Воспитание – это целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, процесс поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, обществу, труду.
Воспитание - это управление процессом формирования и развития личности.
Теории воспитания:
Биогенная теория воспитания утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием среды. Эта теория представляет пессимистический взгляд на возможности воспитания личности. Ею пользовались Фрейд, Макдауголл и др. в те годы, когда они публиковали свои работы, считалось, что значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, т.к.они являются врожденными.
Социогенная теория: все, что есть личностного в человеке возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками. Есть недостатки: некоторые свойства личности (темперамент) не могут быть воспитаны, т.к.зависят от генотипа и определяются им; существует связь болезненных состояний организма с изменениями в психологии личности больного человека (истерия, шизофрения). Поэтому не все в личности зависит от воспитания.
|
|
Цель воспитания – развитие мировоззрения, мотивов, формирование характера, черт личности, морали. Цели воспитания не являются постоянными в любом обществе. Неизменными остаются лишь общечеловеческие нравственные ценности. Именно они определяют цели воспитания. Есть и специальные социальные цели воспитания. Они соответствуют требованиям текущего момента истории общества.
Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.
Под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которого воспитатели воздействуют на воспитанников с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.
Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.
Средства: всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение+психотерапия, социально-психологический тренинг и др. Также личный пример воспитателя, образцы поведения других людей.
|
|
Средства воспитания по характеру воздействия на чел. можно разделить на прямые (непосредственное личностное воздействие) и косвенные (чтение книг).
По включенности сознания воспитателя и воспитываемого в процесс его воспитания средства делятся на осознанные (воспитатель сознательно ставит цель) и неосознанные.
Полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.
Методы воспитания касаются передачи материальных ценностей, социальных установок, чувств, норм и правил поведения. Они основаны на восприятии и понимании человека человеком. Существует много классификаций методов воспитания: (по Ильиной) объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, самовоспитания.
Воспитание связано с обучением. В ходе воспитания у учащихся складываются черты личности, мотивы, потребности, без которых невозможно успешное обучение (ответственность, аккуратность). В каждом возрасте воспитание имеет свои особенности, необходимо учитывать возрастные особенности.
Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность.
Институты воспитания: семья, школа, детсад.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Именно в семье формируется представление о себе, «Я-концепция». Семья принимает участие в формировании всех сторон личности. Дает возможности усваивать различные социальные роли. Процесс воспитания в семье очень индуализирован. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Воспитательное воздействие семьи, тем не менее, ограничено. Оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни. В этом плане школа и другие социальные институты находятся в более благоприятном положении.
В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своего времени, обучаясь с 6 7 до 16-17 лет. Там его воспитывают учителя и сверстники. Каждый новый человек, с которым ребенок встречается в школе, несет в себе для него что-то новое, и в этом смысле школа предоставляет широкие возможности для оказания разнообразных воспитательных воздействий на детей. В школе, кроме того, воспитание может осуществляться через учебные предметы гуманитарного цикла: литературу, историю и ряд других. Все это очевидные достоинства школьного воспитания. Но есть у него и слабые стороны, одна из них обезличенность. Для работников школы в отличие от членов семьи все дети одинаковы, и всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное внимание. В то же самое время мы знаем, что каждый ребенок индивидуальность и требует особого подхода, не предполагающего равное к нему отношение, как и ко всем другим. Данный недостаток может быть устранен за счет удачного сочетания семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения. Такое сочетание особенно необходимо в начальных классах школы.
|
|
Самовоспитание - это:
- анализ собственной личности с помощью самонаблюдения, сравнения себя с другими, идеалом, самооценка; выделение своих качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать; определение того, что необходимо в себе преодолеть; принятие решения о работе над собой;
- постановка цели и разработка программы деятельности - определение того, что, когда и как предстоит сделать, чтобы совершенствовать одни и устранять другие качества, достичь намеченных целей и поставленных перед собой задач;
- собственно деятельность - учебная, трудовая, профессиональная, познавательная, эстетическая, физическая - по достижению поставленных задач, совершаемая с помощью волевого усилия над собой;
- саморегуляция этой деятельности, предусматривающая самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректирование - уточнение целей и задач, поиск оптимальных средств и способов самоизменения.
Самовоспитание представляет собой сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, совершенствование себя в различных направлениях развития в соответствии с интересами общества и самой личности в духе общечеловеческих ценностей.
Активный процесс самовоспитания начинается в подростковом возрасте и продолжается в течении всей жизни человека.