Сущность права

42. Причины множественности правовых теорий.

43. Основные типы правопонимания. Современные теории права не имеют единого понимания сущности права, что обусловливается такими факторами, как сложность права, многообразие его проявлений в обществе; влияние на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы; наличие различных исходных философских и методологических оснований.

Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли явл трактовки права, данные представителями естественной, психологической, исторической, позитивистской, соц теорией права, философией права и марксизмом. Согласно теории естественного права (Гоббс, Локк, Монтескье и др.), в обществе сущ 2 права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Благоприобретенные права устанавливаются гос в форме законов и иных НПА. В основе этого права лежат права человека. Иную трактовку права дают основоположники марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс весьма четко различали право и закон. Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такой способностью обладал класс, который экономически и политически господствовал в обществе. С помощью закона этот класс закреплял собственные интересы и потребности и пытался их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы. Все ранее существовавшие гос закрепляли и проводили в жизнь право эксплуататорских классов: рабовладельцев, феодалов, помещиков и буржуазии. Рабы и крестьяне не были способны по объективным и субъективным причинам взять гос власть в свои руки и реализовать свое право в форме законов. Только пролетариат может осознать свои классовые интересы, объединиться в борьбе за свои экономические и политические права и взять гос власть в свои руки. Лишь при этом условии он обеспечит полное и последовательное проведение пролетарской меры свободы, пролетарского права в форме законов. Пролетарское право одновременно будет правом всех трудящихся в обществе масс, т.е. более демократичным, нежели буржуазное и любое иное эксплуататорское право. Однако пролетарское права, по-прежнему не будет всеобщим. Провозглашенное им равенство в экономической сфере реально будет осуществлено на более высоком этапе развития общества, обладающего производительными силами, способными в полной мере удовлетворить потребности всех своих членов. Но в таком обществе не будет классов. Соответственно, отпадет потребность и в гос, и в присущем ему способе закрепления общеобязательных правил в форме закона или иных нормативно-правовых актов.

44. Основные правовые концепции.

45. Принципы права. Принципы права – это основополагающие начла, отправные положения, руководящие идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе. Принципы: принцип общеобязательности норм права для всего населения; принцип разделения правовой системы гос на публичное и частное право; принцип непротиворечивости норм, составляющих действующую систему права и приоритет закона перед иными НПА; принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением; принцип соц свободы равенство перед законом и судом, равноправие; принцип законности и юр гарантированности прав и свобод личности; принцип справедливости; принцип юр ответственности только за виновное противоправное поведение; презумпция невиновности; принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юр ответств и гуманность наказания, способствующего исправлению осужденного.

46. Функции права. Выделяют 2 группы критериев классификац функций права – внешние и внутренние. Внешние: политич, экономич, идеологическая. Внутренние: регулятивная, охранительная. Под регулятивной функц понимают нормативное закрепление общественных отнош, их организационное оформление. Под охранительной понимают действие права нацеленное на охрану общественных отнош. Воспитательная направлена на убеждение населения в справедливости закрепленных в НПА основ общественного строя, необходимости его укрепления и развития.

47. Проблема аксиом в праве и юридической науке. Правовые аксиомы – это юр значимые положения, принимаемые без особых доказательств в силу признания их истинности и практической целесообразности. К ним можно отнести положение о том, что закон обратной силы не имеет, что в юр споре должны быть выслушаны обе стороны, что нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение и др. Правовые аксиомы закрепляются в законодат и имеют нормативное значение.

48. Понятие и признаки правовой нормы. Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционируемое гос, направленная на урегулирование общественных отношений. Признаки норм права: общеобязательность, формальная определенность, связь с гос, регулирование общественных отношений, исполнение права, динамизм.

49. Стадии формирования правовой нормы.

50. Классификация норм права. Классификация: по функциональной роли (исходные, специальные, общие), по назначению (регулятивные, охранительные), по форме предписания (обязывающие, запрещающие, управомочивающие, поощрительные), по юр силе (законодательные, подзаконные), по времени действия (временные, с обратной силой, постоянные), по кругу лиц (общие, специальные), по предмету правового регулирования (конституционные, гражданские, уголовные, административные).

51. Нетипичные правовые нормы.

52. Структура норм права. Это внутреннее строение нормы, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов. Структура состоит из 3-х элементов: 1. Гипотеза – это условие при наличии или отсутствии которого начинает действовать правило поведения. 2. Диспозиция – это само правило поведения, права и обязанности участников. 3. Санкция – это последствия за совершенные противоправные деяния.

53. Способы изложения норм права в тексте НПА. прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно, и в очевидной взаимосвязи друг с другом; отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта; бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье или законоположению (как при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности (правилам международного договора и т.п.). В данном случае статья является своего рода «бланком», который заполняется другим законом, другим источником права.

54. Эффективность правовой нормы. Правовой эксперимент.

55. Понятие источника (формы) права. Формы права – это способы закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юр силы. Источн права: НПА; правов обыч; нормат договор; юридич прецедент; религиозные тексты; доктрина права; общие принципы права. НПА – это официальный письм док уполномоченного на то органа направленный на урегулирование общественных отнош. Нормат дог – это соглашение между различными субъектами права в кот содержатся нормы права. Доктрина права – это научно-обоснованное положение, разъяснения, ученых юристов используемые в кач основы для разрешения конкретных юридич дел. Общ принц права – это руководящие начала правовой системы гос и применяемые в случае отсутствия нормативного регулирования.

56. Правовой обычай. Правов обыч – это исторически сложившееся и вошедшее в привычку, правило поведения официально признанное гос в качестве правовой нормы. Правовой обычай явл господствующим источником права в рабовладельческом и феодальном обществах. Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев получила название обычного права. (Законы 12 таблиц, Законы Драконта, Русская правда). После обычного права господствующим источником становится правовой обычай. Однако оно используется и в современных правовых системах США, Великобритании, ФРГ, в мусульманском праве. Велико значение обычая в развивающихся странах Азии, Африки и Океании.

57. Канонические нормы как источник права. Религиозные тексты – это правило содержащееся в религиозных книгах и явл общеобязат для определенного круга лиц. Церковн нормы занимали значит место среди норм феодального права. Догматы церкви распространялись на духовных лич и на всех членов общества. Суды руководствовались их предписаниями. Постепенно сфера действия норм церковного права сужалась за счет усиления светской власти. В наст время они явл источниками права в мусульманских религиозных книгах. Осноым источником мусульманского права явл Коран и некоторые др священные писания.

58. Правовой прецедент. прецедент – это судебное решение на основании котор впоследствии решаются аналогичные дела. судебный прецедент, который признавался еще в Древнем Риме (преторское право), был распространен в средние века. В наст время он является важным источником права в государствах, где действует англосаксонское общее право (в Великобритании, США, Канаде, Австралии). Признание прецедента источником права означает признание у суда правотворческой функции. Суд может создавать прецедент как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии, Прецеденты устанавливаются не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями. юридический прецедент (судебный или административный) - это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) прирассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юридическим правилом.

59. Договор нормативного содержания. Нормат дог – это соглашение между различными субъектами права, в кот содерж нормы права. Этот источник известен давно. Нормат дог заключались между феодалами в сре века. В наст время применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в междунар праве.

60. Правовая доктрина. Доктрина права – это научно-обоснованное положение, разъяснения, ученых юристов используемые в кач основы для разрешения конкретных юридич дел. Они явл источником права на определ исторических этапах. Напр, научные труды римских юристов (Папиниана, Гая, Ульпиана). В наст время они не явл источниками права, но они явл источниками юр знаний и играют большую роль в развитии правовых систем.

61. Нормативно-правовой акт. НПА – это официальный письменный док уполномоченного на то органа содержащий правовые нормы. В старнах с романно-герм правовой системой НПА явл основным источником права, а также в тех странах где главенствующее место занимает юр прецедент. Система НПА явл разветвленной. На верхней ступеньке – конституции и иные законы гос. В демократич гос иные НПА находятся в соподчиненном положении и явл подзаконными.

62. Источники права в РБ. Констит. Декрет През - НПА Главы гос, имеющий силу закона. Указ През - НПА Главы гос, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий определ правовые нормы. Пост палат Парламента - Нац собрания - НПА, принимаемые палатами Парламента - Нац собрания в случаях, предусмотренных Констит. Постановление СовМина - НПА Правительства. Акты Конституц Суда, Верх Суда (пост Пленума Верх Суда), Высшего Хоз Суда (пост Пленума Высшего Хоз Суда РБ), Ген прокурора РБ - НПА, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений. Пост республ органа гос управления и Нац банка - НПА, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение НПА большей юр силы. Регламент - НПА, принятый Главой гос, органами законодат, исполнит, судебной власти, а также органами мест упр и самоупр и содержащий совокупность правил. Инструкция - НПА, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отнош. Правила - кодифицированный НПА, конкретизирующий нормы более общего характера. Устав (положение) - НПА, определяющий порядок деят гос органа, а также порядок деят гос служащих. Приказ - НПА функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республ органа гос управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере гос управления. Реш органов мест упр и самоупр - НПА, принимаемые местными Советами депутатов, исполнит и распорядит органами в пределах своей компетенции с целью реш вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответств территории.

63. Понятие системы права и системы законодательства. Их соотношение. Система права – это обусловленная общественными отношениями внутренняя организация права представляющая собой единство структурных элементов. Признаки системы права: носит объективно обусловленный характер; иерархия структурных элементов – соподчиненность; единство и целостность структурных элементов. Структурой элемента явл: Нормы права – это определ правило поведения установленное гос для урегулирование отношений; институт права – это группа норм права, регулирующих определ общественные отнош; Подотрасль –это совокупность норм и институтов регулирующие близкие и обособленные общественные отнош; отрасль права – это совокупность правовых норм, институтов, подотраслей – регулирующих крупную группу однородных обществ отнош. Система законодат: понятие, основание построения. Система законодат – это совокупность законов и подзаконных НА, явл формой выражения юр норм. это совокупность НПА расположенных в иерархичной последовательности. Система законодат представляет собой внешнюю форму выражения системы права. Норма – статьи НПА; Институт – Глава, раздел; Подотрасль – Раздел, либо часть НПА Система права и система законодат выступают как 2 основополагающих момента права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Содержание находит свое выражение в форме, которая выступает способом сущ и выражения содержания. Система права - это внутренняя, структура права, состоящая из норм, институтов и отраслей права и соответствующая характеру регулирующих ею общественных отнош. Система законодат - это внешняя форма права. Внутренняя и внешняя формы права неразрывно связаны между собой, не существуют друг без друга.

64. Общая характеристика отраслей права в РБ. Отрасль права - это совокупность правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу сходных отнош, напр: брачно-семейных, имущ и др. Отрасль права - крупное подразделение системы права. Система права складывается из отраслей, а отрасли из подотраслей, институтов и норм права. Древнеримские юристы различали право частное и публичное. В наст время к публичному праву относят: конституц, адм, финансовое, зем, уг и ряд др. Публичное право регулирует отнош гос с гражданами и др субъектами права. Систему частного права составляют граж, семейное, отчасти трудовое. В сфере частного права господствуют личные интересы граждан и частных объединений. Такое деление права явл необходимо для установления предела вторжения гос интересов в сферу частного права. В системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли права. Материальные отрасли - конституц, адм, уг, труд, семейное и др - определяют права и обяз субъектов. Процессуальные отрасли - уг-процессуальное, граж-процессуальное - устанавливают порядок рассмотрения уг и гражданских дел. Система права РБ состоит из следующих отраслей: Констит право – это отрасль, нормы кот закрепляют основы гос и обществ строя, порядок формирования органов гос власти и управления, основные права, свободы и обяз граждан. Адм право - это отрасль права, кот регулирует отнош, складывающиеся в процессе гос управления. Финансовое право - это совокупность норм, кот регулируют отнош по накоплению и распределению гос финансов. Зем право - регулирует отнош, складывающиеся по поводу владения, пользования и распоряжения землей. Граж право - регулирует имущ отнош и некоторые личные неимущ отнош. Труд право - это система норм, кот регулируют труд отнош рабочих и служащих с нанимателем. Сем право - регулирует брачно-сем отнош, связанные со вступлением в брак, его прекращением, алиментированием и усыновлением. Уг право - регулирует обществ отнош, возникающие в связи с совершением деяний, предусмотренных Уг кодексом. Уг-исполнит право - это отрасль, нормы кот регулируют условия и порядок отбывания наказаний. Уг-процесс право составляют нормы, регулирующ порядок производства по уг делам. Гражданско-процессуальное право устанавливает порядок судебного разбирательства и др процессуальных действий по граж делам. Обособленное место в системе права занимает международное право - частное и публичное. Эта отрасль не входит в систему внутригос права, так как устанавливается соглашением разных гос.

65. Право частное и публичное: проблема дуализма. В системе права выделяют 2 крупных блока - частное и публичное право. Частное право включает нормы, регламентирующие отнош и защищающие частные интересы граждан и негос объединений. К частному праву относятся отрасли граж права, трудовое, предпринимательское, авторское, жилищное, сем право. Сердцевиной частного права выступает гражданское право. Публичное право составляют нормы, регулирующие отнош гос, его органов с гражданами и др субъектами права и обеспечивающие общественно значимые интересы. В системе публичного права выделяют следующие отрасли: конституц право, адм, финансовое, уг право, граж процессуальное право, уг-процессуальное право и т.д. Публичное право выражает гос, межгосдарственные и общественные отнош. Критерии различения публичного и частного права: 1) Интерес. Публичное право для удовлетворение общественных, гос интересов. Частное - на удовлетворение личных, частных и корпоративных интересов. 2) Предмет правового регулирования. Для публичного права - устройство и функционирование гос и его институтов. Частное право регулирует имущ-стоимостные отнош и личные неимущ отнош, кот возникают по поводу духовных благ и связаны с личностью их участников. 3) Метод правового регулирования. В публичном праве гос органы могут предписывать субъектам права определенные варианты поведения, требовать их исполнения. В частном праве действует метод координации. Все отнош строятся на принципах равноправия субъектов права. Они возникают, изменяются и прекращаются по их волеизъявлению. 4) Субъектный состав. Публичное право регулирует отнош частных лиц с гос, а также между гос органами. Нормы частного права регулируют отнош между собой частных лиц. Следовательно, между частным и публичным правом сущ тесная взаимосвязь. Их разграничение в определенной степени условно и явл необходимой предпосылкой для установления границ сферы частного права, кот обеспечивают защиту прав и интересов граждан и их объединений от вмешательства гос интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: