К теории. кажется, стали лакомой пищей для догматиков и начетчиков от Станиславского

кажется, стали лакомой пищей для догматиков и начетчиков от Станиславского. Порой они сильно замусоривают профессиональ­ный словарь, затемняя живое восприятие наследия классика.

Свобода рассуждений В. Н. Галендеева заражает, и хочется еще раз заново поразмышлять о некоторых понятиях «системы», о за­гадках непростого, как это признано, терминологического наследия К. С. Станиславского. Например, о «словесном действии». «Сло­весное действие» — понятие, популярное у многих педагогов речи и актерского мастерства. Что же это такое? Галендеев справедливо связывает «словесное действие» с «действием» в широком смысле слова. Он напоминает, что «действие» в принципе неделимо как «единый психофизический процесс», куда входит и словесная со­ставляющая. И стоит ли в таком случае говорить о каком-то осо­бом «словесном действии», если «слово» — один из элементов еди­ного сценического действия?

Если б это было связано только с теорией! А то ведь некоторые актеры иногда так старательно напрягаются, произнося текст, так акцентируют «ударные» слова, так неестественно громчат. И все это во имя «словесного действия». Так, может быть, обойтись без него?

Конечно, нехорошо вольно обращаться с терминами, идущими от Станиславского, но ведь К.С. был гибок. Так, например, он сам отменил, по изысканию В. Н. Галендеева, один из терминов, свя­занных со сценической речью, — термин «ударное слово». Он го­ворил: «..."ударение на слове" — это неверное выражение. Не "уда­рение", а особенное внимание или любовь к данному слову». А по свидетельству Б. В. Зона, К.С. был недоволен другим своим терми­ном. Он сказал: «Зернолишний термин. Понятие, близкое к сверхзадаче. Сейчас я от него отказался»х. Отчего же не последо­вать примеру Станиславского?

Теперь коснемся взаимоотношений «слова» с другими близле­жащими понятиями «Системы»: «мысль» и «виденье».

В. Н. Галендеев приводит соображение Станиславского о том, как «мысль» и «видения» актера воздействуют на партнера, и затем цитирует: «Слово и речь тоже должны действовать, то есть за­ставлять другого понимать, видеть и мыслить так же, как говоря­щий...». Возникает вопрос: почему «тоже»? Ведь именно слова и от­ражают «видения» и выражают «мысль». Неслучайно сам же

1 Зон Б. В. Встречи с К. С. Станиславским // Станиславский К. С. Театраль­ное наследство: Материалы. Письма. Исследования. Т. 1. — М., 1955.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: