Существует много различных подходов к трактовке термина «воспи¬тание». Эти различия обусловлены не только тем, в каком смысле мы упо¬требляем понятие, но и тем, с каких позиций рассматривается человек в воспитании: как субъект или как объект.
Если человека рассматривать в качестве объекта воспитания, то здесь признаются внешние воздействия, формирующие личность (тради-ционная педагогика). Человек как субъект воспитания рассматривается с позиций гуманистической педагогики.
Выделяют следующие структурные элементы в рамках понятия «воспитание». Это ценности воспитания, воспитательная среда и воспита¬тельный процесс.
Ценности воспитания - это значимые для человека и общества при¬родные, материальные и нравственные объекты или явления, выступаю¬щие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы теории, технологии и способы социально-педагогической деятельности.
Воспитательная среда - это такая организация социальной среды, ко¬гда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитатель¬ные функции.
Воспитательный процесс - целесообразно организованный процесс взаимодействия его участников (воспитатель и воспитанники), направлен¬ный на достижение воспитательных целей.
Воспитательный процесс строится на принципах гуманизма, который представляет человека в качестве субъекта жизни, имеющего право на сво¬бодное развитие и на субъект-субъектные отношения. Центральная идея гуманистической парадигмы - антропоцентрический подход и личностный подход. Идеи субъектности ребенка, свободы воспитания и развития, по¬строение субъект-субъектных отношений отстаивали Ж.-Ж. Руссо, JI.H. Толстой, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штайнер. Р. Штайнер - автор ан-тропософской теории, раскрывающей особенности системы самопознания и саморазвития индивидуальности ученика при партнерстве с учителем в двуединстве развития чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.
Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс) с экзистенци-альных позиций рассматривает принципы субъективности, свободы, выбо¬ра, самоактуализации, партнерства педагога и воспитанника.
Основные положения личностно-гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили, гуманистические концепции личностно ориентированного образования Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, К.В. Гавриловец, В.Т. Ка- буша, И.С. Якиманской, В.В. Серикова и др.
Важнейшим условие для воспитания является способность человека к саморазвитию. Оно определяется потребностями и мотивами личности. Поэтому при организации УВП очень важно создание положительной мо¬тивации, которая помогает преодолению возрастающих трудностей в ходе саморазвития, а также выработка положительной Я-концепции (представ¬лений о себе и своих возможностях).
В процессе воспитания происходит овладение духовными ценностя¬ми культуры общества и их интериоризация, т.е. преобразование внутрен¬них структур психики в определенное поведение (действие, высказывание и т. д.). Таким образом, воспитание творит культуру личности ребенка.
Воспитание строится на определенных закономерностях и принци-пах.
Закономерности воспитания:
- воспитание детерминировано культурой общества;
- воспитание и обучение - два взаимопроникающих, взаимозависи-мых процесса с определяющее ролью воспитания;
- эффективность воспитания зависит от активности человека и само¬воспитания;
- эффективность и результативность воспитания зависит от гармо-ничной связи всех структурных элементов процесса;
- воспитательный процесс - постоянная трансформация внешних воздействий во внутренние процессы личности;
- действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, инте¬ресов и возможностей личности, отношением к ней как к ценности;
- результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.
Цель и принципы воспитания сформулированы в Концепции.
Цель воспитания - формирование социально, духовно и морально зрелой личности, субъекта своей жизнедяетельности. Принципы воспитания: научности, природосообразности, культуро- сообразности, ненасилия и толерантности, связи с жизнью, открытости воспитательных систем, вариативности деятельности, эстетизации.
Если воспитание хорошо организовано, то оно приводит к формиро¬ванию способности к самовоспитанию. Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. В процессе самовоспитания осуществляется деятельность, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сло¬жившимися идеалами и убеждениями.