируемые коммерческими средствами массовой информации, не простираются дальше легковесных, но внешне привлекательных материалов, ориентированных на «среднего» потребителя информации с его посредственными вкусами и узкими интересами, обычно не выходящими за пределы проблем преступности, здоровья, спорта, жизни знаменитостей, бизнеса и развлечений.

Одной из основных тенденций развития средств массовой информации в индустриально развитых стран мира является их возрастающее сосредоточение в собственности немногих гигантских концернов. После второй мировой войны в странах Запада наблюдалась тенденция объединения медийных корпораций с крупными компаниями, действующими вне информационной индустрии (в области производства электротоваров, коммуникационной, компьютерной и военной техники, в кинопроизводстве и в других отраслях индустрии развлечений и т.д.), что привело к переплетению собственности и образованию гигантских медиаконцернов, тесно связанных с иными областями экономики.

Ряд периодических изданий, принадлежащих крупным медиакорпорациям, распространяются большими тиражами за рубежом во многих странах мира. К их числу относятся американские газеты «International Herald Tribune», «USA Today», «Wall Street Journal», английская «Financial Times», французская «Le Monde» («Мир»), немецкая «Frankfurter Allgemeine Zeitung» («Франкфуртская всеобщая газета»), журналы «Time», «Newsweek», «Reader's Digest» (США) и др. Часть из них имеет зарубежные версии, нередко – на местных языках, адаптированные к особенностям аудитории.

Глобализация информационной деятельности, открывшая огромные возможности для взаимовлияния и взаимного обогащения культур народов мира при сохранении их культурного многообразия, для становления обществ открытого типа, обеспечившая мгновенную доставку информации в любую часть мира, вместе с тем может способствовать унификации массового сознания, духовному нивелированию стран и народов. Общественность в различных странах мира требует обеспечить более тщательное и сбалансированное освещение международных событий в транснациональных СМИ, учитывающее реальное многообразие современного мира. Усиливается критика этих информационных организаций со стороны общественных объединений – правозащитных, экологических, религиозных и др. Идеи обеспечения «экологии информации», развития общественного мониторинга и критики средств массовой информации («пятой власти») на глобальном уровне вошли в число основных идей повестки дня Всемирного социального форума в Порту-Алегри (Бразилия, январь 2003).

В ЮНЕСКО и других международных организациях, в среде гуманитариев все чаще в качестве иного концептуального ориентира развития современной цивилизации выдвигается «общество знаний», базирующееся на гуманистических, демократических ценностях и способное обеспечить социальные гарантии всеобщности образования, духовного развития граждан, их беспрепятственного доступа к неизмеримо возросшим информационным и культурным ресурсам.

Сама по себе информация имеет мало ценности, если не преобразуется в знание. В современной коммуникационной среде существенно возрастает значение подготовленности аудитории к активному творческому поиску и использованию информации, к адекватной самостоятельной переработке медийного содержания.

Готовить к жизни в современных информационных условиях призвано медиаобразование – современное направление в педагогике и культурно-просветительской деятельности, имеющее целью непрерывное развитие в обществе культуры адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных материалов, самостоятельного анализа и оценки деятельности средств массовой информации. Речь идет об информационной культуре, основанной на демократических и гуманистических идеалах и ценностях, на уважении принципа культурного многообразия. За рубежом и в России существуют различные школы медиаобразования. Наиболее весомый вклад в его развитие внесли ученые Великобритании, Канады, Франции, США, внедрившие курсы медиаобразования в школьные и вузовские программы. Сегодня все большее распространение приобретает понимание того, что медиаобразование, начинающее в школе, не должно заканчиваться вместе с окончанием учебного заведения.

В современных условиях важную роль в развитии коммуникационных способностей аудитории призвана играть медиакритика – формирующаяся область журналистики, осуществляющая критическое познание актуальных социально значимых творческих, профессионально-этических, правовых, экономических и технологических аспектов информационного производства в средствах массовой информации – с акцентом на творческую сторону создания медийного содержания. Медиакритика изучает и оценивает не только творчество создателей медийного содержания, но также и подвижный комплекс многообразных отношений печатной и электронной прессы с аудиторией и обществом в целом, вооружая потребителей медийной информации знаниями о механизмах социального функционирования СМИ, развивая их способности к самостоятельной критической переработке получаемой информации. В странах Запада в последние годы широкое распространение получили гражданские формы медиакритики, транслирующие мнения граждан о деятельности массмедиа, их оценки медийного содержания, а также требования, касающиеся демократизации медийного сектора, сохранения и развития общественных средств массовой информации. Гражданские организации и группы, осуществляющие общественный мониторинг и критику СМИ, широко используют возможности информационной деятельности в Сети. Примером тому является деятельность американской организации «За честность и тщательность в информировании» (FAIR), множества других гражданских объединений такого рода.

Каким бы сложным и противоречивым не выглядело историческое и современное развитие массовых коммуникаций, несомненно огромное значение журналистики для развития современной цивилизации. Сегодняшнее общество превратилось в «медиатизированный» социум, неспособный функционировать без средств массовой информации. Журналистика оказывает возрастающее влияние на судьбы человечества, поэтому чрезвычайно важно, чтобы ее дальнейшее развитие происходило на принципах гуманизма, демократии, уважения и сохранения культурного многообразия народов мира.

37) Современные российские СМИ

1991г 22 авг.-Указ о средствах массовой информации в РСФСР. Опасность монополизации ин-ии. Временно приостановили выпуск газет подозревавшихся в попытки гос-ого переворота. 1991г. 11 сент. –Указ президента «О мерах по защите свободы печати РСФСР». «Закон о СМИ» 27.12.1991 года.

Закон СССР «О печати и других СМИ» (1990), Закон Российской Федерации «О СМИ» (1991) с отменой цензуры закрепили право на издание не только общественными, партийными, коммерческими организациями, но и отдельными гражданами = рост численности газетно-журнальной периодики. 1993 г. - указы и постановления Президента Ельцина «О защите свободы массовой информации», «О государственной телерадиокомпании «Петербург – 5 канал», «О Российском информационном агентстве «Новости», «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации». В них отмечалось, что российские СМИ находятся под защитой закона и Президента. 1995 г. - постановления «Об информации, информатизации и защите информации» и «О рекламе» - надежда на изменения в журналистике. 1996 г. - главные редакторы региональных газет объединились в свой Клуб и приступили к изданию журнала «Четвертая власть» - Сделать региональную прессу «богатой и подлинно свободной». Выявляется экономическая сторона свободы печати. Для того чтобы газеты, журналы, радио и телевидение свободно функционировали, они должны опираться на здоровый экономический фундамент. В экономической же сфере выявились немалые трудности для развития свободы печати». СМИ изменились коренным образом: издания КПСС из официальных правительственных превратились в оппозиционные, официальными стали президентские демократические газеты и журналы. К 1998 г. у федерального правительства из печатных СМИ имелись: «Российская газета», «Российские вести», «Россия», из электронных – телеканалы ОРТ, РТР, «Культура», «Радио 1», «Радио России», радиостанция «Маяк», а также информационные агентства «ИТАР- ТАСС», «РИА-Новости», «Интерфакс».

Наибольшую популярность и тираж в постсоветский период имеют газеты, не выражающие открыто своей партийной приверженности, стремящиеся к объективности, независимости своих суждений: «Аргументы и факты», «КоммерсантЪ», «Комсомольская правда», «Общая газета», «Труд».

3 направления жур-ки 90-хгг.:

1) Политические издания не связанные с партией. («Московские новости», «Известия», «Литературная Россия».

