Этот подход является (или являлся) самым популярным типом модели «политических циклов деловой активности». Наиболее важный вклад в ее разработку сделал У. Нордхаус (Nordhaus, 1975). Созданная им модель основывается на трех важнейших предположениях: (I) экономика характеризуется использованием соответствующей кривой Филипса с последующим рассмотрением прежних экспектаций; (II) политических деятелей волнует только победа на выборах; (III) избиратели наивны и недальновидны; они готовы поддержать стоящего у власти политического руководителя в том случае, если экономика «работает», т.е. налицо экономическое развитие, в период, непосредственно предшествующий выборам.
Исходя из этих предположений Нордхаус выделяет следующие основные моменты: (I) каждое правительство пользуется одним и тем же политическим приемом; (II) к концу срока пребывания у власти оно всячески стремится стимулировать развитие экономики, чтобы воспользоваться «краткосрочными» преимуществами наиболее благоприятной кривой Филипса; (III) в результате активизации экономической деятельности во время избирательной кампании уровень инфляции повышается; после проведения выборов инфляция снижается в связи со снижением уровня деловой активности. Таким образом, накануне проведения выборов всегда имеет место высокий экономический рост и низкий уровень безработицы, а вскоре после завершения избирательной кампании неизбежно наступает экономический спад.
|
|
«Рациональные» оппортунистические модели
Одно из исследовательских направлений основывается на предположении об оппортунистически настроенных политиках в моделях «политического цикла деловой активности». В этих моделях избиратели рассматриваются в качестве людей рациональных, но недостаточно информированных о способностях политических деятелей, находящихся у власти, в особенности об их «компетентности» в деле управления экономикой. Компетентность тех, кто принимает политические решения, определяется их способностью сокращать бюджетные расходы (Rogoff, 1990; Rogoff, Sibert, 1988), добиваться экономического роста без увеличения уровня инфляции (Persson, Tabellini, 1990), а также ограждать экономику от неожиданных потрясений (Cukierman, Meltzer, 1986). Если ответственные за принятие решений политические деятели лучше простых граждан информированы о собственных способностях, но при этом стремятся выглядеть как можно более компетентными, их поведение в определенном смысле соответствует разработанному Нордхаусом стилю политического цикла деловой активности. Тем не менее, рациональность избирателей и их осведомленность о намерениях политических деятелей ограничивают оппортунистическое поведение последних. Если в действительности политический руководитель проявил слишком явную склонность к оппортунизму, он будет немедленно наказан избирателями. Таким образом, политические циклы этих рациональных моделей более ограничены во времени, они существенно скромнее по размаху и менее регулярно повторяются, чем модель Нордхауса, а потому их, скорее, следует рассматривать не столько в плане политических результатов, сколько в качестве средств их достижения.