Введение. Актуальность темы обусловлена сложностью и многообразием политических процессов в России, их неоднородностью

Актуальность темы обусловлена сложностью и многообразием политических процессов в России, их неоднородностью, возможными конфликтами и кризисами, угрожающими целостности страны в различных проявлениях. Российская государственность, существующая порядком тысячи лет, за это долгие годы сумела вобрать в себя огромные территории и проживающие на них сотни народов. Спустя годы страшных войн, великих взлетов и катастрофических падений по состоянию на начало 2015 года Россия включает в себя 85 регионов (субъектов), которые расположены на территории более 17 тысяч квадратных км (первое место в мире по площади), на которых проживают более 200 национальностей (этнических групп).

Анализируя дифференциацию регионов не сложно догадаться, что на общероссийском политическом фоне протекают самые различные политические процессы в регионах, которые напрямую влияют на социально-экономическое состояние граждан РФ. Так же одним из доминирующих факторов интеграции общества в рамках государства является как региональная государственная политика, так и политика ее субъектов. Реализация известного постулата «сильные регионы - сильная страна», бесспорного по теоретико-политической сути и нацеленного на проведение эффективной региональной политики, требует научного анализа и обобщения всех составляющих политического процесса в регионах, осмысления противоречий и направленности политического развития в субъектах России в целом и детально, рассматривая каждый регион отдельно.

Исследование регионального уровня политических процессов в России приобретает особое значение в связи с неоднозначностью происходящего, неопределенностью, подчас, смысла и исхода трансформаций общества, обострением ряда социально-экономических проблем, нестабильностью ситуации.


2. Реалии политической жизни в России

2.1 Влияние исторического процесса на реальность политической жизни в РФ.

Политика в России странный предмет – вопрос в ней много, а ответов все нет. Действительно, рассматривать реальность политических процессов федерации, используя самые различные методы анализа достаточно сложно, зачастую специалисты приходят к неверных выводам, подкрепляя их нереалистичными прогнозами и неэффективными вариантами решения сложившихся кризисов. На мой взгляд наиболее актуален в изучении данной темы послужит именно исторический подход и анализ нынешних политических процессов через призму тысячелетней истории.

Историками принято считать, что годом основания Древнерусского государства является 862 год – призвание Рюрика в Новгород, а в 882 году его приемник Олег присоединяет южные земли славян и переносит столицу единого государства в Киев. В 9 веке единое государство помимо славянских племен так же включало в себя различные финно-угорские племена, что еще тогда определило сложность этнического состава и характер политики в отношении к регионам из центра. Происхождение Рюрика и варягов покрыто тайной, однако даже если следовать Нормандской теории происхождение родоначальника династии Рюриковичей не имеет практического значения, так как «инородная знать» вполне себе привычное явление в европейской истории. Христианизация Руси (как цивилизационное явление) предопределило разделение власти в обществе на светскую и духовную (в мусульманском мире правитель зачастую являлся и духовным лидером), а лествичное право престолонаследования породило противоречия в преемственности княжеского титула, что предопределило дальнейший процесс феодализации единого государства. Бесспорно, феодализация способствовала экономическому благосостоянию регионов, дала возможность развитию внутренних политических тенденций, однако постоянная борьба элит за право княжеской печати, отсутствие единого государствообразующего закона (что было в Священной Римской Империи и в плоть до 19 века позволяло хоть и в раздробленном состоянии сохранить общий массив социльано-экономических и политических связей) и агрессивная политика соседей разрушили большое, некогда единое государство до основания: западные земли с Киевом вошли в состав Литвы, а позже в Польско-Литовскую федерацию, а восточные попали под вассальную зависимость Золотой Орды.

Дальнейшим характерным витком развития и трансформации русского общества является объединение княжеств на северо-востоке Руси, но с характерными отличиями: рост монархических тенденций и самодержавия. Падение Константинополя и рост внутреннего влияния РПЦ предопределил дальнейший статус России как защитницы православия (Третий Рим), а борьба московских правителей с боярством проложили дорого к централизованному государству. Дальнейшее развитие государства, рост городов и расширение территории требовало создания крупной бюрократической государственной машины, а централизация власти способствовала дальнейшему укреплению роли монарха.

События, проходившие в Европе влияли на развитие российского общества: Реформация и Ренессанс, а после и революция во Франции под лозунгами «Свобода, Равенство, Братство» неустанно наносили несгладимый ущерб по русской идее «Православие, Самодержавие, Народность», а огромная государственная машина была все менее мобильна к вызовами современности. Политика была предметом элит и редко доходила в массы – подавляющее население было крестьянским и необразованным, а образованное сообщество, навеянное европейским политическим духом желало свобод и представительства во власти. В девятнадцатом веке это привело к восстанию декабристов, организации революционных сообществ и как следствие – террористическим актам. Власть реагировало на вызовы, не всегда вовремя и корректно, а императоры чередовались и реализация практической власти вместе с ними. Война с Японией обнажила ее неподвижность из-за слабой инфраструктуры, а неэффективность высшего генералитета в сравнении с самоотверженностью солдат (осада Порт-Артура) вела к неуместным вопросам. Поражение в Русско-Японской войне и социально-экономические кризисы подорвали авторитет власти, что вылилось в неудачную революцию, итогом которой явилось появление представительного органа – Государственной Думы.

Так же стоит отметить, что Россия была империей не только в названии, но и на практике – распределение финансовых мощностей в пользу окраин способствовало не только их росту, но и к фактическому сепаратизму – в момент катастрофы государства с 1917 до начала двадцатых на территории Империи появилось гораздо больше государств, нежели после распада СССР. Особый статус Царства Польского, Княжества Финляндского и Остзейских земель (Прибалтика) являлись фактом неравнозначности российского законодательства на всей территории России. С падением самодержавия и идеи Третьего Рима Россия канула в страшную гражданскую войну, последствия которой мы ощущаем и по сей день. Несмотря на все галопирующие показатели развития государства во всех сферах в начале 20 века и до войны общественность требовала радикальных перемен и с этим сложно не согласится – устранение всех элементов прежних идеалов светской и духовной жизни нещадно уничтожались как «верхами», так и «низами». В Россию пришла новая эра – Советская эпоха.

После окончания Гражданской войны большевики вынуждены были отказаться от планов немедленного воплощения коммунистической утопии и объявить новую экономическую политику, то есть ввести рыночную экономику при однопартийной диктатуре. Политику в отношении регионов или «национальный вопрос» советская номенклатура решала путем поддержания местных особенностей, расчерчивая новые границы союзных республик, зачастую в ущерб самой России (РСФСР). Ленинскую эпоху можно характеризовать по-разному, однако децентрализация в это время была куда ощутимее, что нельзя сказать о правлении Сталина. Иосиф Виссарионович был куда ближе к Царской России, особенно в вопросах с проблемными регионами (Крымские татары, Чеченцы и многие другие), однако это его политика сумела мобилизовать огромные ресурсы государства в такое сложное для всего человечества в целом – во время Великой Отечественной войны. Оценки по его деятельности неоднозначны и еще многие годы будут вызывать грандиозные споры в обществе на всех уровнях. Дальнейшая жизнь СССР шла на смягчение вертикали власти, что нельзя сказать о бюрократическом аппарате. Неэффективность управления вылилась в застой, а однопартийная система начала подвергаться тем же нападкам, что и самодержавие в РИ. Политика Горбачева в области прав и демократизации в своей сути были направлены на смягчение обострившихся проблем, однако сработал как и прежде принцип вертикали: при рушении основания падает вся конструкция. Конечно, падение СССР обусловлено многими факторами и описание их занимает многие страницы докторских работ, но мы пытаемся обнажить характер государства и общества, дабы подойти к проблемами и реальности нынешней РФ.

После распада СССР в декабре 1991 года Российская Федерация стала независимым государством в границах бывшей РСФСР. Президент Борис Ельцин и и. о. председателя правительства Егор Гайдар начали проводить в стране радикальные либеральные реформы («шоковая терапия»), направленные на становление рыночной экономики. Государство фактически прекратило регулировать цены на товары. Одновременно с этим была провозглашена свобода торговли, которая нередко приобретала форму спекуляции. Прилавки магазинов стали заполняться товарами, предприятия и граждане получили свободу экономической деятельности.

Многократно усилилось имущественное расслоение на богатых и бедных, появился феномен «новых русских». Тёмной стороной либеральных реформ стала «криминальная революция», в результате которой российская мафия приобрела международную известность. Передел собственности был осуществлён под флагом приватизации госсобственности, когда богатые приобрели во владение полезные ископаемые (олигархи). Ухудшилась демографическая ситуация (смертность превысила рождаемость).

Радикальные реформы, в результате которых значительная часть страны обеднела, вызвали сопротивление Съезда народных депутатов и Верховного Совета России, которое возглавили председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов и вице-президент Александр Руцкой. В ответ Ельцин 21 сентября 1993 года принял указ о роспуске Съезда и парламента, который был признан антиконституционным и являлся основанием для отрешения Ельцина от должности президента. Обострился конституционный кризис, вылившийся ввооружённое восстание

, в ходе которого протестующие («народно-патриотические силы», по версии одних, и «красно-коричневые», по версии других) разблокировали парламент и под руководством Макашова взяли штурмом здание мэрии Москвы (бывший СЭВ), откуда милиция вела огонь по демонстрантам, подошедшим к зданию Верховного Совета. Затем вооружённые сторонники Верховного Совета отправились к телецентру «Останкино» с целью получения доступа к эфиру и предприняли попытку штурма. Бойцы пропрезидентского отряда «Витязь», находившиеся в здании телецентра, открыли огонь по сторонникам парламента. Затем Ельцин ввёл войска в Москву, после танковых залпов по Дому Советов съезд народных депутатов и парламент сдались.

Ельцин инициировал референдум 12 декабря 1993 года, на котором была принята новая конституция России. Президент получил широкие полномочия, вместо Верховного Совета учреждался двухпалатный парламент, состоящий из Государственной Думы и Совета Федерации. Высший орган власти — съезд народных депутатов — упразднялся. Союзная республика РСФСР де-юре окончательно стала независимым государством Российская Федерация. События октября — декабря 1993 года окончательно завершили распад СССР и 76-летний советский период в истории России.

На фоне общественного противостояния разгорелись многочисленные постсоветские конфликты, одним из которых стала Первая чеченская война (1994—1996). Российская армия безуспешно пыталась справиться с отрядами сепаратистов, которые сначала вели партизанскую войну на своей территории, а потом перешли к масштабным террористическим рейдам вглубь России (рейд Басаева и Радуева). В итоге, понеся потери, российская армия была вынуждена оставить столицу Чечни и заключить Хасавюртовские соглашения. Северный Кавказ превратился в регион повышенной террористической угрозы.

Ценой привлечения агрессивных политтехнологий команде Ельцина удалось сохранить власть на президентских выборах 1996 года. Однако в России назрел кризис, выразившийся в обесценивании национальной валюты (дефолт 1998 года). В экономике продолжала преобладать экспортно-сырьевая направленность. Отторжение Косова от Сербии и война в Югославии вызвала в обществе рост антиамериканских и патриотических настроений. Власть вынуждена была пойти на уступки консервативным силам, что выразилось в назначении Примакова премьер-министром страны (1998). На волнереваншистских

настроений в России премьер-министром был назначен более молодой и энергичный подполковник КГБ в отставке Владимир Путин, которому Ельцин 31 декабря 1999 года передал всю полноту власти.

В. В. Путин выиграл в марте 2000 года выборы и стал вторым президентом России. В 2000-е годы был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная, банковская, монетизация льгот, реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. В это время в экономике России отмечался стабильный профицит бюджета, рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения, а также снижение инфляции. Наблюдалось укрепление вертикали исполнительной власти в стране и формирование правящей партии, получившейся в результате слияния политических блоков в «Единую Россию», которая по итогам думских выборов 2003, 2007 и 2011 годов заняла большинство мест в Государственной Думе и поддерживала ключевые решения президента и правительства. В мае 2008 года первый вице-премьер Д. А. Медведев был избран президентом России, а В. В. Путин, согласно предвыборной договорённости, занял пост председателя правительства. Со второй половины 2008 года в России наблюдался экономический кризис, активная фаза которого сошла на нет к концу 2009 года. По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки».

4 декабря 2011 года состоялись Выборы в Государственную думу VI созыва, по результатам которых правящая партия «Единая Россия» сохранила парламентское большинство, но потеряла конституционное. Официальные результаты голосования вызвали массовые протесты в стране и различные оценки со стороны российских и зарубежных политиков, социологов, журналистов и наблюдателей. Многие из них сходятся во мнении, что в день голосования имели место значительные фальсификации — вброс бюллетеней, переписывание протоколов и т. д.

На выборах президента России 4 марта 2012 года Владимир Путин победил в первом туре. По заявлениям кандидата в президенты России Геннадия Зюганова, лидеров партии «Яблоко», партии «Другая Россия», ассоциации «Голос» и иных общественных организаций, на результат выборов повлияли массовые нарушения при их проведении и во время предвыборной кампании, и выборы нелегитимны. 7 мая вступил в должность президента России.

8 мая Государственная Дума дала согласие Президенту России Владимиру Путину на назначение Дмитрия Медведева Председателем Правительства (его кандидатуру поддержали «Единая Россия»,ЛДПР и 5 депутатов из фракции «Справедливая Россия», 54 справоросса и КПРФ проголосовали против).

В 2013 году принят и подписан закон № 65-ФЗ об ужесточении ответственности за правонарушения при массовых мероприятиях. Часть его положений отменена Конституционным судом в 2013 году. В июле 2012 года подписаны закон № 121-ФЗ о некоммерческих организациях-«иностранных агентах»,закон № 139-ФЗ о регулировании информации в Интернете. В декабре 2012 года принят закон «Об образовании в Российской Федерации». В мае 2013 года подписан закон о запрете на иностранные счета для министров, членов Совета Федерации и Госдумы, судей, военнослужащих и прокуроров. В июле 2012 года Россия, совместно с КНР, заблокировала в Совете Безопасности ООН проект резолюции по Сирии, угрожавший санкциями. В августе 2012 года завершился процесс вступления России в ВТО. В декабре 2012 года, в ответ на американский «Закон Магнитского», был принят «Закон Димы Яковлева».

18 марта 2014 года произошло присоединение Крыма к России. Этому событию предшествовал масштабный общественно-политический кризис, последовавший за произошедшей в феврале 2014 года сменой власти на Украине. В результате объявленных России санкций, замедления экономики, валютного кризиса и падения цен на нефть страну поразил финансовый кризис 2014-2015.

Анализируя весь исторический путь России мы приходим к нескольким выводам:

1) Россия формировалась в условиях централизованного государства, что давало эффективный результат в сложные для страны периоды.

2) Разросшийся бюрократический аппарат в своем пике приводил к застою и кризису.

3) На всех этапах сложная и неоднозначная национальная политика, которая в каждой форме имеет существенные минусы.

4) Постоянные колебания во внутренней политике, которые не позволяют осуществиться стабильному процветанию.

5) Централизованное распределение ресурсов, колоссальные вливания в периферийные регионы в ущерб центральными не только не гасят сепаратистские движения, но и провоцируют их.

Дальнейшая региональная политика – ключ к развитию России. Однако какой путь мы выберем: централизация (что практикуется) или же федерализация? У каждой модели есть свои плюсы и минусы и эта тема так же является спором не на одно десятилетие. Но на мой взгляд именно этот конфликт предопределит будущее России.

2.2 Проблема перспективы российской государственности: унитаризм, федерация или конфедерация

В настоящее время абсолютно симметричных федераций с точки зрения юридической фактически нет. Наименее удачной считается модель федерализма – асимметричная федерация. Конституция асимметричной федерации изначально закрепляет разнородность субъектов федерации по их природе и статусу. В асимметричных федерациях зачастую назревают конфликты и размежевания, так как различия между субъектами федерации становятся постоянным источником недовольства тех, кто необъективно ущемлен в правах.

Научно доказано и опытом подтверждено, что федерация, построенная по территориальному признаку, является достаточно устойчивым государственным образованием (Германия, США). Таким образом, территориальный принцип следует считать более предпочтительным. Однако, это вовсе не исключает использования и национального (этнического) фактора при построении федеративного государства. К группе государств, где уживаются оба фактора формирования федеративного государства, относится Российская Федерация.

Сегодня по-прежнему перед Россией стоит проблема выбора перспектив своей государственности: унитаризм, федерация или конфедерация. Это происходит по той причине, что Россия на протяжении достаточно длительного советского периода своей истории была унитарным государством и сохраняла при этом некоторые институты федерализма, хотя на основании Конституции РСФСР 1978 г. Россия являлась автономной федерацией.

На наш взгляд унитаризм для России не возможен по той причине, что к нему нет предпосылок. Хотя на достаточно ограниченный срок для России централизация власти не помешала бы.

Скорее можно согласиться с наличием угрозы к становлению конфедерации, об этом много говорят и пишут. На наш взгляд это крайне не желательно для нашей страны с такой молодой демократической системой. Наиболее вероятным вариантом для Российской Федерации остается развитие федеративного демократического правового государства. Федерализм не является чуждым элементом для населения России.

Поступают предложения, прежде всего, по изменению и уточнению некоторых статей в Конституции Российской Федерации. Чаще всего это касается закрепления принципа суверенитета Российской Федерации, юридического запрета сецессии, а также устранения противоречия норм Конституции, касающихся статуса субъектов Федерации. (Речь идет о ст. 5, которая устанавливает равноправность субъектов и ст. 66, которая допускает различия в статусах республик, краев, областей, автономных округов). Опять же при этом устраняется асимметрия федерации.

Федерация в России должна строиться на территориальном принципе, а вопросы самоопределения должны решаться на уровне национально-культурной автономии. При этом Федерация должна стать симметричной, что в последующем позволит пересмотреть количественный состав субъектов Российской Федерации и некоторые способы формирования государственных органов власти. Большое число разностатусных субъектов не позволяет эффективно руководить такой огромной страной, как Россия. Поэтому важной задачей становится сокращение этого огромного числа субъектов до реального, возможного для управления. С точки зрения теории управления,. давно известно, что управлять эффективно можно числом объектов не более 20, а если точнее, то 7 или 8. А в нашем государстве субъектов стало 85. Для такого большого числа субъектов неприемлема и двухзвенная система управления. Для решения проблемы требуется трехзвенная структура управления страной. (В свое время Петром I была проведена реформа по созданию восьми губерний, затем был опыт создания более крупных территориальных образований - генерал-губернаторств).

Решая вопрос о преобразовании системы государственной власти с целью усиления федерального центра и упорядочения отношений между различными звеньями управления, В. В. Путин выбрал в качестве основного направления реформу правового статуса региональных лидеров и в том числе губернаторов.

Создавая новый федеративный механизм в России, не следует забывать о постоянном внимании на поддержание баланса сил между центром и субъектами. Это касается и власти и ресурсов. Это и новый уровень сотрудничества центра и регионов на основе взаимосогласованного распределения между ними полномочий и ответственности. При этом проблему должен видеть и решать не только центр, но и властные структуры субъектов Российской Федерации. Именно они должны проникнуться мыслью о невозможности свободного развития своего субъекта во вред другим или центру в целом. К сожалению, не везде сегодня можно заметить тенденцию к такой постановке проблемы.

Таким образом, основными направлениями развития российской государственности сегодня уже становятся: стремление к закреплению конституционно необходимых для развития федерализма в России ряда юридических норм; сокращение числа субъектов в Российской Федерации; стремление к территориальному принципу выделения субъектов, что может привести к симметричности федерации и созданию более реальной и эффективной трехзвенной системы управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: