double arrow

Методы формирования сознания


Основная функция этих методов - усвоение воспитанниками знаний о правилах и нормах поведения, - вообще знаний этических, эстетических, экологических, политических и других с целью убеждения воспитанников в правильности одних отношений людей к объектам реальности и неправильности других.

Использование примера - формирование определенного отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца. Пример используется в воспитании людей всех возрастов, но чаще всего в работе с младшими школьниками. В воспитании используются примеры родителей, близких людей.

Чтобы пример приводил к ожидаемому результату, нужно соблюдать такие требования: - в качестве примера следует приводить поступки, качества уважаемого воспитанниками человека; - пример должен приводиться авторитетным для воспитанников человеком; - раскрываемый образец поведения должен пониматься как вполне определенная часть идеала; - приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности воспитанника, быть приемлемым для использования в настоящем; - не должно быть слишком большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребенка, его возможностями освоения образца; - не следует часто использовать один и тот же пример; - воспитатель сам должен обладать качеством или воспитывать у себя качество, которое приводит как примерное.




Рассказ - сообщение о поступке, поучительной истории с целью пополнить знания воспитанников о нормах и правилах поведения, об опыте поведения людей в различных ситуациях и вызвать стремление следовать хорошему и избегать недостойного. Много поучительных рассказов для детей составили К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Особая воспитательная ценность этих рассказов заключается, в частности, в том, что в них нет прямого, навязчивого поучения. Большие воспитательные возможности заключены в народных сказках.

Беседа - обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий, этических, эстетических норм, теорий и т.п. Используется беседа в воспитательной работе с воспитанниками всех возрастов и может проводиться с одним воспитанником - индивидуальная, группой - групповая, всем классом - коллективная, фронтальная. Тема беседы может быть определена заранее или вызвана срочной необходимостью обсуждения поступка, события.

При подготовке к беседе и ее проведении следует учитывать такие требования: - содержание беседы должно быть интересным для детей, близким их опыту; - дети должны иметь возможность не только отвечать, но и спрашивать, высказывать свои мнения;- не следует слишком быстро отвергать и осуждать неправильные мнения и суждения детей; - нужно учитывать характер взаимоотношений между детьми; - после беседы полезно создать условия для деятельности детей в соответствии с основными выводами беседы (конечно, и те требования, которые сформулированы к беседе как дидактическому методу, весьма актуальны).



Диспут (дискуссия) - активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы. Этот метод используется в работе со старшеклассниками. Готовится диспут, как правило, заранее. Дней за десять объявляется тема, основные вопросы. Важно, чтобы в коллективе были противоречивые мнения по обсуждаемой теме, чтобы тема волновала большинство учащихся, была связана с их переживаниями. В ходе диспута необходимо добиться активной*» его участников в выражении собственных мнений и уважительного отношения к мнениям других. По результатам диспута нельзя принимать каких бы то ни было решений, не следует осуждать участников за неправильные суждения.

Лекция - глубокое доказательное раскрытие воспитателем (лектором) какой-либо нравственной, эстетической, политической или другой темы в старших классах в течение более продолжительного времени, чем обычно отводится на разъяснение или рассказ.







Сейчас читают про: