Театр и педагогика. сделали все по-своему, и на этот раз почти каждый из вариантов был доказателен

сделали все по-своему, и на этот раз почти каждый из вариантов был доказателен. Был и веселый, беззаботный взгляд, был волшеб­ный, земной, абсурдный и т. д. И то, и другое, и третье казалось возможным. Теперь я исходил уже не только из собственного разбо­ра, но и из того, как тот или иной вариант выполняли сами студен­ты».

Это, мне кажется, важное соображение Эфроса-педагога. Это су­щественно скорректированный педагогический подход.

...Последний период творчества Анатолия Васильевича Эфроса, когда ои руководил театром на Таганке, мы затрагивать не станем даже с точки зрения интересующей пас темы. Тут возникла такая резкая дисгармония в отношениях режиссера и ряда актеров, такое нечеловеческое (и нечеловечное) напряжение, что это наряду с другими обстоятельствами стало причиной трагического финала. И тут уже не до методических рассуждений...

НЕРАЗРЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ

Как известно, «Работа актера над собой в творческом процессе пе­реживания» — важнейшая книга Станиславского. Во всяком слу­чае, это была единственная законченная им книга, которую он ви­дел в корректуре. Он получил корректуру, к сожалению, незадолго перед своей смертью, хотя он долго работал над книгой и придавал ей едва ли не решающее значение в своем литературном наследии.

Эта книга, как известно, написана в логике последовательного овладения учеником основ актерского искусства, в логике обуче­ния по элементам: сначала ты изучаешь один элемент, потом вто­рой, третий и т. д. В итоге через сознательное овладение элемента­ми актерской психотехники ты подбираешься к подсознанию. Известная формула: через сознательное — к подсознанию. Но Ста­ниславский последнего периода, находясь в сложных и даже в кон­фликтных отношениях со своим помощником Н. В. Демидовым, одновременно испытывал на себе его влияние. А Демидов к тому времени уже созрел в мысли и проверил на своей педагогической практике, что подсознательное творчество ученика начинается в са­мом начале обучения, то есть, с первых шагов в школе. И вот Ста­ниславский в последней шестнадцатой главе своей книги, вероят­но, после бесед с Демидовым пишет, что ему хотелось бы дать ученику с первых шагов почувствовать вкус отдачи себя подсозна­нию.

Причем, Названов (наиболее вдумчивый ученик преподавателя Торцова) говорит, что он понимает особую важность этого «добав-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: