Учитель в современном обществе. Структура педагогической деятельности. Профессиограмма как идеальная модель учителя. Профессиональная компетентность учителя начальной школы

Учитель реализует принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в соответствии с требовательностью к нему.

Личностные качества учителя: вера в положительные рез-ты воспитания, в стремление ученика быть лучше, развивать это стремление.

основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов:

-умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои "образовательные дыры";

-уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;

-уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

-уметь "инсценировать" учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;

-владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;

-использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;

-уметь организовать понятийную работу детей.

-воспитании учащихся.

Профессиональная компетенция:

Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.

Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.

Коммуникативная – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.

Структура пед деятельности: воспитательная деятельность – нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое. обучающая деятельность - мотивация к учебе, усваивоение новых знаний умение работать в группе и самостоятельно., и развивающая деятельн.: развитие познавательного интереса, умение: находить информацию, общаться, решать проблемы и др.

Профессиограмма учителя начальных классов. Специалист, осуществляющий учебную и воспитательную работу в начальных школах, в соответствии с образовательными стандартами.

Профессиональная обязанность учителя - проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение учениками новой информации, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу.

Цель образования - обучение,развитие и воспитание ученика.

Важные личностные качества учителя:

· склонность к работе с детьми;

· высокая степень личной ответственности;

· самоконтроль и уравновешенность;

· терпимость, безоценочное отношение к людям;

· интерес и уважение к другому человеку;

· стремление к самопознанию и саморазвитию;

· находчивость и разносторонность;

· тактичность;

· целеустремленность;

· артистизм;

· требовательность к себе и другим;

· наблюдательность (способность) увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов).

Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Специфичность форм и методов взаимодействия ДОУ и начальной школы на этапе предшкольного образования. Требования ФГОС ДО к организации образовательного процесса в предшколе.

Поступив в школу, ребенок впервые начинает заниматься систематической общественно значимой деятельностью — учением и выступает как член большого детского коллектива. Подготовка к этому новому этапу перспективно ведется в детском саду.

Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития

Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:

На дошкольной ступени:

Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих способностей;

Развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.

На ступени начальной школы:

Физическая культура ребёнка.

Познавательное развитие и социализация соответствующие возрастным возможностям.

Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.

Сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене школы. Существенно различаются ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы. У них разные права, обязанности, предписанные различными нормативными документами (программами, инструкциями и т.д.). Если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной атмосферы тепла и заботы, способствующей физическому, духовному и нравственному развитию детей; то от учителя в первую очередь требуют, чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал; для контроля освоения используется пятибалльная система отметок.

Специфика методической работы в программе сотрудничества ДОУ и начальной школы:1. Реализация методического подхода. Тесное взаимодействие в организации учебно-воспитательной работы. Компетентность учителей и воспитателей, совершенствование профессиональной деятельности. 2. Учет возрастных особенностей детей. 3. Информационное обеспечение учебно-воспитательной работы через создание отчетов, публикаций, и т. д. 4. Совместная методическая работа учителя и воспитателя по предшкольной подготовке.

Дошкольный и младший школьный возраст, зависимостот влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребёнка на каждом новом для него этапе включает три фазы:

- адаптацию, т.е. усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и детей друг с другом;

- индивидуализацию, т.е. стремление ребёнка выделиться среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, в том и другом случае ориентированных не столько на оценку других детей, сколько на учителей и воспитателей;

- интеграцию, т.е. согласование неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную личность с готовностью взрослых принять в нём только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения перехода ребёнка на новый этап общественного воспитания – в школу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: