double arrow

Методы организации деятельности


Приучение - побуждение воспитанников к систематическому выполнению определенных действий и выполнение этих действий с целью формирования навыков и привычек правильного поведения. Применяется этот метод в воспитании детей с самого раннего возраста с целью выработки привычек в определенное время укладываться спать, умываться, убирать игрушки, быть вежливым и т.д.

Начинается приучение с показа образца действия и формирования положительного эмоционального отношения к нему. Затем ребенку оказывается помощь в овладении действием, постоянно стимулируется выполнение этого действия (ребенку напоминают о необходимости выполнения действия, одобряют за сделанное).

Условиями эффективности приучения являются следующие: - выполняемое действие должно быть полезным для воспитанника и по возможности полезность его должна быть понятна ребенку;- действия должны выполняться на основе привлекательного образца; - для выполнения действия должны быть созданы благоприятные условия; - действия должны выполняться систематически (всегда при сочетании необходимых обстоятельств), контролироваться и поощряться воспитателем, поддерживаться сверстниками (коллективом); - по мере взросления действие должно выполняться на основе осознаваемого нравственного требования как один из этапов достижения определенного идеала.




Упражнение - многократное совершение определенных поступков на основе осознанной нравственной нормы. Используется этот метод в воспитании учащихся среднего и старшего возраста и является логическим продолжением приучения. Строго разграничить приучение и упражнение невозможно, как невозможно и определить, в каком возрасте следует начать применять упражнение: это зависит в большей степени от уровня общего развития воспитанников, их воспитанности.

Основные условия эффективности использования метода упражнения:

- систематичность упражнений; - анализ и самоанализ результатов;

- поощрение воспитателем и одобрение коллективом совершаемых поступков, их общественное одобрение; - выполнение поступка на основе осознанного нравственного идеала.

Поручение - определение воспитанникам и выполнение ими разнообразных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности. Поручения бывают постоянные и временные, индивидуальные, групповые и массовые. Широко применяется этот метод в детских общественных организациях. Высокую воспитательную эффективность поручения имеют при следующих условиях: - понятность личностной и общественной значимости поручения; - соответствие возможностям и интересам учащихся; - возможность воспитанникам при выполнении поручения проявить инициативу, выступить в роли организаторов; - педагогический контроль выполнения поручения; - обсуждение результатов выполнения поручения, одобрение успехов воспитателем и коллективом.



Создание воспитывающих ситуаций - формирование обстановки, системы отношений, которые вынуждали бы ребенка (или группу, коллектив) совершить определенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника (воспитанников). Например, включение конфликтующих учеников в одну спортивную команду, в одну трудовую бригаду заставляет их сотрудничать, поддерживать друг друга, что «гасит» конфликт.

Требование - прямое эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника и выполнение воспитанником соответствующего поступка или соблюдение конкретного правила поведения. Требования бывают прямые (указание, приказание) и косвенные (совет, намек, просьба), как форма коллективного требования выступает общественное мнение. Применение требования эффективно при следующих условиях: - требование должно быть выполнимым; - предъявленное требование должно быть выполнено; - в требованиях воспитателей должно соблюдаться единство; - выполнение требования должно поддерживаться коллективом и одобряться воспитателем;

- требования должны осознаваться воспитанниками как общественные.







Сейчас читают про: