В первой части «Демократии в Америке», впервые опубликованной в 1835 г., А. де Токвиль заметил, что «в Соединенных Штатах вряд ли найдется такой политический вопрос, по поводу которого раньше или позже не высказал бы своего мнения суд». Он полагал, что «право американских судов объявлять тот или иной закон не соответствующим конституции служит все же одной из самых мощных преград, которые когда-либо возводились против тирании политических органов» (Tocqueville, 1946, р. 83; Токвиль, 1992, с. 95). Именно здесь кроется объяснение упомянутых выше различий между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. Как отмечали авторы важного, хотя уже отчасти устаревшего сравнительного исследования английского и американского публичного права: «Конституционные проблемы пронизывают американское право и определяют жизнь граждан в такой степени, что зарубежные наблюдатели считают это просто невероятным. Американцы стали народом конституционалистов, подменяющих судебное разбирательство вопросами законодательства, в любом вопросе им мерещатся конституционные проблемы» (Schwartz, Wade, 1972, р. 6). Склонность к продолжительным и дорогостоящим судебным разбирательствам, касающимся как публичного, так и частного права, стала широко известной, хотя далеко не всех приводящей в восхищение чертой американской жизни и культуры. А Верховный Суд США, играющий в правительстве ведущую роль и привлекающий самое пристальное внимание политологов, не имеет аналогов в Великобритании6.
Научная литература, посвященная проблемам Верховного Суда США, весьма значительна и разнообразна, существует даже его «Оксфордский путеводитель...», помогающий познать его устройство, принципы деятельности и т.п. (Hall, 1992). Исследования деятельности Верховного Суда проводились в русле различных теоретических традиций7; кроме того имеются многочисленные журнальные публикации. Американские исследования роли судов и поведения судей в значительной степени ориентированы на Верховный Суд, как и ис-
6 Тем не менее существует значительное число исследований, посвященных судейской роли палаты лордов (Slam-Cooper, Drewry, 1972; Stevens, 1979; Paterson, 1982). Работа Патерсона основана на уникальных данных, полученных в ходе интервью с лордами, занимающимися проблемами права, — это несомненный успех ученого, поскольку трудности, с которыми сталкиваются британские исследователи при изучении поведения судей гораздо значительнее, чем у их американских коллег.
7 Hoddermiliams, 1980; McKeever, 1993; O'Brien, 1993; Schmidhauser, Berg, 1972; Wolfe, 1986; Woodward, Armstrong, 1979.
следования толкований конституционных положений (Tribe, 1988; Wellington, 1990; Sunstein, 1990; 1993). Помимо работ, специально посвященных Верховному Суду, существует обширная политологическая научная литература о конституционных и демократических результатах применения практики судебного надзора. Она включает такие ставшие современной классикой произведения, как «Введение в теорию демократии» Р. Даля, изданное в 1956 г., и «Конец либерализма» Т. Лоуи. Наряду с обсуждением других проблем, автор призывает Верховный Суд восстановить власть закона, ограничив прерогативы, предоставленные административным учреждениям, без четко определенных условий пользования ими (Lowi, I979, р. 300)8.
Как и о Верховном Суде, о конституции США написано так много — и политологами, и юристами, — что трудно сразу определить, с чего следует начинать. Многие важные работы на эту тему носят политико-исторический характер (Bailyn, 1967; Wills, 1978), еще больше исследований посвящено их современным интерпретациям (Corwin, 1978; Tribe, 1988; Sunstein, 1990; 1993). Различные аспекты конституционализма отражены в многочисленных исследованиях, проведенных учеными, работающими в правительственных учреждениях Соединенных Штатов (Vile, 1967; Elster, Slagstad, 1988). В недавно изданном сборнике содержатся очерки по сравнительному исследованию и конституционных последствий политических изменений, происшедших в странах Восточной Европы и других районах мира (Greenberg et al, 1993). Этот сборник явился продолжением более ранней работы, посвященной сравнительному изучению политической роли судов в более широком плане (Shapiro, 1981).