2) Периодич. Издания возникшие в результате рыночных отношений («КоммерсантЪ»,» Независимая газета», «Сегодня»)

3) Многопартийная печать (у каждой партии своё издание) [«Правда Жириновского», «Сокол», «Либерально- правовая газета» (ЛДПР Тамбов). «Новое время» (партия «Демократический выбор России»), «Новая газета» (партия «Яблоко»)]

В начале 90-х гг. в Российской Федерации газеты и журналы выходили почти на 40 языках, проживавших здесь народов Продолжают падать тиражи массовых газет. Резко возросли цены на бумагу, доставку. Средства массовой информации все больше ощущали экономическую зависимость от правительства и финансовых структур.

Структура периодической печати Российской Федерации:

-Деловая пресса России

-Аграрная пресса Российской Федерации

-Женская пресса

-Молодежная пресса

-Печать политических партий и объединений

-Журнальная периодика

Деловая и аграрная пресса предназначена для людей, занятых в сферах экономики, сельскохозяйственного производства, фермерства, бизнеса, финансов, бухгалтерского учета.

В структуре периодики утвердились:

- международные общественно-политические и социально-экономические изд.

- издания национальных групп, землячеств;

- административных регионов;

- религиозные издания «Семейная православная газета» (для семейного чтения), «Благовест» (для военных), «Утоли моя печали» (для заключенных), «Татьянин день» (для студентов)

- издания для семьи; отдыха;

- издания для интеллигенции;

- издания политических партий и объединений;

- издания для безработных;

- посвященные фантастике, мистике, астрологии;

- эротические издания.

Появление газетно-журнальных издательских домов («КоммерсантЪ», «Экономика и жизнь» и т.д.).

Крупнейшим в мире стал издательский дом газеты «Аргументы и факты».

Структура Гостелерадио разделена по республикам. В ведение России перешло 75 телецентров и телестудий, на ее территории передачи стали вести две государственные компании – «Останкино» и «Россия». К началу 1993 г. число вещательных и продюсерских телеорганизаций достигло тысячи. С 1 января 1993 г. начались передачи телекомпании ТВ-6 «Москва», а с 10 октября того же года – канала НТВ, ставшего одним из лучших на отечественном телевидении. С 1 апреля 1995 г. первый канал «Останкино» перешел к новой структуре – акционерному обществу закрытого типа ОРТ (Общественное Российское ТВ). К 2000 г. сформировалась следующая система телевизионных СМИ:

государственное ТВ: каналы РТР, «Культура», региональные телекомпании;

концерн медиа-мост В. Гусинского, куда вошли НТВ, «НТВ-плюс», «НТВ-кино», «ТНТ» (твое новое телевидение), в структурах Б. Березовского оказались каналы ОРТ, «ТВ-6»; в информационном холдинге мэра Москвы Ю. Лужкова – «ТВ-Центр», «РЕН-ТВ», кабельное ТВ «Столица». ОРТ имеет более 70 корпунктов на территории России и за ее пределами, его программы доступны 99% населения страны, а через спутниковую систему «Москва-глобальная» – жителям всех

континентов Земли за исключением Антарктиды. Практически всю территорию страны охватывает и Российское телевидение (РТР).

38) Конвергентная журналистика

Конверге́нтная журнали́стика (англ. Convergence journalism) — это процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Сегодня современные медиа-компании расширяют свой спектр информационных и развлекательных продуктов и используют при этом «новые» формы подачи медиапродукта: он-лайн газета, радио в интернете, веб-телевидение[1].

Само слово конвергенция произошло от латинского convergo — «сближаю». В английском языке convergence означает «схождение в одной точке». Павликова М. дает следующее определение, ссылаясь при этом на канадского исследователя СМИ и коммуникаций Дэниса Макуэйла: «Это распространение одного и того же содержательного продукта по разным каналам, разными средствами». В широком смысле конвергенция может пониматься не только как взаимное влияние явлений, но и взаимопроникновение технологий, стирание границ между ними, слияние[2]. А. Г. Качкаева предлагает следующую классификацию конвергенции:

· Конвергенция как бизнес-стратегия медиахолдинга

· Конвергенция как тактика

· Конвергенция как «переупаковка»

· Конвергенция в сфере сбора и производства информации

· Конвергенция как новый вид подачи информации

Таким образом, конвергенция может пониматься как передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет)[3]

39) Журналистика и геополитика

Геополи́тика (географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией. Различают традиционную геополитику, новую геополитику (геоэкономику) и новейшую геополитику (геофилософию).[1] Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, являясь (по Хаусхоферу) «географическим разумом» государства.[2] Геоэкономика, в отличие от традиционной геополитики, делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счёт расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях.[1]

Журнали́стика — актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время.

Под журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о событиях, темах и тенденциях современной жизни, её представления в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию.

Журналистика институционально является частью полисистем средств массовой информации, то есть входит в многофункциональные институты общества, такие, как: пресса, телевидение, радио, интернет и др.

С точки зрения общественных интересов, журналистика адаптирует часть научно-практического знания данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития.

Часть исследователей считает, что существуют два основных направления журналистики — журналистика исследования и журналистика расследования. Журналист-исследователь, как правило, работает с открытыми (доступными) источниками информации, в расследовании журналист вторгается в область закрытой (недоступной) информации. Соответственно методики работы в том и другом направлениях различны. В демократических странах журналистов-расследователей принято называть «цепными псами демократии» или «разгребателями грязи». Следует отметить, что биполярный подход к направлениям журналистики сегодня оспаривается и признается упрощенным.

Журналистика как наука — система художественных, культурологических, исторических, социологических и др. дисциплин, охватывающая полный цикл создания и управления практической журналистикой в обществе, её влияния на изменения общественных процессов.

Слово журналистика введено в русский язык Николаем Полевым[1]. Человека, профессионально занимающегося журналистикой, принято называть журналистом.

40) Развитие журналистики в эпоху Интернета.

Журналистика – это не только газеты, журналы, радио и телевидение. Возможно так было до появления интернета, который завоевал мировое пространство и постепенно вытесняет прочие виды подачи информации. Зачем читать газеты, покупать дорогие журналы или ждать телепередачу, если все это доступно в глобальной сети в любое время дня и ночи, из любой точки земли. Доступ к интернету дарит свободу, потому развитие интернет журналистики — стало уникальным трамплином и глобальным прыжком вперед.
Интернет-журналистика берет свое начало с конца XX века, когда интернет стал появляться в офисах, фирмах и организациях, после он перебрался в дома и завоевал всех членов семей. Развитие интернет журналистики изменило ход истории и для представителей других жанров и сфер профессии. Глобальная сеть сперва потребовала невероятной оперативности информации, после ее ультиматум стал жестче: все данные должны быть проверенными, а сегодня интернет-новость без картинки, видео или подробного описания уже никого не интересует.
Развитие интернет журналистики приводит к постоянной связи с аудиторией. Если газетный или тележурналист знает, что его статья или передача выйдет в эфир или печать в определенное время и раньше информация будет закрытой для широкой аудитории. То работа в интернете стирает эти грани, поскольку каждая новость должна быть горячей и «вкусной», она должна подаваться как можно оперативнее и точнее, чтобы читатели и пользователи тех или иных сайтов не покидали полюбившиеся ресурсы. Многие интернет-издания имеют свои официальные статусы СМИ, но есть также и те, кто такого статуса не имеет. Интернет-журналист не нуждается чаще всего в специальной аппаратуре и способами работы, которые становятся реальностью для газетного журналиста. Интернет-«писака» не должен ходить на интервью, репортажи, снимать или записывать речь тех или иных людей, сидеть на пресс-конференциях или встречах. Чаще всего редакции подобных изданий не имеют своего офиса, а представляют собой разрозненных специалистов, которые могут находиться даже в разных городах.Так, появление глобальной сети с одной стороны существенно облегчило работу журналистов, сделало ее более безопасной, помогло читателям получать свежие факты быстрее. Однако качество часто по-прежнему остается недостаточно высоким, что становится проблемой не только для целевой аудитории издания, но и для самих специалистов, которые не могут писать качественно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: