ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра Нормальной физиологии
Учебная дисциплина – Нейрофизиология
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030401 - КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Д.м.н., профессор Маркина Л.Д.
К.м.н., доцент Маркин В.В.
Владивосток, 2013
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра Нормальной физиологии
| УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол № 107 от «12» сентября 2013 г. Заведующий кафедрой _________________ д.м.н., профессор Маркина Л.Д. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
учебной дисциплины (модуля) Нейрофизиология
для специальности 030401 – клиническая психология
курс _1_ семестр ___2____
Составители: Маркина Л.Д., д.м.н., профессор
Маркин В.В., к.м.н., доцент
Рецензент: Кропотов А.В., д.м.н.,
профессор кафедры общей и
клинической фармакологии
Владивосток – 2013 г.
TEMA 1: БИОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ВОЗБУДИМЫХ СИСТЕМАХ
Мотивация изучения темы. Познание свойств и особенностей возбудимых систем, электрических потенциалов, возникающих в клетках, позволяет понять базовые механизмы обеспечения гомеостаза на клеточном уровне.
Цели занятия
Общая цель: изучение темы направлено на формирование общих и профессиональных компетенций ОК-3, ОК-8, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6 по ФГОС специальности «клиническая психология».
Конкретные цели и задачи:
В результате изучения темы студенты должны:
I уровень - «иметь представление» о методах исследования возбудимости, истории учения о биопотенциалах.
II уровень - «знать» механизмы формирования потенциалов покоя и действия, динамику возбудимости при развитии возбуждения, законы раздражения (силы, времени, градиента).
III уровень - «уметь» оценить возбудимость по величине порога раздражения, провести и оценить прямое и непрямое раздражение ткани; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения.
IV уровень - «владеть» методами виртуальной оценки динамики потенциала действия; базовыми технологиями поиска и преобразования информации; нейрофизиологическим понятийным аппаратом.
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки
1. Основные понятия физиологии возбудимых систем: раздражимость, возбудимость, возбуждение, лабильность, проводимость, порог раздражения.
2. Условия возникновения процесса возбуждения и его проявления (неспецифические и специфические).
3. Классификация раздражителей.
4. История развития учения о биопотенциалах.
5. Мембранный потенциал, механизмы его формирования. Роль ионных насосов.
6. Электротонический потенциал и локальный ответ, их свойства.
7. Потенциал действия, механизм его возникновения.
8. Отличия местного и распространяющегося возбуждения.
9. Изменения возбудимости при возбуждении.
10. Законы раздражения: силы, времени, градиента.
11. Методы исследования возбудимости.
Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)
1. Зарисовать кривую потенциала действия и указать движение ионов через мембрану в разные фазы потенциала действия.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию
1. Какие раздражители называются адекватными?
2. Что такое реобаза?
3. Чем отличается полезное время от хронаксии?
4. Является ли сокращение и возбуждение различными явлениями?
5. Может ли быть сокращение без возбуждения?
6. Может ли наблюдаться возбуждение ткани без сокращения?
7. Какая возбудимость в фазу инверсии потенциала действия?
8. Какая возбудимость в момент отрицательного следового потенциала клеточной мембраны?
9. Какая возбудимость в момент следовой гиперполяризации клеточной мембраны?
10. В чем суть закона "все или ничего"?
11. Как можно предотвратить развитие явления аккомодации и что лежит в его основе?
Этапы проведения практического занятия:
| № п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
| I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||
| 1. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин |
| 2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин |
| II. Основная часть занятия | 80-90 % | ||
| 3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 30 мин |
| 4. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 5 мин |
| 5. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 3 мин |
| 6. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 22 мин |
| 7. | Оценка результатов СРС | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин |
| 8. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 15 мин |
| III. Заключительная часть занятия | 5-10 % | ||
| 9. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, общий уровень подготовки студентов. Объявляет оценки студентам, отвечает на вопросы. | 3 мин |
| 10. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин |






