Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика. ляются.1 О наших сомнениях позже, а пока укажем на такое их раз­личие

ляются.1 О наших сомнениях позже, а пока укажем на такое их раз­личие.

«Действие» в «методе физических действий» (МФД), одно, — как мы помним, оно здесь принципиально физическое, простейшее, а в «методе действенного анализа» (МДА) оно практически дру­гое — полное, психологическое, комплексное, волевое и пр. Когда современный актер спрашивает на репетиции у современного ре­жиссера: «Что у меня тут по действию?», он имеет в виду действие из МДА, а не из МФД. Вообще, МДА, как нам кажется, более по­нятен театральным практикам, нежели МФД. «Действенным ана­лизом» пользуются многие нынешние режиссеры. И это выраже­ние — «действенный анализ» — можно услышать довольно часто. А вот чтобы кто-то из режиссеров сказал: «Я работаю методом фи­зических действий» — слышать не приходилось.

Справедливо заметить, что и эта формулировка — «метод дейст­венного анализа» — не принадлежит Станиславскому. Она принад­лежит Марии Осиповне Кпебель — его, еще более серьезной, чем М. Н. Кедров, теоретической наследнице. Исторически и это насле­дование сложилось, видимо, в последний период жизни Станислав­ского. Тогда он хотел привести в наивозможный порядок и соот­ветствие все свои поиски и размышления, в том числе, и по линии новых методологических идей. И вот, несмотря па возраст и болез­ни, он не только с азартом репетировал в Оперном театре, работал над «Тартюфом», но и набрал в 1935 году Оперно-драматическую студию. Туда-то и была приглашена им для педагогического со­трудничества М. О. Кнебель. Ей были поручены занятия сцениче­ской речью. В этой студии она работала со своим великим учите­лем до последних его дней. В это самое время она и восприняла с необыкновенной остротой и ясностью итоговые идеи Станислав­ского по анализу пьесы и роли, а также его важные итоговые идеи по репетиционному методу2. Все это М. О. Кнебель собрала воеди­но, сформулировала, отчеканила и написала впоследствии книгу3. Так выкристаллизовалась теория «метода действенного анализа» с его разведкой умом и разведкой телом, с этюдами на эпизоды пьесы. При этом обобщения Кпебель вовсе не были оторваны от практики. Одновременно с преподаванием в Оперно-драматиче-

Галендеев В. Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове. — Л 1990.

Я говорю «итоговые», потому что впервые Станиславский изложил свои новые взгляды на анализ пьесы и роли еще в «Работе над ролью. «Горе от ума» (1916-1920 гг.). См.: Станиславский К. С. Собр. соч. - Т. 4 - М., 1957.

Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли // Кнебель М. О. О том, что мне кажется особенно важным: Статьи, очерки, портреты. — М., 1970.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: