Искусство средневековой Японии

Раннее средневековье

6-8 века вошли в историю Японии как время ее вступления в эпоху феодализма. Этому процессу помогало и усилившееся общение молодого японского государства с развитыми странами континента - Кореей и Китаем, откуда были восприняты формы законодательства, письменности, земельной собственности и государственного устройства. Оттуда пришел и буддизм, который, в свою очередь, помог Японии преодолеть былую родоплеменную разобщенность и установить тесные культурные связи со странами Азии. Первыми этапами раннефеодальной художественной культуры стали периоды: Асука /552-645/, названный по месту императорской резиденции, и Нара /645-794/, связанный с именем первой японской столицы.

Уже с конца 6 века в Японию хлынул поток новых художественных тем и образов, связанных с буддизмом. Началось быстрое сооружение буддийских храмов, монастырей и пагод. Тип этих построек, сформировавшийся в Китае и Корее, при перенесении на японскую почву получил свои особенности. Примером может служить самый старый из сохранившихся буддийских монастырей - Хорюдзи, выстроенного близ Нары в конце 6 - начале 7 века. Его отличала торжественная праздничность внутреннего убранства, стенные росписи со сценами буддийского рая, яркая многоцветность наружного оформления.

Самым крупным сооружением Японии той поры был храм Дайбуцудэн /»Большого Будды»/ монастыря Тодайдзи /»Великого храма Востока»/, воздвигнутый в восточной части Нары. Можно представить, какое впечатление этот храм-гигант, вместивший в себя шестнадцатиметровую статую Будды, производил на жителей тогдашней Японии. Вытянутое по фасаду на 90 метров и перекрытое двумя офомными крышами, здание достигло в высоту 50 метров, а его внутренние балки, опирающиеся на мощные древесные стволы, перекрывали внутреннее пространство в 55 метров. Все части монастыря своими размерами свидетельствовали о желании молодого японского государства противопоставить свою мощь другим державам. При этом сочетание строгой простоты и торжественности было свойственно всем храмам нарского периода.

С проникновением буддизма связано и становление японского средневекового изобразительного искусства, и в первую очередь скульптуры. В бедной камнем и подверженной землетрясениям стране не получило развития пещерное зодчество. Первые буддийские статуи привозились издалека и отражали вкусы, сложившиеся в Китае и Корее на протяжении раннего средневековья. Духовность, застылость жестов и фронтальность поз характерны почти для всех статуй конца 6 - начала 7 века. Статуи выполнялись уже не в глине, а в более прочных и удобных для перевозки материалах. Излюбленными стали бронза и золоченое дерево, излучающие в полумраке храма мягкое сияние. Из бронзы в 623 году скульптором Тори с учениками была выполнена главная святыня монастыря Хорюдзи - триада Сяка Нерай. Это небольшое / всего 86 см./ изображение божества милосердия, сидящего на троне в канонической позе в окружении двух помощников - милосердных божеств /босацу/. Пирамидальная композиция, объединенная огромным нимбом, настолько плоскостна, что воспринимается как декоративный рельеф. Ей присуща строгая симметрия, четкость линий, общая отвлеченность облика божеств с лицами, озаренными неземной, словно застывшей на губах полуулыбкой, мастером с редким драматизмом и убедительностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: