Российская культура 20-21 веков (основные направления)

Значимым событием российской культуры стал серебряный век, совместивший в себе с одной стороны – призыв к переменам, к революции, а с другой – стремление вернуть время вспять, разочарование в ленинских обещаниях. В этот период времени характерны были такие течения, как символизм, футуризм, авангардизм и тд.

В послевоенные годы основной темой творчества стала победа в Отечественной войне и прославление главы государства Сталина. Творчество теперь полностью работало на партию и главным был не талант, а услужливость.

Любое искусство, вступавшая в конфликт с партией, подвергалось жестокой критике и репрессиям. Такие темы, как, например, незаконные репрессии, пробивались в культуру с трудом, окольными путями.

В Москве было сооружено несколько высотных зданий. Архитекторы участвовали в строительстве и оформлении станций московского и ленинградского метрополитена, которое рассматривалось как средство эстетического воспитания людей. Отсюда использование для их оформления средств скульптуры и живописи.

Расширение контактов в области науки, литературы и искусства с зарубежными странами во время «оттепели» обогащало культурную жизнь страны.

В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.

На рубеже 80-90-х годов произошли изменения правительственной политики в духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Начавшаяся "перестройка" вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима.

Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило, в "Самиздате". Годы "перестройки" преобразили художественную жизнь страны. На страницах журналов появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий. Увидели свет произведения русских зарубежных писателей, покинувших Россию в 20-е годы.

Появились негосударственные издательства и издательские группы. Их усилиями были возвращены в литературу и философию произведения лиц, судьба которых сложилась трагически в условиях Советской России.

Стремление к философскому осмыслению прошлого коснулось искусства кино. Возникли многочисленные театры-студии. Новые театральные коллективы пытались найти свой путь в искусстве.

Итоги "перестройки" для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись "перестроечные" процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства. Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизапией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: