double arrow

Б. ВЕЙНГАСТ

Теория рационального выбора предоставляет в распоряжение ученого оп­ределенный набор средств для исследования институтов, институционального выбора и длительности существования институтов. Уходящий корнями в эко­номическую теорию фирм, экономическую историю и позитивную полити­ческую теорию (Enelow, Hinich, 1984; McKelvey, 1976; Riker, 1982; Williamson, 1985; Milgrom, Roberts, 1990), рациональный подход дает возможность систе­матизированного изучения институтов. Имея много общего с другими подхо­дами к исследованию институтов, теория рационального выбора обладает не­которыми отличительными чертами, главная из которых состоит в том, что она предоставляет исследователю микроосновы для институционального ана­лиза 1. Их применение распространяется на все социально-политические про­блемы — от деятельности основных политических институтов развитых стран Запада (законодательных судов, выборов и бюрократий) до исследований особенностей институтов в развивающихся странах, связанных, в частности, с коррупцией, производством и обменом, революцией.

Анализ институтов с позиции рационального выбора можно разделить на два отдельных уровня анализа (Shepsle, 1986). На первом уровне изучаются результаты деятельности институтов как неизменные и экзогенные. На вто­ром — рассматривается вопрос о том, почему данные институты принимают ту или иную конкретную форму, которая позволяет им оставаться эндоген­ными величинами. Очевидно, что первый уровень анализа предшествует вто­рому и отличается большей проработанностью. Второй уровень представляет собой углубленное изучение институтов. В сочетании оба эти типа анализа позволяют не только анализировать результаты воздействия институтов, со­циальное и политическое взаимодействие, но и пытаться понять ход эволю­ции и причины выживания отдельных институциональных форм.

1 Обзор различных подходов к институциональному анализу см.; Hall, Taylor, 1996.

Методологию рационального выбора в сфере конституционального анали­за можно охарактеризовать по четырем позициям. Во-первых, она позволяет систематизированно изучать результаты функционирования институтов. Пос­ледние моделируются как ограничители действия (North, 1990), регулирую­щие последовательность шагов, предпринимаемых акторами в ходе их взаи­модействия, влияющие на выбор решения конкретных акторов, или на струк­туру доступной для них информации.

Во-вторых, эта методология носит исключительно компаративный харак­тер, что дает возможность прогнозировать в направлениях: (1) при прогнози­ровании различных вариантов и конечных результатов часто сравниваются институциональные ограничения одного профиля, не отличающиеся друг от друга и (2) сравнительный анализ ситуаций равновесия обеспечивает получе­ние статистических данных, на основании которых можно судить о возмож­ных изменениях поведения и результатов при изменении соответствующих условий2. В сочетании эти прогнозы позволяют не только эмпирически тести­ровать, но и закладывают основы для нового систематизированного подхода к сравнительной политологии. Проводится сравнение функционирования и результатов деятельности аналогичных институтов данного государства (на­пример двух органов исполнительной власти или двух министерств), а также деятельности сходных институтов в разных странах.

В-третьих, изучение эндогенных институтов дает основу для отдельных концепций об их стабильности, форме и выживании. В отличие от других подходов, при которых институты воспринимаются как данное, методология рационального выбора позволяет ученым изучать, каким образом акторы пы­таются воздействовать на институты при изменении условий.

В-четвертых, такой подход предоставляет микроосновы для исследования макрополитических явлений, таких, как революции и общегосударственные выборы (Poole, Rosenthal, 1995). До недавнего времени исследованием этих проблем занимались в основном макросоциологи и представители историчес­кого институционализма (Skocpol, 1979). Несмотря на то, что применение тео­рии рационального выбора при изучении этих вопросов началось сравнительно недавно, благодаря предлагаемым ею микроповеденческим моделям, сложилась новая методология для сравнения различных конкретных случаев. Детально раз­работанные модели переломных политических изменений создают прекрасные возможности для применения теории рационального выбора.

Цель данного краткого обзора состоит в том, чтобы объяснить логику институционального анализа, основанного на теории рационального выбора, рассмотреть различные возможности его применения и дать читателю пред­ставление о том, в каком направлении продолжить знакомство с очерченным кругом проблем. Глава состоит из трех параграфов: в первом даны примеры результатов деятельности институтов; во втором рассматриваются последние, наиболее важные исследования об эндогенных институтах; и в заключении характеризуется несколько пограничных проблем исследования.

2 Эти два типа прогнозов отличаются друг от друга тем, что в первом случае неизмен­ными считаются условия и изучаются результаты институциональных изменений, в то время как при втором неизменными остаются институты, а исследуются результаты изме­нения условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: