Топливная система предназначена для хранения, подогрева, очистки и подачи топлива в цилиндры дизеля. В систему входит топливный бак, топливоподогреватель, топливоподкачивающий насос, фильтры грубой и тонкой очистки, топливные насосы высокого давления, форсунки, регуляторы и трубопроводы с клапанами.
Топливная система обеспечивает очистку топлива от механических примесей, подачу и впрыск его в рабочие цилиндры в мелкораспылённом виде и распределение впрыснутого топлива по всему объёму камеры сгорания для лучшего перемешивания с воздухом, а также регулирование количества топлива, вводимого в цилиндры. Только при исправной топливной аппаратуре дизель работает экономично, устойчиво, без перебоев и развивает необходимую мощность.
Подача необходимого количества топлива для нормальной работы топливных насосов дизеля обеспечивается топливной системой тепловоза (рис. 1). Запас топлива на тепловозе содержится в баке 13, подвешенном к главной раме в средней части.
Топливный бак (рис. 2) сварен из листовой стали с внутренними перегородками, обеспечивающими достаточную жесткость конструкции и гашение колебаний топлива при движении тепловоза. В нижнюю часть бака вварен отстойник, в боковых стенках имеются люки для промывки внутренних полостей.
|
|
Топливо через заборное устройство 8 бака засасывается топливоподкачивающим насосом (рис. 3), который получает вращение от электродвигателя через муфту. Насос шестеренного типа – при вращении ведущей втулки 10 вращается звездочка 9.
Топливо из полости всасывания А по зазорам между зубьями перегоняется в полость нагнетания Б и далее по трубопроводу в топливный коллектор дизеля. Герметичность насоса обеспечивает уплотнение сильфонного типа.
Давление нагнетания насоса ограничивается предохранительным клапаном 8 (см. рис. 1), который сбрасывает излишек топлива в бак при давлении выше 0,25 МПа (2,5 кгс/см2).
Рис. 1. Схема топливной системы тепловоза ТЭ10М: 1 – дизель-генератор 10Д100; 2 – топливный коллектор; 3 – клапан перепускной; 4, 5 – манометры давления топлива до и после фильтра тонкой очистки; 6 – фильтр тонкой очистки топлива; 7 – демпфер; 8 – клапан предохранительный; 9 – подогреватель топлива; 10 – заборное устройство; 11 – вентиль для выпуска воздуха из системы; 12 – щуп для замера топлива; 13 – топливный бак; 14 – пробка и клапан для слива отстоя; 15, 16 – вентили; 17 – горловина заправочная; 18 – клапан аварийного питания топливом; 19 – фильтр грубой очистки; 20 – топливоподкачивающий агрегат |
Рис. 2. Топливный бак:
1 – лист торцовый; 2 – щуп для замера топлива; 3 – крышка люка;
|
|
4 – горловина залива топлива; 5 – фильтр топливного бака; 6 – лист несущий; 7, 9, 12 – верхний, нижний и боковой листы; 8 – заборное устройство; 10 – перегородки;
11 – клапан слива топлива; 13 – отстойник
Рис. 3. Топливоподкачивающий агрегат:
1 – электродвигатель; 2, 5 – штифты; 3 – шпилька;
4 – кожух; 6 – болт; 7 – плита; 8 – палец; 9 – звездочка; 10 – ведущая втулка;
11 – штуцер; 12 – заглушка; 13 – крышка; 14 – прокладка; 15 – корпус насоса; 16, 19, 22 – втулка; 17 – уплотнительная втулка; 18 – накидная гайка; 20 – пружина сильфона; 21 – сильфон; 23, 26 – полумуфты; 24 – проволока; 25 – палец резиновый
Топливо, поступающее к насосам высокого давления, проходит две степени очистки: в фильтре грубой очистки, устанавливаемом на всасывании топливоподкачивающего насоса, и фильтре тонкой очистки на нагнетательной части топливного трубопровода.
Фильтр грубой очистки топлива (рис. 4) – щелевой, двухсекционный, состоит из корпуса и двух фильтрующих секций, поджатых пружиной к корпусу и закрытых колпаками, каждый из которых станут с корпусом с помощью шпилек и стяжного болта. Для торцового уплотнения корпуса и колпаков служат паронитовые прокладки.
Фильтрующая секция состоит из двух гофрированных металлических стаканов: наружного и внутреннего, на которые навита латунная лента специального профиля. В навитом состоянии лента своими выступами с одной стороны на равных расстояниях образует между витками фильтрующую щель шириной 0,07-0,09 мм.
При прохождении топлива через фильтрующие щели частицы механических примесей, превышающие размер щели, задерживаются на наружной поверхности стаканов.
Обе фильтрующие секции работают параллельно. Направление подвода топлива указано стрелками на бонке корпуса. Стяжные болты и пробки уплотнены медными прокладками.
В топливной системе тепловоза установлен подогреватель топлива, включением которого в холодное время устраняется выделение парафина в топливе. Горячая вода из контура охлаждения дизеля проходит по трубкам подогревателя топлива в два хода (рис. 5); топливо, омывая трубки, совершает 14 ходов за счет постановки перегородок 10.
Из топливоподогревателя топливо поступает в заборное устройство (вентиль 16 (рис. 1) открыт, вентиль 15 закрыт) или в бак (вентиль 15 закрыт, вентиль 16 открыт).
В случае отказа топливоподкачивающего агрегата предусмотрено аварийное питание топливом. При этом к насосам высокого давления топливо подсасывается из бака через клапан аварийного питания 18 (конструкция которого показана на рис. 6), минуя фильтр грубой очистки. Мощность дизеля при аварийном питании составляет 2/3 номинальной.
Работа топливной системы контролируется манометрами 4 и 5 (см. рис. 1), установленными до и после фильтра тонкой очистки. Для сглаживания пульсации топлива, возникающей при работе насосов высокого давления, перед манометрами установлены демпферы вентильного типа.
Рис. 4. Фильтр грубой очистки топлива: 1 – штуцер; 2 – корпус; 3, 9, 11 – прокладки; 4 – секция фильтра наружная; 5 – колпак фильтра; 6 – секция фильтра внутренняя; 7 – проставка; 8 – пружина коническая; 10 – болт стяжной; 1 2 – пробка; 13 – фланец; 14 – пробка трехходового крана |
Рис. 5. Фильтр грубой очистки топлива:
1, 6 – штуцера; 2, 5 – крышки; 3 – болт полый; 4 – корпус подогревателя топлива;
7, 10 – перегородки; 8, 13 – прокладки; 9 – пластина охлаждающая; 11 – труба;
12 – трубная доска; 14 – бонка
Рис. 6. Клапан аварийного питания:
1 – штуцер; 2 – пробка; 3 – кольцо; 4 – корпус; 5 – шарик