· представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
· регулирование эмоциональных состояний;
· произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
· формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
· планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы.
Механизмы воображения:
· агглютинация — создание нового образа из частей других образов
· гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей
· схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
· акцентирование — подчеркивание особенностей объектов
· типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях
|
|
Индивидуальные особенности воображения определяются:
1) степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;
2) характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;
3)в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).
Развитие воображения у младших школьников:
До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.
Продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых элементов появляются у детей после 7—8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.
Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Читая произведения художественной литературы, ребенок мысленно представляет то, о чем говорит автор.
Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.
Главное условие развития воображения ребенка - включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения -- основы всякой творческой деятельности, У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей
|
|
Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Надо не насиловать воображение, а увлекать его.
Большое значение для развития творческого воображения детей имеют различные кружки: художественные; литературные, технические, юных натуралистов. Работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результат своего труда, своего творчества. Мл. школьники с удовольствием придумывают сказки. Можно предложить им придумать рассказ по заданному сюжету, по началу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочинения по картине с каким-либо закрытым ее звеном.
Необходимо учитывать и такие особенности воображения учащихся (причем разных возрастов), которые ярко являются при работе над сочинением. Для одних детей нужна определенно и четко сформулированная тема. Другим детям мешают подсказки, ограничения. Сочинения на свободную тему такие дети начинают писать сразу, как будто в голове у них множество готовых сюжетов и образов.