Критики теории рационального выбора уже давно пытаются доказать, что представления этой концепции об индивидах в высшей степени нереалистичны, и это обстоятельство подрывает способность ее сторонников к исследованию широкого пласта явлений. Один из наиболее серьезных аспектов пограничных исследований касается бихевиористских посылок, используемых в теории рационального выбора26. До последнего времени не было попыток
25 Bates, 1989; Bates, Weingast, 1995; Ames, 1987; Fearon, 1994; Greif, 1995; Hardin, 1995;
Levi. 1988; North, 1990; Pneworski. 1991; Root, 1994; Rosental, 1992.
26 Это противоречит подходам, при которых используются все иные типы рациональности, в частности, известному понятию о «соответствии» или «теории перспективы» (Kahneman, Tversky, 1979).
использовать более реалистичный комплекс предположений о побудительных мотивах отдельных людей, который был бы столь же плодотворным, как общепринятый, традиционный.
Ряд ученых сосредотачивают внимание на использовании научных исследований познания в теории рационального выбора, о пределах познавательных возможностей человека (Denzau, North, 1994; Frank, 1989; Lupia, McCubbin, 1995; Noll, Krier, 1990; North, 1990). В отличие от многих опубликованных ранее работ об «ограниченной рациональности», основной чертой новых исследований является попытка редуцировать произвольность в выборе посылок и изучить возможности их применения в рамках расширенной сферы действия теории рационального выбора. При этом, например, внимание исследователей сосредоточивается не только на важности научения (этот вопрос уже давно стал одной из составных частей теории рационального выбора), но и на том, как оно происходит у отдельных индивидов.
|
|