Методические указания к практическим (семинарским занятиям)

В современной системе образования ведущее положение занимает грамотный педагог, владеющий в совершенстве теоретическими и организационными основами педагогической деятельности. Именно успешная работа педагога во многом определяет совершенствование интеллектуального потенциала общества, его духовно-нравственное становление и развитие. Профессиональное становление педагогов приобретает приоритетное направление в теории и практике воспитания, обучения и образования детей. Вариативность образования обусловила необходимость поиска новых подходов к содержанию и методам подготовки бакалавра.

Программа по педагогике построена на концептуальной идее целостности и гуманизацию педагогического процесса. Современные подходы к педагогическому знанию предполагают разработку данного курса в единстве его теоретической и технологической сторон.

Исходная позиция современной образовательной парадигмы высшей школы – понимание образования как функции культуры, как универсального способа ее сохранения и развития – выдвинула в качестве кардинальной проблему саморазвития и самоактуализация студента в образовательном процессе. Создание творческой позиции студента в обучении становится базовым условием подготовки будущего специалиста в области дошкольного образования. Вот почему самостоятельная работа студентов является ведущим фактором личностного и профессионального становления педагога.

Критериями подготовленности студентов к семинарскому занятию являются:

· знание темы, рекомендованной основной и дополнительной литературы, точное и правильное конспектирование первоисточников в соответствии с планом семинара и предлагаемыми вопросами для обсуждения;

· подготовка по каждому вопросу плана и выбор проблемы для развернутого индивидуального выступления или обобщения материалов, над которыми работала творческая группа;

· психологическая готовность каждого участника семинара к выступлению и участию в общей дискуссии.

Подготовка к семинарским занятиям строится на самостоятельной работе студентов с учебником, учебными пособиями, материалами хрестоматий и первоисточниками. При этом выделяются различные формы записей результатов анализа изучаемых статей, работ, трактатов, рукописей и других материалов, используемых для выполнения поставленных учебных задач.

Составление плана предполагает выделение студентом структуры и общей логики работы (статьи, трактата, первоисточника и т.д.), что способствует более углубленному пониманию текста, систематизации и обработке изучаемого материала. План статьи или какой-либо работы представляет собой своеобразный перечень основных мыслей, идей, их оглавление. Для составления плана следует разделить текст на части, каждая из которых должна охватывать определенную проблему или вопрос, поднимаемый автором. Затем необходимо озаглавить каждый пункт плана и пронумеровать заголовки. Эта система работы с текстом представляет собой простой план. Если каждый пункт плана разбивается на частные вопросы и подзаголовки, то результатом является сложный план. При составлении плана особенно важно выделять основные мысли или идеи автора, располагать их в логическом порядке и подбирать соответствующие заголовки к выделенным частям. Планы приобретают особую значимость при подготовке устных выступлений на основе анализа текстов и материалов.

Тезисы представляют собой кратко сформулированные основные положения статьи, работы, книги, трактата. Если план перечисляет вопросы, не раскрывая их, то тезисы, кратко передавая содержание материала, расшифровывают основные идеи и мысли автора. Составление тезисов требует определенных умений, среди которых наиболее важным является способность к обобщению и систематизации идей и мыслей, сформулированных в работе.

При составлении тезисов необходимо освоить прочитанный материал, осознать основные положения и логику их изложения, разбить материал на части и в краткой форме расшифровать каждый структурный раздел. Возможна нумерация тезисов.

Тезисы подразделяются на текстуальные (цитатные) и свободные. При составлении свободных тезисов особенно важно придерживаться стиля и терминологии автора для более точной передачи сути текста. При цитировании необходимо обязательно указать авторство цитаты, название работы, издательство, год издания и страницу, откуда взята цитата.

Характер тезисов зависит также от особенностей выполняемой работы:

тезисы как обобщение и вывод из изученного и проанализированного материала;

тезисы как основные положения и их обоснование, используемые при подготовке устного доклада или сообщения.

Выписки являются дополнением к тезисам. Поскольку тезисы не содержат ни объяснений, ни доказательств, то выписки позволяют дополнить тезисы фактами и аргументами. Выписки делают, как правило, на отдельных карточках. Текст выписки берется в кавычки, полностью указывается источник. При составлении выписок и ведении записей рекомендуется использовать красную строку, выделение цветом, римские и арабские цифры, буквы алфавита и т.д.

Конспект - один из основных видов работы с первоисточниками, представляет собой краткий очерк, обзор, изложение материала и включает основные мысли и идеи работы, изложенные в порядке их взаимосвязи. Конспектирование текстов проводится после их тщательного анализа и полного изучения (прочтения). Конспектирование способствует логизации мышления студентов, позволяет научиться точному и краткому выражению мыслей.

Конспект педагогического произведения должен отвечать ряду требований:

краткости, т.к. сам термин «конспект» означает краткое изложение какого-то выступления, произведения и т.д. (размер конспекта доставляет 7-10% от размера первоисточника);

ясности, которой при сокращении изучаемого произведения в процессе конспектирования необходимо добиваться. Для этого необходимо некоторые положения автора формулировать своими словами.

полноты и точности, которые не должны противоречить требованиям краткости и ясности. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений произведения, воспроизводящих авторскую логику изложения. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках, терминологии и стилистике автора, делая ссылки на страницу, откуда была взята цитата.

При конспектировании немаловажно делать определенные записи и пояснения, отражающие собственное отношение к тем или иным идеям и мыслям, высказанным в тексте; возможна формулировка возникающих по мере конспектирования вопросов и замечаний.

Оформлять записи рекомендуется по такой форме. Лист тетради делят на две части: слева 1/3 листа, где записывается план конспектируемого произведения; справа 2/3 листа, где записываются тезисные ответы к этим пунктам плана. Такая форма записи дает возможность впоследствии делать дополнения, исправления, замечания, уточнения.

Различают два вида конспекта. Простой конспект представляет собой сплошную запись без оценки и анализа текста. Составление сложного конспекта требует более высоких аналитических умений работы с первоисточниками, так как необходимо расчленить текст на отдельные смысловые части, критически проанализировать и обобщить представленный материал.

Возможно составление конспекта сразу по нескольким источникам. Подобный вид работы называется сводным (тематическим) конспектом. Этот вид конспекта необходим для подготовки к проблемным семинарам, когда рекомендуется проанализировать несколько источников по одному вопросу. При составлении тематического конспекта следует первоначально ознакомиться с планом семинарского занятия, выделить логику и последовательность в изучении нескольких источников, составить план каждого из них и приступить непосредственно к конспектированию, следуя единому плану.

Основой успешного выполнения заданий являются прочные знания студентов психолого-педагогической теории, овладение операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, доказательства и др. а также творческий подход.

Целесообразно с тематикой семинаров познакомиться заранее. Это поможет студенту подготовить глубже ряд вопросов для выступления. Алгоритм подготовки к семинару следующий:

1. Выбрав тему, студент составляет план-график подготовки к семинару.

2. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается осмыслить ее в общем объеме.

3. Познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой основной рекомендуемой литературе.

4. Выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией.

5. Подготовить план - конспект раскрытия данной темы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения.

6. Составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре.

7. Проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара.

8. Готовясь к выступлению на семинаре, по возможности проконсультироваться с преподавателем; относиться к собранному материалу как к источнику будущих исследований.

9. На основе изученного материала по теме составьте таблицу или схему, в которой отразилась бы система деятельности учителя, сопряженная с ее основными компонентами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: