Теперь с позиций политэкономического подхода мы рассмотрим роль институтов социальной политики. В большинстве случаев они воспринимаются как экзогенные структуры, несмотря на то, что, как показано в первой части этой главы, эти институты могут стать эндогенными. И тем не менее, предположение об экзогенности институтов оправдано тогда, когда эти институты являются самоусиливающимися или их трудно изменить из-за значительных затрат на осуществление коллективного выбора или коллективных усилий, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Мы сосредоточимся на их прикладном характере, используя тот же набор концепций (главным образом,
14 Например, использование финансовых учреждений позволит сэкономить на расходах по контролю за выполнением решения в тех случаях, когда законодатель имеет дело с агентством, заинтересованным в максимизации бюджета.
концепцию ограниченной оптимизации), чтобы, как и в первом параграфе данной главы, проанализировать их деятельность. Мы рассмотрим две исследовательские программы, одна из которых посвящена экономическим результатам политэкономических циклов, а вторая — проблеме внешней задолженности и бюджетного дефицита. И в том, и в другом случае важными институциональными элементами исследования являются политические партии и выборы. Кроме того, как первом, так и во втором случае сложные политэ-коомические модели успешно прошли всестороннюю проверку, что свидетельствует о важности учета специфических институциональных переменных, необходимых для объяснения полученных результатов.
|
|