double arrow

Профессиональная этика


11. Педагогическая справедливость…

11.1Справедливость- одно из самых общих понятий морального сознания. Общее понятие справедливости отражает соответствие между ролью отдельных людей, групп, и их реальным положением, которое отвечает или нет прогрессивным идеалам общества. По отношению к отдельным людям и коллективам понятие спра­ведливости более конкретно. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной зрелости (доброты, честности, принципиальности и т.д.).

11.2.Существует прямая связь между терминами «справедливость» и «добро». Нет добра без справедливости. Справедливость измеряется, добро же - безмерно. Справедливость учителя прояв­ляется в оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности.

Существует понятие «справедливый педагог». Это лучшая похвала любому учителю и даже больше чем похвала, так как - это уважение и признание его ума и человечности, принципиальности и требовательности. В оценивании успехов каждого из учеников учитель обязан учесть то обстоятель­ство, что усилия детей в овладении знаниями неодинаковы. Ученики считают справедливым того учителя, который требователен ко всем. Значит ли это, что педагоги должны использовать одну и ту же методику в оценивании учеников? Справедливее было бы учесть динамику роста каждого учащегося в отдельности. Справедливый учитель во взаимодействии с детьми руководствуется принципом: ко всем одинаково и с каждого по-разному. Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Ничто так не тормозит нравствен­ное развитие личности учащегося, как несправедливость учителя. Несправедливость, допущенная по отношению к ученикам со стороны педагога, может спровоцировать конфликт, ожесточенность школьника, направленную против педагога и учебного заведения.




Иногда учитель позволяет себе строить отношения с учениками, опираясь на законы психологии аффекта. Такой учитель, по сути, не способен благотворно воздействовать на моральный облик ученика и перестает быть эффективным педагогом.

Последствия переживаний ученика по поводу несправедливости учителя, его «эмоциональной толстокожести» могут быть самыми негативными. Если учитель не будет учитывать потенциал каждого ученика, то оценка, выставленная учителем ученику, окажется антистимулирующей, а значит - несправедливой. Завышенная оценка спо­собна развращать некоторых учеников, тогда как заниженная отметка может порождать чувство неполноценности, неуверенности у опреде­ленного контингента учащихся. Справедливость предполагает требо­вательность. Но всячески исключает чрезмерную строгость, раз­драженность, грубость, повышенную тональность и др. Требовательность хороша тогда, когда она не имеет никаких приз­наков истерии. Выдающийся педагог Я. А. Коменский сравнивал воспитателя, применяющего грубый окрик как средство исправления ребенка, с музыкантом, который исправляет свой расстроенный инструмент кулаками вместо того, чтобы пустить в ход слух и осто­рожно настроить этот инструмент. Справедливость в педагогике также ничего общего не имеете вседозволенностью и игрой в чело­веколюбие. Ученики, которых «подкупает доброта» некоторых учите­лей, по истечению времени разочаровываются в них, расцениваются ими как проявление нетребовательности, а значит и несправедли­вости.



11.3. «Ярлыки», которые учителя «присваивают» своим ученикам определяют во многом то, как хорошо они смогут учиться. Сущест­вует концепция самоподтверждающихся пророчеств.

Чтобы подтвердить, какой большой вклад могут внести учителя в развитие положительной самооценки и веры в себя у ребенка, приведем результаты одного эксперимента. Этот опыт, проведенный в американской школе Р. Розенталем, стал классикой. Состоял он в следующем. Психолог протестировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка фамилию каждого пятого ученика независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. А в конце года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог высоко оценил как наиболее способных, действительно учились лучше других. Результаты этого эксперимента продемонстрировали зависимость развития интеллекта ученика от особенностей отношения к нему в процессе педаго­гического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по двум направлениям:



♦ первое - учитель верил, что ребенок, в самом деле способный и начинал различать в нем потенциал, который раньше оставался незаметным. Открыв такие способности, учитель неоднократно давал ученику позитивную вербальную оценку, а похвала стимулировала положительное отношение ребенка к себе, веру в свои силы;

♦ второе - веря в потенциал ребенка, учитель и в учебном процессе рассчитывает на ребенка как на наиболее способного. Это отра­жается в его общении с учеником уже не только на вербальном уровне, но и невербальном, в организации такого взаимо­действия, которое позволяет эффективно развивать эти способ­ности.

Итак, если учитель относится к ребенку как к способному, ответ­ственному, дисциплинированному человеку и дает ему это понять - он создает предпосылки для того, чтобы ученик и в самом деле таковым становился. В противном случае при отрицательном отно­шении к ребенку запускается тот же механизм самореализующегося предсказания, но в обратную сторону. Педагог заложит основу будущего комплекса неполноценности у ребенка. Ученик будет относиться к себе плохо, а значит и к окружающим его людям.







Сейчас читают про: