К теории. но не учим. Бывает, что-то подскажешь, когда нужно связать в ито­ге некие творческие компоненты или что-то должно приобрести

но не учим. Бывает, что-то подскажешь, когда нужно связать в ито­ге некие творческие компоненты или что-то должно приобрести, как говорил 3. Я. Корогодский, «товарный вид». Естественно, так­же, что занимаешься компоновкой, когда работаешь со студентами над спектаклем, и они это схватывают, часто что-то сами предлага­ют, но это вовсе не значит, что в момент воспитания коренных органических свойств артиста мы ставим перед собой задачу вос­питать у артиста композиционное мышление. В общем: формули­ровка «студенты сочиняют этюд» нам не подходит.

Итак, задание «наблюдение» завершается «наблюдением-этю­дом». Бывает, что возникают даже студенческие спектакли, состав­ленные из наблюдений. Знаменитый спектакль Ленинградского ТЮЗа «Открытый урок» был соткан из наблюдений. Но о работе над спектаклями такого рода чуть позже, а пока вот о чем: насколь­ко может быть зафиксирован этюд?

Мы очень укоряли студентов за то, что наш спектакль «Весе­лится и ликует», состоящий из «наблюдений-этюдов», шел неров­но, и мы сердились: «Что ж ты, Лена, у тебя так хорошо шло твое наблюдение, так хорошо ты отвечала партнерше, а теперь?...» «Ма­рина, у вас же с Ксенией раньше гораздо интереснее развивался ваш диалог в «Мамашах»... «Да, Вениамин Михайлович, сегодня получилось иначе, чем в прошлый раз». И у нас возникла попытка зафиксировать текст наблюдений. Я дал строгое задание записать все тексты, и пусть они будут точными, пусть на каждом спектакле звучат одни и те же слова. Увы, эта попытка ни к чему хорошему не привела. Девочки писали, я редактировал, подсказывал им, как точнее сформулировать ту или иную мысль персонажа... Ничего не получалось. Почему? Позднее мы поняли причину. Потому что у этих наблюдений была глубоко этюдная природа. А когда мы фик­сировали текст, мы невольно привносили в этюды элемент писате­льства, литературы. Но ведь и Марина, и Ксения знали про своих героинь больше, чем я. Они как актрисы знали что-то такое топкое и свое, что было рождено именно их наблюдением и актерской до­гадкой, а фиксированный текст - это уже догадка литературная. Поэтому я в итоге оставил их в покое, не стал вмешиваться, просил только каждый раз еще и еще проговаривать саму историю, её об­стоятельства, еще раз вдумываться в судьбы их «мамаш». Напри­мер, подумать, что делают и где находятся их мужья и т. п., — но фиксировать текст уже не просил. Одно дело сцены, написанные драматургом, а другое — этюды.

А вот еще вопрос: можно ли уравнять слова «этюд» и «импрови­зация». Пожалуй, это все-таки разные вещи. Во-первых, имирови-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: