Книжная миниатюра

Развитие искусства периода Великих Моголов ознаменовалось не только бурным расцветом зодчества, но и расцветом миниатюры, также привнесенной в Индию из стран Среднего Востока, откуда были вывезены и мастера-миниатюристы. Могольская миниатюра была тесно связана с книгой, ею иллюстрировались главным образом дневники и мемуары правителей. В создании мастерских миниатюры на первых этапах участвовали иноземные художники, вскоре, однако, сложились приемы, характерные для индийской живописи в целом. В городах возникли мастерские, появились школы миниатюристов.

Ранняя могольская миниатюра ярка и нарядна, ее отличают четкие контуры, сочные линии, пластичность форм. При всей декоративной условности и ковровой плоскостности, присущей стилю восточной иллюстрации, миниатюристы 16 - начала 17 века стремятся к точной передаче деталей, подробному пересказу событий. Особенно популярными в конце 16 века стали историко-героические сюжеты, повествующие о битвах, походах, героических деяниях могольских правителей, а зачастую попутно рисующие и сцены народной жизни, полные метко схваченных деталей. Индийская могольская миниатюра отмечена и особым интересом к природе, миру животных. С 17 века она все больше тяготеет к изображению реальной среды и пространства, причем важную роль начинают играть пейзажные фоны. Вместе с тем нарастает и интерес к личности человека. Как следствие стремления увековечить образы правителей появляются их острохарактерные портреты, где они предстают то лукавыми, то мудрыми, то грозными, го пресыщенными жизнью. Вслед за портретами правителей стали изображать и людей более низких рангов - ученых, поэтов, слуг, придворных, проявляя подчас подлинную наблюдательность, живость оценки действительности. Заметно стремление мастеров к переосмыслению декоративных возможностей миниатюры, к устранению ее плоскостности: стала намечаться перспектива, вводиться светотеневая лепка, создаваться путем размывания красок иллюзия уходящих пространств. Однако эти поиски новых путей сопровождались утратой цветовой звучности и жизнерадостности былых образов.

К 18 веку могольская миниатюра теряет свою значимость, и с конца 17 века инициатива переходит к местным школам живописи, сохранявшим и развивавшим древние традиции стенописи и народного лубка.

Школы Раджастхана и областей Северной Индии получили условное наименование раджпутской миниатюры, которая фактически объединила весьма разные местные группы и течения. Основные ее темы посвящены богам индуистского пантеона - Шиве и Вишну, народным героям и религиозно-мифологическим персонажам. К важнейшим из них принадлежит божественный пастух Кришна, культ которого связан с прославлением сельской жизни и пастушеских племен.

Сцены любви, народных танцев, игра на музыкальных инструментах стали основным сюжетным наполнением наивной и радостной раджпутской миниатюры. Рассчитанные на более демократические круги, миниатюры местных школ проще по своему художественному строю, чем могольская миниатюра. Красочная раджпутская миниатюра, оказавшаяся ближе к народному искусству, почти на целое столетие пережила могольскую.

18 век завершил длительный и разнообразный этап развития феодальной индийской культуры. Колониальная зависимость страны пагубно отразилась на ее искусстве, надолго приостановив их поступательное развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: