Политическое развитие Российской Федерации: этапы и особенности политического процесса

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. - Политическое развитие Российской Федерации в 2000-е гг.

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.

РСФСР являлась крупнейшей союзной республикой СССР, имела свою Конституцию, свои органы государственной власти и управления – Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР, министерства и ведомства. В годы перестройки были образованы новые органы государственной власти – Съезд народных депутатов РСФСР и постоянно действующий Верховный Совет РСФСР.

12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. 17 марта 1991 г. на республиканском референдуме большинство россиян высказались за введение в РСФСР поста Президента. 12 июня 1991 г. состоялись первые президентские выборы, которые принесли победу Б.Н.Ельцину. После провала попытки государственного переворота в августе 1991 г. реальные рычаги государственной власти оказались в руках республик, в том числе и РСФСР. В декабре 1991 г., после окончательного распада СССР, РСФСР стала независимым государством и была признана мировым сообществом в качестве правопреемника СССР.

Законодательное оформление новой российской государственности в первые годы реформ было серьезно осложнено противостоянием внутри самой власти, между двумя ее ветвями – законодательной (Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ) и исполнительной (Президент РФ и Правительство РФ). Их конфликт в отсутствие конституционной легитимности (законности) власти (в стране продолжала действовать слегка подновленная Конституция РСФСР) и сосуществования в государственном организме двух несовместимых начал (президентской власти и системы Советов) был неизбежен.

Неудачи первого этапа либеральных реформ способствовали консолидации вокруг законодательной власти оппозиционных сил. Целью оппозиции становится полный захват власти через ослабление президентских структур и жесткий контроль над Правительством. Именно эту цель отражал лозунг «Вся власть Советам!» на многочисленных митингах «Трудовой Москвы», Фронта национального спасения и других прокоммунистических организаций. В свою очередь сторонники жесткой линии в окружении Президента настаивали на роспуске Верховного Совета и ликвидации Съезда народных депутатов.

Борьба вокруг основ конституционного строя России шла с переменным успехом до весны 1993 г. Верховный Совет РФ во главе с Р.И.Хасбулатовым все более активно вмешивался в дела исполнительной власти, требуя отставки Президента. В апреле 1993 г. по настоянию Б.Н.Ельцина был проведен референдум о доверии Президенту. За доверие Президенту высказалось 58% из числа принимавших участие в голосовании. Тем не менее, борьба законодательной и исполнительной власти продолжалась все лето.

Чтобы прекратить затянувшееся политическое двоевластие, 21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин издал указ «О поэтапной конституционной реформе», в котором объявил о роспуске Съезда Советов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). К этому же сроку предполагалось завершить работу по подготовке новой Конституции.

Оппозиция отвергла легитимный вариант развития событий и перешла к решительной атаке на Президента. Десятый Съезд народных депутатов утвердил решения Верховного Совета о прекращении президентских полномочий Б.Н.Ельцина и переходе их к вице-президенту А.В.Руцкому, принял постановление, объявившее действия Б.Н.Ельцина «государственным переворотом». После этого противостояние сторон переходит в плоскость силовой борьбы. Оппозиция организовала 3 октября в центре Москвы на Смоленской площади массовые беспорядки. К 10 часам вечера вооруженные боевики, прибывшие в телецентр «Останкино», предприняли попытку его штурма.

В этой ситуации Президент Б.Н.Ельцин, взяв на себя всю полноту ответственности, отдал приказ о вводе в Москву танковой дивизии и блокаде Белого дома. В результате последующего его штурма с обеих сторон были жертвы. События октября 1993 г. были неоднозначно восприняты различными слоями российского общества. Вне зависимости от правовых и иных оценок действий сторон «черный октябрь» окончательно разрушил систему Советов и Советской власти.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Одновременно с выборами проводился референдум по проекту новой Конституции.

Выборы на многопартийной основе в России проходили впервые после почти восьмидесятилетнего перерыва. Между политическими партиями и блоками развернулась напряжённая предвыборная борьба за голоса избирателей. Четверть голосов избирателей получила ЛДПР во главе с В.В.Жириновским, значительное количество голосов получили представители КПРФ (лидер Г.А.Зюганов). 15% голосов было отдано за Выбор России во главе с Е.Т Гайдаром. Результаты выборов свидетельствовали о растущем недовольстве населения социально-экономическим положением в стране, падением уровня жизни.

Вместе с выборами в Государственную думу состоялся также и референдум по Конституции РФ. За проект нового Основного закона страны проголосовали чуть больше 50% участвовавших в голосовании. Новая российская Конституция изменила характер государственной власти, форму правления и принципы законодательной деятельности. Начался новый, постсоветский, посткоммунистический этап в развитии российской государственности. Конституция существенно упрочила позиции Президента РФ, который сосредоточил в своих руках всю полноту исполнительной власти и наделялся существенными законодательными полномочиями.

Состав депутатского корпуса Государственной Думы первого созыва в основном отражал реальное соотношение сил и настроений в российском обществе. Ни одна из фракций в Госдуме не имела решающего перевеса, при голосовании чаще всего проходили компромиссные решения. Были приняты Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы о выборах Президента, депутатов Государственной Думы, об общих принципах устройства государственной власти, о местном самоуправлении, об основных гарантиях избирательных прав граждан России.

17 декабря 1995 г. на выборах в Государственную Думу второго созыва из 43 избирательных блоков и объединений 5%-ный барьер преодолели четыре из них - КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», проправительственное объединение «Наш дом – Россия». Относительное большинство получили коммунисты. Успех КПРФ на выборах был связан с ухудшением экономического положения основной массы населения и отсутствием заметных сдвигов к лучшему, усилением у людей ностальгических настроений, стремлением восстановить утерянные социальные гарантии. В свою очередь, поражение радикально настроенных реформистов – результат раздробленности, неспособности объединиться. В целом же относительное равновесие не было нарушено, и новый российский парламент остался умеренно оппозиционным исполнительной власти.

Ключевым фактором политической России в 1996 г. стали президентские выборы. В отличие от предшествовавших им думских выборов выборы Президента означали и выбор направления развития российского общества на годы вперед.

На высший государственный пост было выдвинуто 12 претендентов. Однако с самого начала было очевидно, что основная борьба развернется между действующим президентом Б.Н.Ельциным и лидером оппозиции Г.А.Зюгановым. В массовом сознании каждый из них отождествлял различные пути развития общества и государства. Б.Н.Ельцин – продолжение существующего курса, Г.А.Зюганов – его радикальное изменение.

Значительная часть населения страны была недовольна ходом и итогами либеральных реформ и хотела бы вернуться в «доперестроечные» времена. По этой причине Г.А.Зюганов основную ставку сделал на критику власти, мотивируя фактами падения производства, продолжающегося военного конфликта в Чечне, хронической невыплаты заработной платы.

Положение Б.Н.Ельцина, несмотря на наличие административных ресурсов, было сложное. Недовольство политикой реформ усугублялось болезнью Президента. Однако в ключевой для себя момент он смог резко изменить имидж, набрать былую энергию и восстановить контакт с избирателями. В конечном счете, ему удалось объединить общественные силы, не желавшие возвращения к власти коммунистов.

Итоги всенародного голосования 16 июня 1996 г. в целом подтвердили прогноз социологов – ни один из претендентов не смог победить в первом туре. Б.Н.Ельцин набрал 35,28% голосов, Г.А.Зюганов – 32,04%. Настоящей сенсацией стал выход на третье место отставного генерала А.Лебедя (14,5 %). Б.Н.Ельцину удалось привлечь в свою команду А.Лебедя, назначив секретарем Совета Безопасности и помощником Президента по национальной безопасности. Второй тур голосования проходил 3 июля 1996 г. и завершился победой Б.Н.Ельцина. За него проголосовали более 53,8%, за его соперника – 40,3%. Итоги голосования при всей их неоднозначности свидетельствовали о нежелании большинства россиян возвращаться в прошлое.

Однако переизбрание Президента Б.Н.Ельцина не покончило с чередой кризисов. Болезненное состояние Президента поставило на первый план борьбу за власть, сделав реформы и самих реформаторов заложниками в этой борьбе. Об отсутствии системной кадровой и социально-экономи­ческой политики свидетельствовали и правительствен­ные кризисы 1998-1999 г. За полтора года Президент сменил пять глав Правительства. Весной 1998 г. был отправлен в от­ставку В.Черномырдин. Его преемником стал С.Кириенко, смещен­ный в августе 1998 г. после объявления дефолта. Е.Примаков возглавлял правительство с сентября 1998 г. по май 1999 г., а сменивший его С.Степашин - с середины мая по начало августа 1999 г. В августе 1999 г. Правительство возглавил В.В.Путин.

Первой крупной победой В.В.Путина стали выборы Государственной Думы третьего созыва 19 декабря 1999 г. Ко времени очередных выборов в российском обществе созревают условия для принятия важнейших итогов демократических преобразований 1990-х гг. как основы для восстановления стабильности. Учитывая эти настроения в обществе, Кремль за три месяца до голосования создает новую «партию власти» – избирательный блок «Единство». Широко используя административный ресурс, контроль над общероссийскими каналами телевидения, власть приводит «Единство» в Думу (23,6% голосов). Традиционный лидер парламентских кампаний – КПРФ вновь завоевала больше всех голосов – 24,3 %. В числе победителей парламентских выборов - «Блок Жириновского» (6%), блок «Отечество – вся Россия» (13,1%), Союз правых сил (8,6%) и «Яблоко» Г. Явлинского.

К концу 1999 г. В.В.Путин вышел в политические лидеры. За несколько часов до наступления Нового года Президент Б.Н.Ельцин неожиданно заявил о досрочном (за полтора года до формального срока) завершении своих полномочий и назначении В.В.Путина исполняющим обязанности Президента на период до новых выборов.

Политическое развитие Российской Федерации в 2000-е гг.

Президентские выборы 26 марта 2000 г. в целом прошли по традиционному сценарию. Хотя кандидатов на президентское кресло было 11, основная борьба развернулась между В.В.Путиным и Г.А.Зюгановым. В своих предвыборных выступлениях В.В.Путин делал четкий акцент на необходимость укрепления власти в стране, восстановления территориальной целостности России, укрепления ее позиций на международной арене. За В.В.Путина проголосовало около 53% избирателей.

Стремясь соответствовать ожиданиям избравшего его населения, В.В.Путин в первые годы пребывания у власти большую часть времени занимался укреплением, перенастройкой и отладкой государственного механизма, выдвинув идею восстановления и укрепления «вертикали власти».

По инициативе Президента была проведена реформа Федерального Собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных их законодательными органами и назначенных главами администраций. Одновременно всех губернаторов включили во вновь созданный Государственный Совет – консультативно-совещательного органа. Эти решения усовершенствовали федеративное устройство России, позволили преодолеть наиболее острые противоречия, существовавшие между Центром и регионами.

Для укрепления роли федерального Центра Президент учредил 7 федеральных округов — Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, что стало началом реформы системы местного управления. Главами округов были назначены полномочные представители Президента. Их главная задача состояла в координации деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также контроль над исполнением решений федеральных органов исполнительной власти России. Важной задачей было приведение Конституций, Уставов, законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Таким образом, полномочные представители президента РФ стали, по сути, связующим звеном между центром и регионами. В короткий срок удалось решить чрезвычайно важную задачу: привести местные законы в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством.

Реформирование политической системы затронуло и партийное строительство в стране. Согласно новому Закону о политических партиях (2001 г.) ужесточились требования к партиям, что в первую очередь было направлено на создание процедур финансовой прозрачности, содержательной определенности их программ и политической ответственности перед избирателями.

Одним из основных направлений провозглашенной политической реформы стало удаление «олигархов» от власти.

В 2001 г. были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и третья часть Гражданского кодекса. В 2003 г. был принят Таможенный кодекс. В 2004 г. с принятием Жилищного кодекса кодификация российского законодательства считается фактически завершенной.

Новый импульс получила работа по совершенствованию организационных и правовых основ деятельности государственных органов. Происходит модернизация судебной системы, одним из элементов которой стало введение суда присяжных.

Одним из основных направлений деятельности Президента В.В.Путина стало обеспечение общественного единства и согласия. Так по вопросу о государственной символике России Президент предложил компромисс, способный сблизить позиции различных слоев общества. В декабре 2000 г. Государственная Дума утвердила закон о национальных символах России. Трехцветный бело-сине-красный флаг и герб в виде двуглавого императорского орла напоминают о тысячелетней истории России. Красный флаг Победы нашего народа в Великой Отечественной войне стал флагом Вооруженных Сил. Государственный гимн, положенный на музыку Гимна СССР, символизирует единство поколений, неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны.

7 декабря 2003 г. прошли выборы в Государственную Думу четвертого созыва. 37,57% голосов были отданы за поддержанную Президентом России партию «Единая Россия». За КПРФ проголосовали 12,61%, за ЛДПР — 11,45%, за блок «Родина» — 9,02% избирателей. С учетом мест по одномандатным округам «Единая Россия» получила в Думе более 300 мест (конституционное большинство).

В феврале 2004 г. Президент отправил в отставку правительство М.М.Касьянова. Председателем правительства стал М.Е.Фрадков, предложивший новую структуру Правительства. Это означало значительный шаг на пути реализации административной реформы, объявленной В.В.Путиным еще в 2003 г. Ее основными направлениями стали: ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность; исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти.

14 марта 2004 г. в России состоялись очередные выборы Президента РФ. Президентом России был переизбран В.В.Путин, набравший 71,31% голосов. Всего на пост главы государства претендовало 6 кандидатов. Второе место по итогам выборов занял представитель КПРФ Н.М.Харитонов (13,69%), третье место - лидер блока "Родина" С.Ю.Глазьев.

Осенью 2004 г. была проведена еще одна реформа в системе государственной власти – переход от общенародного избрания губернаторов к утверждению их парламентами субъектов Федерации по представлению Президента РФ. Также был принят закон о выборах в Государственную Думу, изменявший избирательную систему, по которой должно было проводиться голосование в Думу в 2007 г.: переход от смешанной избирательной системы (половина состава Думы формировалась по партийным спискам, половина – от избирательных округов) к пропорциональной системе – все депутаты избираются по партийным спискам. Одновременно до 7% был увеличен порог, «перешагнув» который партия получала право на места в Государственной Думе.

В 2005 г. произошло создание Общественной палаты – органа экспертного контроля за законодательной и исполнительной властью, соблюдением свободы слова в СМИ, призванного содействовать диалогу власти и общества. В сентябре 2007 г. Правительство было реорганизовано, его возглавил В.А.Зубков.

2 декабря 2007 г. прошли выборы Государственную Думу пятого созыва. Список партии «Единая Россия» возглавил В.В.Путин. В Думу прошли четыре партии: «Единая Россия», набравшая 64,3% голосов, КПРФ - 11,57% голосов, ЛДПР - 8,14% и «Справедливая Россия» - 7,74%.

17 декабря партия «Единая Россия» выдвинули кандидата на предстоящих президентских выборах - первого заместителя Председателя Правительства России Д.А.Медведева. В.В.Путина поддержал эту кандидатуру. Д.А.Медведев заявил, что в случае своей победы на выборах он предложит В.В.Путину возглавить Правительство.

Выборы Президента России состоялись 2 марта 2008 г. Д.А.Медведев получил 70% голосов избирателей. Пост Председателя Правительства занял В.В.Путин.

Президент Д.А.Медведев выдвинул задачу преодоления правового нигилизма, повышения качества законов и эффективности правоприменения.

Для радикального снижения административных барьеров были приняты следующие меры:

  • увеличение срока полномочий Президента РФ (до 6 лет) и Государственной Думы (5 лет) согласно поправкам к Конституции РФ (2008 г.);
  • возложение обязанности на Правительство РФ ежегодного отчёта перед Государственной Думой о проделанной работе;
  • возложение обязанности на глав субъектов РФ ежегодного отчёта перед региональными органами законодательной власти о проделанной работе;
  • создание Северокавказского федерального округа (2010 г.);
  • изменения в выборах депутатов Государственной Думы: партия, набравшая 5% голосов избирателей, получает один мандат в Думе; партия, набравшая 6-7% голосов – 2 мандата;
  • изменения в пассивном избирательном праве: гражданин в возрасте 18 лет может быть избран в выборные органы местного самоуправления.

Выборы депутатов Государственной Думы шестого созыва состоялись 4 декабря 2011 г. Впервые Государственная дума избиралась на пять лет. В выборах участвовали все официально зарегистрированные в РФ политические партии. По результатам голосования все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Федерального Собрания пятого созыва, сохранили своё представительство в Государственной Думе шестого созыва: «Единая Россия» (49,32% голосов), КПРФ (19,19%), ЛДПР (11,67%) и «Справедливая Россия» (13,24%).

Выборы Президента России состоялись 4 марта 2012 г. Впервые президент России избирался на 6 лет. На выборах официально были зарегистрированы 5 кандидатов. Выборы Президента Российской Федерации состоялись в первом туре, победил В.В.Путин (63,6% голосов). С мая 2012 г. Правительство возглавляет Д.А.Медведев.

2012 год в России прошел под знаком политической реформы, инициированной Д.А.Медведевым на исходе своего президентского срока. Практическое воплощение и реальный масштаб изменениям придал уже В.В.Путин после избрания главой государства.

Суть реформы, изложенная Д.А.Медведевым в 2011 г. в Послании Федеральному Собранию, сводилась к серьезной трансформации взаимоотношений власти и общества. Президент предложил вернуться к прежней системе выборов губернаторов и перейти к упрощенному порядку регистрации партий. Также Д.А.Медведев выступил с инициативой изменения системы парламентских выборов и регистрации кандидатов в Президенты. Он предложил значительно сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах первого лица страны.

В июне 2012 г. вступил в силу новый закон о выборах губернаторов. В своем Послании Федеральному собранию В.В.Путин предложил наделить правом законодательной инициативы в парламентах своих регионов депутатов и сенаторов, что позволит усилить их связи с субъектами Федерации. Подводя предварительные итоги реформы, которая уже привела к созданию в России десятков новых партий, В.В.Путин обратил внимание, что всем им необходимо предоставить равный доступ к СМИ, причем не только в период избирательной кампании. Кроме того, он поддержал идею вернуться к смешанной системе парламентских выборов, когда народных избранников выбирают и по партийным спискам, и по одномандатным округам.

В июле 2012 г. подписан закон, усиливающий контроль распространения противоправной информации в Интернете, предполагающий фильтрацию интернет-сайтов по системе чёрного списка и блокировку запрещённых интернет-ресурсов. С 1 ноября 2012 г. в России функционирует Единый реестр интернет-сайтов, содержащих информацию, распространение которой на территории России запрещено. С 1 августа 2013 г. действует «антипиратский закон» подразумевающий возможность блокировки сайтов, на которых нелегально размещены фильмы и ссылки на них.

В июле 2013 г. принят закон о защите чувств верующих. В августе 2013 г. вступил в силу запрет на владение иностранными счетами для чиновников и парламентариев. Закон запрещает депутатам и ряду госслужащих иметь счета, вклады и финансовые активы в иностранных банках за пределами России.

7 - 23 февраля состоялись XXII зимние Олимпийские игры в Сочи. 7- 16 марта - XI зимние Паралимпийские игры в Сочи.

В феврале-марте 2014 г. в Крыму начались масштабные общественно-политические изменения, начало которым положили протесты местного (в основной своей массе русскоязычного) населения против действий бывшей оппозиции, пришедшей к власти на Украине в результате событий февраля 2014 г. На волне общественного подъёма была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя и Автономной Республики Крым, а те, в свою очередь, не признали легитимность нового украинского правительства и обратились за содействием и помощью к руководству Российской Федерации. Местные органы власти, благодаря поддержке России и, несмотря на попытки противодействия со стороны властей Украины и давление стран Запада, в сжатые сроки организовали и провели 16 марта 2014 г. референдум о статусе Крыма и возможном его выходе из состава Украины и вхождении в состав Российской Федерации. Более 95% избирателей проголосовали за воссоединение с Россией. 17 марта 2014 г. Президент России В.В.Путин подписал указ о признании независимости Крыма. 18 марта 2014 г. был подписан договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь. 11 апреля 2014 г. парламент Республики Крым принял новую Конституцию в связи с вхождением в состав России

29 мая 2014 г. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - международного интеграционного экономического объединения (союза), созданного на базе Таможенного союза ЕврАзЭС. ЕАЭС должен начать функционировать с 1 января 2015 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: