Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Формальные и неформальные группы

Формирование и развитие личности, деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные, более или менее устойчивые общности, называемые группами.

Человек нуждается в общении с себе подобными и получает радость от него. Большинство активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях эти контакты кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более человек проводят достаточно много времени в непосредственной близости, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. На степень такого осознания и время, требующееся для него, влияют ситуация и характер взаимосвязи людей. Однако его результат практически всегда один и тот же. Понимание того, что о них думают и чего ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

По мнению М. Шоу, группой являются два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. Это два или более индивидуума, которые собираются вместе для достижения определенных целей, т. е. человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т. д. Соответственно строится и классификация групп.

Группы подразделяют на большие и малые.

Большие группы, в свою очередь, классифицируют на реальные (контактные) и условные (номинальные).

Реальные (контактные) большие группы образуют социальную общность, которая включает значительное число людей и существует в общем пространстве и времени. К подобного рода группам, например, относится трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив университета, где многие рабочие или преподаватели не находятся в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняются одним и тем же руководителям, придерживаются общих для всех правил внутреннего распорядка и т. д.

Условные (номинальные) большие группы выделяют и объединяют на основе некоторых признаков (половых, национальных, возрастных и др.). Люди, которые оказываются включенными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики.

Малые группы представляют собой контактные общности, связанные взаимодействием входящих в них индивидуумов и реальными взаимоотношениями между ними. Малая, или рабочая, группа является важнейшей частью любой организации. Примерами таких групп могут быть производственные бригады, различные комитеты и комиссии, экипажи самолетов, бригады хирургов и т. д.

Малые группы могут быть формальными (официальными), имеющими определенную, нормативно закрепленную организационную структуру, юридически фиксированные права и обязанности, назначенное или избранное руководство. Формальные группы создаются для решения конкретных задач. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью.

Руководство создает формальные группы по своей воле для организации производственного процесса, когда производит разделение труда по горизонтали (на подразделения) и по вертикали (на уровни управления). Как бы малы ни были эти группы, они являются формальными организациями, чья первейшая функция по отношению к организации в целом состоит в выполнении конкретных задач и достижении определенных целей. В организации существует три основных типа формальных групп: командные (соподчиненные) группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.

Командная (соподчиненная) группа руководителя включает в себя руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Типичная командная группа состоит из президента компании и старших вице-президентов. В рабочую (целевую) группу входят лица, вместе работающие над одним и тем же заданием. Хотя они имеют общего руководителя, эти группы отличаются от командных тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Руководство целевых групп считает, что они устраняют недоверие между руководителями и рабочими. Кроме того, предоставляя рабочим возможность самим думать о своих производственных проблемах и решать их, они могут удовлетворять потребности рабочих более высокого уровня. Комитет целенаправленно создается для решения определенных задач.

Все соподчиненные и целевые группы, а также комитеты должны эффективно работать как единый слаженный коллектив. Однако имеется множество факторов, влияющих на поведение отдельной личности в коллективе. Руководители этих групп не всегда считают своим долгом повышать свой личный вклад в достижение общих целей.

Организация эффективно решает свои глобальные задачи только в том случае, если каждое из ее структурных подразделений обеспечивает деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.

Выделяют также неформальные (неофициальные) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т. д.). Такие группы не являются организационной структурой, а возникают сами вследствие потребности людей в социальных контактах.

Неформальные группы подразделяют на группы по интересам и дружеские. Оба вида неформальных групп играют важную роль в удовлетворении социальных потребностей своих членов.

Группы по интересам включают в себя людей, формально не связанных по работе, но объединяющихся для решения некоторых специфических задач, например проведения совместного досуга. Дружеские группысостоят из индивидуумов, имеющих ряд общих характеристик, например: компания болельщиков одной спортивной команды или выпускников одной учебной группы университета. Их взаимодействие, не замкнутое кругом профессиональных задач, оказывает большое влияние на их поведение.

Границы между формальными и неформальными группами условны и относительны. Важной задачей менеджеров является формирование такого рода неформальных (неофициальных) групп, существование которых укрепляло бы и обогащало функционирование формальных (официальных).

Общение и деятельностьв любых группах (больших и малых) определяются и регулируются общественными отношениями, формирующими образ жизни входящих в эти группы людей, их ценности, идеалы, убеждения, мировоззрение.

Одним из признаков классификации групп является уровень группового развития ¾ характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Основой для выявления уровня группового развития является деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. С учетом этого строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: высокоразвитые группы ¾ коллективы и слаборазвитые ¾ просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации.

Формальная группа создается по воле руководства. Однако, как только такая группа создана, она становится также социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.

Неформальная группа представляет собой спонтанно образовавшийся коллектив людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных групп, эти цели являются причиной существования такой неформальной группы. В крупной организации всегда существует не одна неформальная группа. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть, поэтому некоторые считают, что неформальная организация ¾ это, по существу, сеть неформальных групп. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

У неформальных групп много общего с формальными группами, в которые они оказываются вписанными:

1) они практически организованы так же, как и формальные группы, ¾ у них имеется иерархия, лидеры и задачи;

2) в спонтанно возникших группах также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика заключается в том, что формальная группа создана по заранее продуманному плану, а неформальная является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: